Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:48, творческая работа
Реализация управленческих функций, исполняется субъектом управления относительно к организации, общественной группе, коллективу как объектам управления. Категории, исследованием которых занимается социальная психология, имеют все шансы быть разделены на большие и малые. К большим по количеству социальным группам можно отнести, с одной стороны, стихийные, кратковременно существующие, случайно образующиеся общности типа толпы, публики, аудитории, а с другой — долго существующие, исторически обусловленные, устойчивые образования: этнические или профессиональные категории.
1 Коллектив как объект управления…………………..…………………….3
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
Костромской |
Вид работы |
Творческая работа |
Название дисциплины |
Управление персоналом |
Тема |
Коллектив как объект управления |
Фамилия студента |
Проша |
Имя студента |
Екатерина |
Отчество студента |
Николаевна |
№ контракта |
05001090301001 |
1 Коллектив как объект управления…………………..…………………….3
Коллектив как объект управления
Реализация управленческих функций, исполняется субъектом управления относительно к организации, общественной группе, коллективу как объектам управления. Категории, исследованием которых занимается социальная психология, имеют все шансы быть разделены на большие и малые. К большим по количеству социальным группам можно отнести, с одной стороны, стихийные, кратковременно существующие, случайно образующиеся общности типа толпы, публики, аудитории, а с другой — долго существующие, исторически обусловленные, устойчивые образования: этнические или профессиональные категории.
Толпа возникает в связи с различными событиями, продолжительность ее существования определяется значительностью инцидента. Главный фон поведения толпы — это стихия и неорганизованность, что собственно часто приводит к брутальным формам поведения.
Масса — наиболее стабильное образование с достаточно нечеткими границами, она организована в большей степени, нежели толпа, в которую конкретные слои народонаселения довольно принципиально собираются из-за некоторой акции. В деяниях массы наиболее точные окончательные цели и стратегия поведения, но масса, как и толпа, разнородна, поскольку в ней возможно столкновение интересов, а значит, ее существование непрочно. Публикой называют кратковременное собрание людей для общего досуга связанным с неким зрелищем на стадионе, в зрительном зале. Публика постоянно собирается ради единой, определенной цели, а значит, она наиболее управляема, хотя она остается массовым собранием людей, довольно какого-нибудь инцидента, чтобы она стала непрочной и неуправляемой.
Традиционно объект социальной психологии управления — небольшие контактные категории и трудовые коллективы, а предмет — социально-психологическая сторона обилия управленческих отношений, охватывающих людей как членов трудового коллектива.
Коллектив — это любое официально санкционированное объединение людей, контактная небольшая категория людей, занимающихся каким-либо социально полезным видом деятельности. Категория «коллектив» имеет ряд единых признаков с понятием малой группы, из числа которых важнейшими считаются следующие: общность территории и времени существования, присутствие системы внутренних взаимосвязей и взаимоотношений между членами категории, наличие лидера и определенной иерархически организованной структуры взаимоотношений. Дифференциальным признаком коллектива считают специфику системообразующего фактора — цели существования коллектива в форме значимых социального заказа или же общественных задач, которые характеризуют содержание коллективной деятельности. Следовательно, можно рассматривать коллектив как общественно зрелую форму малой контактной категории.
К характеристикам группы относятся композиция группы, структура и массовые процессы. Композиция группы — это совокупность характеристик членов группы, существенных с точки зрения анализа группы как целого, в виде ее численности, возрастного, полового и национального составов, а также социального положения ее членов. Текстура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые исполняют отдельные члены группы, также с точки зрения межличностных взаимоотношений в ней. Выделяют структуры предпочтений, общественной власти и коммуникаций. Групповые процессы включают процессы становления и сплочения, массового давления и выработки решений.
К чертам, характеризующим положение человека в группе, относятся: система групповых ожиданий, система статусов и ролей членов группы. Система групповых ожиданий строится на основе групповых норм и правил и контролируется через групповые санкции. Поведение, соответствующее образцу, поощряется, а несоответствующее наказывается группой. Большое значение в определении функции и значения каждого члена в групповой деятельности принадлежит социальному статусу и социальной роли человека. Статус — это совокупность психологических характеристик человека, характеризующих его место в группе и то, как его будут воспринимать другие члены группы. Статус реализуется через систему ролей, под которыми понимают различные функции, выполняемые каждым членом группы в соответствии со своим положением в ней.
Для содержательного анализа малой группы как целого важно, прежде всего, проанализировать структуры малой группы: социометрическую, коммуникативную и структуру власти.
Социометрическая структура
Социометрический статус как проявление общественного статуса считается величиной довольно стабильной, которая имеет направленность сохраняться в данной конкретной группе и очень часто «переходит» с человеком в иную группу, потому что он привыкает исполнять роли, предписанные ему его неизменным социальным статусом. В поведении закрепляются определенные привычные формы реагирования на слова и поступки других, все невербальные реакции тоже подстраиваются под определенную роль. Переходя в иную категорию, человек продолжает играть обычную роль, члены группы воспринимают предлагаемый образ и нередко подыгрывают ему.
На меру социального статуса оказывают большое влияние определенные психологические и социальные факторы, например внешний вид человека (физическая привлекательность и имидж, а также свойства темперамента: общительность, эмоциональность, сниженная тревожность и стабильность поведения). Большое значение имеют успехи в ведущей деятельности группы или коллектива: учебе, общении, профессиональной деятельности, которые определяются в большой степени интеллектуальными способностями. Интересно, что статус человека в конкретной группе нередко находится в зависимости от его положения в иных группах, успехов во внегрупповой деятельности. Так, студент, отличившийся в некотором виде спорта, творчестве, может за счет этого значительно улучшить собственные позиции в группе. С данной точки зрения большими преимуществами в достижении высокого стабильного места в системе групповых предпочтений обладают студенты, имеющие богатый опыт социального общения в различных сферах, с разными людьми.
Исходя из убеждений становления личности, человеку целесообразно время от времени изменять собственный статус, так как это гарантирует ему большую социальную гибкость, позволяет примерить на себя разные «социальные маски», разные внутригрупповые роли. Именно этим человек вырабатывает более гибкую и продуктивную стратегию собственного поведения, познает людей и смысл их поступков. Основное условие, обеспечивающее динамику статусов членов группы, заключается в создании разнообразных форм групповой деятельности, которые потребовали бы от своих исполнителей различного перераспределения функций и обязанностей, различных форм управления, раскрытия и реализации многообразных личностных полномочий и ресурсов членов группы.
Для увеличения статуса отверженного или изолированного члена группы может быть применён прием, символически именуемый «отсвет от звезды». Сущность его в том, что высокостатусному члену группы под благовидным поводом поручается в совместной работе с низкостатусным выполнить необходимую работу для группы.
Весомая черта системы внутригрупповых предпочтений — это взаимность психологических предпочтений. У человека может быть только один положительный выбор, но если он взаимный, то данный человек будет себя чувствовать значительно увереннее, чем в том случае, если его предпочитает несколько людей, а сам он нацелен на других, не замечающих или отклоняющих его.
Существенная характеристика социометрической структуры связана с наличием устойчивых констелляций межличностного предпочтения. Возникающие в группе мини-объединения могут быть различны по своему внутреннему строению, сплоченности, могут иметь или не иметь членов, отвергающих друг друга, что тоже важно для общей характеристики группы. Социометрическая матрица дает возможность понять, как распределяются отвержения в группе. Например, в группе могут быть представители, которых не любит почти вся группа, или, наоборот, почти у всех могут быть отвержения, но, ни у кого они не преобладают значительно над предпочтениями.
Коммуникативная структура группы — это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой. Владение информацией — важный показатель положения члена группы. С одной стороны, доступ к получению и хранению информации обеспечивает человеку в группе особую роль, немалые групповые привилегии. В ряде случаев человека, являющегося информационным центром группы, называют коммуникативным лидером. С другой — информация адресуется, как правило, высокостатусным членам группы, т.е. обладание информацией связано с мерой статуса индивида. Характер сообщаемой информации также зависит от групповой позиции человека: чем выше статус, тем более доброжелателен характер передаваемой информации.
При анализе информационных групповых связей часто используют термин «коммуникативная сеть» и выделяют два типа таких сетей: централизованные и децентрализованные. Централизованные коммуникативные сети характеризуются тем, что один из членов группы находится в центре информационных потоков и играет основную роль в организации обмена информацией и межличностного взаимодействия. Через него осуществляется общение остальных участников данной деятельности, которые непосредственно между собой контактировать не могут. Применение централизованных коммуникативных сетей целесообразно для решения конкретных задач, возложенных на группу, а также при необходимости организованного сплочения группы.
Децентрализованные
Структура социальной власти
в малой группе — это система взаиморасположен
Структура связей коллектива имеет черты сходства с описанными выше системами социальных отношений для малой контактной группы, но обладает некоторыми специфическими чертами. В социальной психологии выделяют формальную (официальную) и неформальную (неофициальную) структуру коллектива, являющуюся совокупностью всех внутриколлективных отношений.
Формальная структура ориентируется научно-техническим разделением труда, официальными правами и обязанностями членов коллектива. Согласно с ним любой работник, реализуя собственные функции, взаимодействует с остальными членами коллектива предписанным ему образом. Это предписание может быть в виде административно-правовых актов, официальных должностных инструкций, приказов, других нормативных документов. Очевидно, что формальная структура коллектива включает в себя и аппарат управления, и его функции. Неформальная структура представляет собой неожиданно образовавшуюся совокупность реальных отношений между членами этого коллектива. Традиционно в основе появления таких отношений лежат психологические факторы: необходимость в общении, сходство интересов, симпатии и антипатии, предрасположенность к доминированию и др. При всём при этом из рассмотрения не исключаются помимо прочего некоторые формальные предпосылки, которые упрощают людям вступление в неофициальные контакты. К этим предпосылкам, возможно, отнести научно-технические особенности трудового процесса, сходство членов коллектива по полу, возрасту, семейному положению. Действие этих предпосылок на структуру коллектива проявляется, прежде всего, через психологические механизмы внутригрупповых взаимоотношений.
Следовательно, в структуре профессионального коллектива выделяют формальную, технологически обусловленную структуру, и неформальную, преимущественно психологическую структуру межличностных отношений. Эти более сложные структурные характеристики коллектива определяются, как уже отмечалось, наличием у него социально признаваемой цели профессиональной деятельности. В связи с этим функционирование коллектива более сложное, что детерминирует высокие требования к эффективности управления его жизнедеятельностью.
В виде финансовых характеристик продуктивности коллектива называются разные аспекты: прибыль, рентабельность, производительность труда, качество продукции, ее новизну, себестоимость и другие. Повторяющийся вид интегральных эмоциональных признаков коллективной работы на практике больше иных употребляются данные социально-психологического климата и сплоченности. Социально-психологический климат — это складывающаяся в трудовом коллективе эмоциональная атмосфера, удобная или же дискомфортная для его членов; такой климат, возможно, рассматривать как отраженное, субъективное образование в отличие от отражаемого — беспристрастной жизнедеятельности коллектива.
На состояние эмоционального климата в трудовом коллективе оказывают воздействие существующая ситуация в обществе, нрав публичных отношений, а ещё отличительные черты этой сферы трудовой деятельности, реализуемых в ней управленческих действий, особенность взаимосвязей с другими трудовыми коллективами.