Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 22:55, реферат
Краткое описание
Тема данной курсовой является чрезвычайно актуальной для рассмотрения в связи с тем, что рассмотрение основ любой научной дисциплины, как теоретического, так иприкладного характера немыслимо без рассмотрения процесса ее зарождения,функционирования и развития, без характеристики тех истоков, откуда эта науказародилась. Кроме того, актуальность темы подчеркивается также и темобстоятельством, что наука менеджмента является достаточно динамичноразвивающейся дисциплиной, изучение которой представляет несомненныйпознавательный интерес.
Содержание
Введение 1. Теоретическаяхарактеристика количественной школы менеджмента 1.1 Основныетеоретические особенности количественной школы управления 1.2 Кибернетическая модельуправления 1.3 Русское направление развитияколичественной школы менеджмента 2. Анализ процессапринятия управленческих решений по ценообразованию на примере деятельности ООО «Евроокна» 2.1 Общая характеристика компании 2.2 Процесс принятияуправленческих решений в области ценообразования в компании 3. Совершенствование процессаценообразования ООО «Евроокна» 3.1 Основные проблемы,возникающие при принятии решения в области ценообразования 3.2 Мероприятия по совершенствованиюпринятия управленческих решений в области ценообразования с использованиемматематических моделей Заключение Список используемойлитературы Приложения
1. Теоретическаяхарактеристика
количественной школы менеджмента
1.1 Основныетеоретические
особенности количественной школы
управления
1.2 Кибернетическая модельуправления
1.3 Русское направление
развитияколичественной школы менеджмента
2. Анализ процессапринятия
управленческих решений по ценообразованию
на примере деятельности ООО «Евроокна»
2.1 Общая характеристика компании
2.2 Процесс принятияуправленческих
решений в области ценообразования в компании
3. Совершенствование процессаценообразования
ООО «Евроокна»
3.1 Основные проблемы,возникающие
при принятии решения в области ценообразования
3.2 Мероприятия по совершенствованиюпринятия
управленческих решений в области ценообразования
с использованиемматематических моделей
Заключение
Список используемойлитературы
Приложения
Введение
Тема данной курсовой является
чрезвычайно актуальной для рассмотрения
в связи с тем, что рассмотрение основ
любой научной дисциплины, как теоретического,
так иприкладного характера немыслимо
без рассмотрения процесса ее зарождения,функционирования
и развития, без характеристики тех истоков,
откуда эта науказародилась. Кроме того,
актуальность темы подчеркивается также
и темобстоятельством, что наука менеджмента
является достаточно динамичноразвивающейся
дисциплиной, изучение которой представляет
несомненныйпознавательный интерес.
Внедрениерыночных отношений
в практику хозяйствования требует принципиального
измененияметодов управления на всех
уровнях управленческой иерархии. Это
выдвигаетнеобходимость изучения новых
подходов и форм управления, в частности,менеджмента
как особого типа управления. Менеджмент
как научная дисциплинапрошел долгий
и противоречивый путь развития, и рассматривать
его, несомненно,нужно с учетом исторического
опыта, тех целей и задач, которые ставились
наразных этапах его развития.
Исходя извсего вышесказанного,
целью данной работы является необходимостьохарактеризовать
количественную школу управления.
Достижениеданной цели предполагает
решение следующих задач:
1.Теоретическую характеристику
количественной школы, ее направлений,
основныхтенденций развития.
2. Проанализироватьпрактику
принятия решений в области
ценообразования в ООО «Евроокна».
3. Показатьприменение количественных
методов для решения задачи
оптимизации процессапринятия управленческих
решений.
Предметисследования – процесс
принятия управленческих решений в областиценообразования.
Объектисследования – хозяйственная
деятельность ООО «Евроокна».
Теоретическойбазой для написания
работы послужила литература по менеджменту.
В процессеисследования применялись
такие методы как анализ, синтез, дедукция.
Курсоваяработа состоит из
трёх глав, изложена на печатных листах.
В заключениеисследования представлены
выводы по всей работе в целом.
1. Теоретическаяхарактеристика
количественной школы менеджмента
1.1Основные теоретические
особенности количественной школы
управления
Основной предпосылкойвозникновения
количественной школы управления, на наш
взгляд являетсяусложнение самого процесса
управления, что было обусловлено бурным
научно –техническим прогрессом послевоенных
лет [11, с. 86].
Послевоенное производство
сначала ориентировалось наудовлетворение
массовых потребностей, а по мере их насыщения
на удовлетворениеспецифических потребностей,
которые формировали рынки небольшой
емкости. Этопослужило толчком к появлению
предпринимательских структур, образованиюбольшого
числа малых и средних предприятий [11,
с. 86].
Ключевыми факторами успеха
на рынке стали гибкость, динамичность,адаптивность
к требованиям окружающей среды. Ученые
начали активноразрабатывать идеи открытости
организаций как систем. Усложнение средыпотребовало
разработки и применения способов принятия
решений в ситуациинеопределенности.
Развитие математических наук, статистики,
информатики, атакже компьютерной техники
явилось предпосылкой появления новой
научной школы,которая получила название
количественной, или управленческой.
Ключевой характеристикой науки
управления (количественной школы) являетсязамена
словесных рассуждений и описательного
анализа моделями, символами иколичественными
значениями [12, с. 12].
Представители данной школы
осваивали различные стороны,компоненты
и элементы объекта управления с помощью
количественных методов,разрабатывали
соответствующие экономические, математические
и логическиемодели.
Количественный подход к управлению
заключается в применениистатистических
методов, моделей оптимизации, информационных
моделей и методовкомпьютерного моделирования.
В годы Второй мировой войны
эти разработки оформились вуправленческую
дисциплину, нацеленную на эффективное
распределение ресурсов посистеме целей
– исследование операций. Использование
ее рекомендацийспособствовало победам
антигитлеровской коалиции, например
успешномуфорсированию Ла-Манша англо-американскими
войсками.
После окончания Второй мировой
войны многие количественныеметоды, использовавшиеся
при решении чисто военных проблем, стали
широкоприменяться в сфере бизнеса. Основное
внимание в вопросах управления с середины1960-х
гг. уделялось проблемам, связанным с применением
современных техническихсредств управления,
использованием широко внедряемых ЭВМ
и различного рода прикладныхпрограмм,
экономико-математическим моделированием,
разнообразными методамисистемного анализа.
Появилось множество работ
по данным проблемам, которые и былиобъединены
в количественную школу, или школу науки
управления (не путать снаучным менеджментом).
Основой всех методов и подходов этого
направленияявляются категории математики
или других точных наук. Достаточно большое
числонаучных работ было основано на методах
исследования операций, поэтому данноенаправление
в менеджменте может носить еще и такое
одноименное название.
Проблемы, рассматриваемые
в рамках количественной школы,сразу же
стали популярными. В 1970-х гг. на Западе
существовало около 100периодических изданий
по вопросам исследования операций. Более
20 высшихучебных заведений США регулярно
готовили специалистов соответствующего
профиля,а на многих крупных фирмах действовали
особые группы или отделы по исследованиюопераций.
Основным толчком к началу этих исследований
послужило осознаниенеобходимости комплексного
изучения и поисков единого решения для
сложногопроцесса с ясно выраженной целью
(операции), поскольку решения отдельных
частейобщей задачи оказывались изолированными
процессами, между тем как практикатребовала
единства всех частных решений.
В основе количественной школы
менеджмента лежит понятиемодели.
Модель – этоформа представления
реальности.
Математическаямодель – это
описание какого-либо класса явлений,
выраженное с помощьюматематической символики
[12, с. 13].
Основныеэтапы построения модели
перечислены ниже.
1. Уточнениепостановки задачи.
2.Формулирование законов,
связывающих основные параметры
объекта.
3. Запись вматематических
выражениях сформулированных закономерностей,
4.Исследование модели
на основе сопоставления фактических
показателейдеятельности с расчетными
по модели (теоретический и / или
экспериментальныйанализ).
5. Накоплениеданных об
изучаемом объекте и корректировка
модели с целью введениядополнительных
факторов и данных, ограничений,
критериев.
6. Применениемодели для
решения задач управления объектом.
7. Развитие исовершенствование
модели.
1.2 Кибернетическая
модельуправления
Наиболееобщий, неконкретный
подход к рассмотрению управленческого
процесса былиспользован Норбертом Винером
при формировании им основ, так называемой«Всеобщей
науки управления или кибернетики» [5,
с. 67].
В основекибернетики лежит
рассмотрение управления как информационного
процесса.Поскольку по форме управление
действительно является сугубо информационнымпроцессом,
такой подход вполне правомерен. Однако
он предполагает полноеабстрагирование
от содержательной стороны управления
[5, с. 67].
Исходнаяпосылка кибернетического
подхода к управлению сводится к констатации
фактаналичия двух блоков произвольной
природы, между которыми имеет место отношениеуправления.
Один из блоков называется управляющим
(регулятором, субъектомуправления), а
другой – управляемым (объектом управления).
Из этих,достаточно бедных предпосылок,
однако можно сделать ряд общих выводов.
1. Существуетнекоторая цель,
для достижения которой регулятор
осуществляет управление.Действительно,
если регулятор не имеет причин
вмешиваться в функционированиеобъекта,
то не будет и управления. Природа
этой цели, ее происхождение в
рамкахданной модели не рассматривается.
2. Существуетпотенциальная
возможность достижения этой
цели за счет определеннойдеятельности
объекта (или по крайней мере
субъект управления считает, что
этотак). Вмешиваться в функционирование
управляемого объекта имеет смысл
только,если в результате такого
вмешательства можно ожидать, что
цель субъектауправления будет
достигнута.
3. Междурегулятором и
объектом управления существует
связь (УС), которая носитинформационный
характер и обеспечивает возможность
регулятору воздействовать наповедение
объекта. Особое внимание здесь
следует обратить на информационныйхарактер
управляющей связи. Если связь
между двумя блоками не являетсяинформационной
(например – между тягачом
и прицепом), то это уже не
управление.
4. Объектреагирует на
управляющие сигналы, поступающие
по каналу управляющей связи,
т.е.изменяет свое поведение под
воздействием поступающей по
этому каналууправляющей информации.
Если он не реагирует, то управление
невозможно.
5. Субъектуправления располагает
моделью, которая позволяет ему
прогнозировать поведениеобъекта
в ответ на те или иные
управляющие воздействия, и выбирать
такие,которые ведут к достижению
целей, стоящих перед субъектом
управления.
6. Какправило, для обеспечения
эффективного управления между
объектом и субъектомуправления
имеется еще одна информационная
связь, предназначенная для передачиинформации
о реальном поведении объекта.
Эта обратная связь позволяеткомпенсировать
как неизбежно существующие отличия
в поведении объекта отпрогноза,
полученного с помощью модели,
так и возможные отклонения
в поведенииобъекта, связанные с
наличием неконтролируемых внешних
воздействий и внутреннихфлюктуаций.
Обратная связь выполняет и
другую функцию. Она служит основнымисточником
информации для формирования
и постоянного уточнения модели,
которуюиспользует управляющая
система [5, с. 68].
Краткоописанная модель управленческого
процесса справедлива, когда речь идет
обуправлении, независимо от специфики
конкретной области. Однако управлениеорганизациями
качественно отличается от управления
в других сферах. Еслиуправление в технических
системах предполагает, что цели вносятся
в системууправления извне, при ее конструировании
или в процессе настройки и т.д., топри
управлении организацией цели всегда
формируются внутри самой системыуправления.
Это фундаментальноеотличие.
В технических системах цели управления
формируются в задающем блоке запределами
регулятора. В организациях ситуация принципиально
иная. Цели оторганизации к организации
напрямую не передаются. Внешние силы
на формированиецелей внутри организации
могут лишь более или менее эффективно
влиять, нопоследствия такого воздействия
далеко не однозначны. Одна из важнейших
причинтакой неоднозначности кроется
в том, что объект управления является
здесьорганизацией, т.е. тоже сам формирует
собственные цели и реагирует науправляющие
воздействия исходя из оценки соответствия
поступающих командсобственным интересам
и целям. Исходя из этого – главная проблема
управлениясостоит в невозможности передачи
целей от начальника к подчиненному. Важнейшимследствием
является то, что смыслом управленческого
воздействия должны бытьдействия руководителя,
направленные на формирование у подчиненного
человека илиорганизации целей, соответствующих
общим целям организации.
1.3 Русское направление
развития количественной школы
менеджмента
В годы Великой Отечественной
войны система управления промышленностью,сложившаяся
в предшествующие годы, не претерпела
принципиальных изменений.Основным принципом
управления продолжал оставаться хозрасчет
при усиленииадминистративно-командных
методов руководства. Научная работа велась
попроблемам внутризаводского планирования
и диспетчирования.
В послевоенный период времени
возобновилась научная и практическая
работав области организации и управления
производством. Вместе с тем, имело местосокращение
исследований в области управления производством.
К концу 50-х гг.тематика исследований по
проблемам организации и управления предприятияминачала
постепенно расширяться.
Начиная с 1957 г. был осуществлен
переход к управлению промышленностьюи
строительством по территориальному принципу
через Советы народного хозяйства(совнархозы)
экономических административных районов.
Главным назначениемсовнархозов было
пресечение ведомственных тенденций в
развитии промышленности.
К этому же времени относится
рождение такой важной самостоятельной
ветвиэкономики, как экономическая кибернетика,
тесно связанной с использованием напрактике
экономико-математических методов. Создание
этой науки в нашей странеосуществлялось
под руководством академиков А.И. Берга
и В.М. Глушкова.