Коллектив, его структура. Динамика развития групп. Особенности управления формальными и неформальными группами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 01:52, контрольная работа

Краткое описание

Высшей формой организованной группы считается коллектив. Коллектив — это группа людей, представляющая собой часть общества, объединенную совместной деятельностью, подчиненную целям этого общества.
К числу характеристик, определяющих уровень развития группы или коллектива, можно отнести следующие: совместимость, сплоченность, сработанность, направленность, самоорганизованность.
В коллективе формируются явления, свойственные только совместной жизни людей. Одно из них социальная фасилитация — социальное облегчение эффективности деятельности и саморазвития каждого члена коллектива. Обучение в группе намного эффективнее, чем индивидуальное. Но отношения в группе должны быть доброжелательными.

Содержание

Введение ……………………………………………………….…………. 3
1 Коллектив, его структура…….…………………..……….…………… 5
2 Динамика развития групп…….………..……………….…………….. 9
3 Особенности управления формальными и неформальными группами………………………………………………….…………………..14
Заключение …………………………..……………….…………………. 16
Список литературы……… …………………………………………….. 17

Вложенные файлы: 1 файл

контр..docx

— 41.91 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ТЕКСТИЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

(ИГТА)

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент»

на тему: « Коллектив, его структура. Динамика развития групп. Особенности управления формальными и неформальными группами. »

 

 

Выполнил(а) студент(ка):   Краснова О. И. 

Специальность: 080502

Курс: 4

Номер зачетной книжки 096117

Проверил(а): Медведева М. В.

 

 

 

 

 

Иваново – 2013

Содержание

 

Введение ……………………………………………………….…………. 3

1 Коллектив, его структура…….…………………..……….…………… 5

2  Динамика развития групп…….………..……………….…………….. 9

          3  Особенности управления формальными и неформальными   группами………………………………………………….…………………..14

Заключение …………………………..……………….…………………. 16

Список литературы……… …………………………………………….. 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Высшей формой организованной группы считается коллектив. Коллектив  — это группа людей, представляющая собой часть общества, объединенную совместной деятельностью, подчиненную  целям этого общества.

К числу характеристик, определяющих уровень развития группы или коллектива, можно отнести следующие: совместимость, сплоченность, сработанность, направленность, самоорганизованность.

В коллективе формируются явления, свойственные только совместной жизни  людей. Одно из них социальная фасилитация — социальное облегчение эффективности деятельности и саморазвития каждого члена коллектива. Обучение в группе намного эффективнее, чем индивидуальное. Но отношения в группе должны быть доброжелательными.

Социальная ингибиция означает, что деятельность и развитие членов коллектива блокируются неблагоприятным влиянием слаборазвитой группы.

Теория коллектива, основные идеи которой были заложены Макаренко, развиты  в работах таких известных  отечественных педагогов и психологов, как Л. И. Новикова, Т. Е. Конникова, Т. Н. Мальковская, И. П. Иванов, В. А. Караковский, А. В. Петровский, Р. С. Немов. Она может иметь самое широкое применение не только в педагогике, но также во всех сферах управления, в бизнесе, семейной жизни во всех случаях, где функционируют социальные группы.

Организация - это социальная категория  и одновременно - средство достижения целей. Это - место, где люди строят отношения  и взаимодействуют. Поэтому в  каждой формальной организаций существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые  образовались без вмешательств руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность.

Несмотря на то, что неформальные организации созданы не по воли руководства, они представляют собой фактор, с  которым должен считаться каждый руководитель, потому что такие организации, и другие группы могут оказывать  сильное влияние на поведение  отдельных личностей и на рабочее  поведение сотрудников. Кроме того, как бы хорошо руководитель не выполнял свой функции, невозможно определить, какие действия и отношения потребуются  для достижения целей в организации, стремящейся вперед. Руководителю и подчинённому часто приходится взаимодействовать с людьми, находящимися за пределами данной организации и с подразделениями вне их субординации. Люди не смогут успешно выполнять свои задачи, если они не добьются должностного взаимодействия отдельных лиц и групп, от которых зависит их деятельность. Чтобы справляется с такими ситуациями, менеджер обязан понимать, какую роль в конкретной ситуации играет та или иная группа, и какое место в ней занимает процесс руководства.

Актуальность выбранной темы заключается  в том, что для любой успешно  развивающейся организации в  условиях современного бизнеса человеческий фактор, а именно взаимоотношение  формальных и неформальных групп  играет важную роль и оказывает большое  влияние на жизнь организации  в целом. Поэтому важно знать  и понимать роль, взаимодействие формальных и неформальных групп, методы управления группами. Менеджерам необходимо искать нестандартные приемы управления людьми или использовать имеющиеся приемы более эффективно с целью использования  потенциальных выгод и уменьшения отрицательного воздействия неформальных групп.

Цель данной работы – определить что такое коллектив, его структуру, выявить динамику развития групп, характер взаимодействия формальных и неформальных групп и их влияние на процесс функционирования организации.

 

  1. Коллектив

     Коллектив — это ячейка общества, в которой сочетаются об-

щественные, групповые и индивидуальные интересы; организо-

ванная общность людей, объединенных конкретным видом дея-

тельности и складывающимися в ходе этой деятельности отноше-

ниями, интересами и нормами поведения.[1,c 331]

     Люди, как правило, работают не в одиночку, а в составе

определенного коллектива. Коллектив — это группа людей, объ-

единенных по определенному принципу и включенных в систему

управленческих отношений  организации. Чтобы считаться кол-

лективом, группа должна обладать следующими признаками:

наличие совместной единой цели у всех членов коллектива

(посетители у кабинета  врача не могут считаться коллекти-

вом, поскольку имеют индивидуальные цели);

психологическое признание  и отождествление членами

коллектива друг друга  на основе совместных интересов,

идеалов, принципов и т.п.;

- практическое взаимодействие людей, основанное на пси-

хологическом признании друг друга, в результате которого

начинает работать синергия потенциала коллектива;

- постоянство взаимодействия в коллективе, в результате ко-

торого становится возможным влияние друг на друга его

членов.

     Коллектив играет огромную роль, которую трудно переоценить,

в жизни каждого человека. Прежде всего в его рамках удовлетво-

ряется естественная потребность человека в общении, деловом

взаимодействии и принадлежности к группе себе подобных; в кол-

лективе человек обретает поддержку и защиту; в коллективе он

находит признание своих  успехов и достижений. В зависимости  от

микроклимата коллектива его влияние на личность может  быть как

позитивным, так и негативным. В свою очередь человек также  пы-

тается воздействовать на коллектив, трансформировать его под

свое видение достижения цели, а также стремится делать его более

«удобным» для себя. Результативность такого воздействия зависит

от силы обеих сторон. Сильная личность (лидер) может подчинить

себе коллектив, слабая - растворяется в нем.

     Коллективы различаются между собой психологически, исходя из

чего внутри их формируется  определенный микроклимат, характери-

зующийся социально-психологической совместимостью. Социально-

психологическая совместимость  достигается благодаря:

-соответствию личных возможностей каждого структуре и

содержанию его деятельности, что нивелирует зависть по

отношению к успехам других;

-близости и совпадению моральных позиций, создающих

основу взаимного доверия  между людьми;

-однородности основных мотивов деятельности и индиви-

дуальных устремлений  членов коллектива, способствую-

щих их лучшему взаимопониманию;

- возможности взаимного дополнения и органического со-

единения способностей каждого  в едином трудовом и твор-

ческом процессе (синергия);

-рациональному распределению функций между членами

коллектива, при котором  ни один не может добиться успе-

ха за счет другого.

     Работоспособный сплоченный коллектив возникает не сра-

зу — этому предшествует длительный процесс его становления и

развития, успех которого определяется рядом обстоятельств.

Прежде всего это цели предстоящей деятельности коллектива, со-

ответствующей внутренним стремлениям людей, ради которых они

готовы полностью или  частично отказаться от свободы решений  и

поступков и подчиниться  групповой власти.

     Другим важным условием успешного формирования коллекти-

ва является наличие определенных, пусть даже незначительных,

успехов в процессе совместной деятельности, наглядно демонстри-

рующих ее явные преимущества перед индивидуальной.

Сплоченный коллектив  не может существовать без надлежащей

совместимости образующих его  людей: психологической, профес-

сиональной, интеллектуальной, а также правильного распределе-

ния между ними обязанностей в соответствии со способностями и

желаниями каждого.

     Для обретения успеха официальному коллективу необходим

сильный руководитель, а  лучше — руководитель-лидер, а  неофи-

циальному — лидер, которому коллектив готов подчиняться и идти

с ним к поставленной цели, несмотря на все трудности.

Наконец, каждый коллектив  должен найти свою нишу в струк-

туре организации, где  бы он мог полностью реализовать  свои цели

и потенциал.

     Отношения в коллективе порождают возникновение опреде-

ленных производственных ролей, получивших своеобразные на-

звания: координатор, генератор, контролер, шлифовщик, энтузи-

аст, искатель выгод, исполнитель и помощник.

     Считается, что коллектив будет нормально функционировать при

полном распределении и добросовестном исполнении всех восьми

перечисленных ролей. В противном  случае кто-то будет совмещать

отдельные роли, что неминуемо  приведет к возникновению внутри-

личностных, а затем и  межличностных конфликтов.

     Это обстоятельство является одной из причин недостаточной

устойчивости небольших  коллективов. В первичных (до четырех

человек) оно компенсируется близостью взглядов и целей, а  вот

группы от пяти до восьми человек наиболее уязвимы и чаще всего

раскалываются на две враждующие части. В этом смысле предпоч-

тительнее коллективы, насчитывающие 10–12 человек, в которых

внутреннее равновесие достигается  легче, но при дальнейшем рос-

те они становятся менее управляемы.

     В рамках коллектива между его членами могут возникать сле-

дующие типы отношений:

-дружеская кооперация, взаимопомощь, основанные на до-

верии;

-дружеское соревнование  в рамках позитивных взаимоотно-

шений;

-невмешательство и дистанцирование при отсутствии как

сотрудничества, так и  соперничества;

-соперничество, ориентация  на индивидуальные цели, ос-

нованные на общем недоверии;

-кооперация антагонистов  и негативное отношение друг  к

другу.

     Деятельность членов коллектива подчинена ряду законов, сре-

ди которых можно выделить два — закон сохранения личного по-

ложения, достоинства, социального статуса и закон компенсаций

недостатка одних способностей другими. В соответствии с первым

законом каждый член коллектива будет прикладывать максимум

усилий, чтобы сохранить  свое место «под солнцем», но действия

могут быть весьма неоднозначными. С одной стороны, они могут

выражаться в улучшении  результативности, качества работы, в  са-

мосовершенствовании, с другой — сводиться к интригам, бюрок-

ратическим приемам и защите от всего, что несет возможность

каких-либо изменений. Действия, исходящие из второго закона,

также неоднозначны, ибо  компенсировать недостаток можно так-

же и лестью, угодничеством, «подсиживанием» соперников и др.

     Как правило, большинство людей одновременно являются чле-

нами официального коллектива и неформальных групп, поэтому

хорошее отношение с товарищами они ценят выше благодарности

начальства. Если эти цели совпадают или не противоречат, то офи-

циальная линия будет охотно поддерживаться, в противном случае

линия предпочтения будет  отдаваться целям неформального  кол-

лектива. [1,325-330]

 

  1. Динамика развития групп

 

Человек нуждается в общении  с себе подобными и по-видимому получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако, если двое или более людей проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и существование друг друга. Время, требующееся для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависят от ситуации и от характера взаимосвязи людей. Однако, результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осознание того, что о них думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, случайное скопление людей становится группой.

Каждый из нас принадлежит  одновременно ко многим группам. Мы —  члены нескольких семейных групп: своей  непосредственной семьи, семей бабушек  и дедушек, двоюродных сестер и братьев, родственников жены или мужа и  т.д. Большинство людей принадлежит  также к нескольким группам друзей — кругу людей, которые довольно регулярно видятся друг с другом. Некоторые группы, с которыми нам  приходится взаимодействовать, оказываются  недолговечными, и их миссия проста. Когда миссия выполнена, или когда  члены группы утрачивают к ней  интерес, группа распадается. Примером такой группы могут быть несколько  студентов, которые собираются вместе для подготовки к предстоящему экзамену. Другие группы могут существовать в  течение нескольких лет и оказывать  существенное влияние на своих членов или даже на внешнее окружение. Примером таких групп могут быть объединения  школьников-подростков.

Информация о работе Коллектив, его структура. Динамика развития групп. Особенности управления формальными и неформальными группами