Коммуникации в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:11, реферат

Краткое описание

Коммуникация - это процесс передачи информации кому-либо. Такая передача может осуществляться в явной форме (посредством языка или графических иллюстраций) или неявно, например, в невербальной форме (жесты, выра¬жение лица и т. д.).
Основные функции коммуникации:
1. информативная - передача истинных или ложных све¬дений;
2. интерактивная (побудительная) - организация взаимо¬действия между людьми, (распределение функций, влияние на настроения, поведение собеседника путем использова¬ния различных форм воздействия: внушение, приказ, просьба);
3. перцептивная функция - восприятие друг друга парт¬нерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;

Вложенные файлы: 1 файл

РОЛЬ КОММУНИКАЦИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ

Для осуществления своей деятельности руководитель должен постоянно производить обмен информацией. Обмен информацией встроен во все виды управленческой деятельности и является связующим процессом или коммуникацией.

Коммуникация - это процесс передачи информации кому-либо. Такая передача может осуществляться в явной форме (посредством языка или графических иллюстраций) или неявно, например, в невербальной форме (жесты, выражение лица и т. д.).

Основные функции  коммуникации:

1.   информативная - передача истинных или ложных сведений;

2. интерактивная (побудительная) - организация взаимодействия между людьми, (распределение функций, влияние на настроения, поведение собеседника путем использования различных форм воздействия: внушение, приказ, просьба);

3.   перцептивная функция - восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;

4.   экспрессивная - возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

Отсутствие  эффективных коммуникаций приводит к тому, что организация становится неуправляемой. Поэтому налаживанию и осуществлению этих процессов посвящено значительное время в работе руководителя. По некоторым данным руководитель тратит от 50 до 90% времени на коммуникации. Эффективно работающие руководители -  это те, кто эффективен в коммуникациях. Они осознают суть и результат коммуникационного процесса, обладают развитыми формами письменного и устного общения, а современные руководители также хорошо владеют электронными средствами коммуникаций.

Средствами  коммуникации является все, что позволяет  предавать информацию от субъекта управления к объекту и обратно. К ним относятся: совещания, личные беседы, служебные записки, отчеты о работе, телефонные разговоры, видеоролики,  электронная почта, Internet и т. д.

КЛАССИФИКАЦИЯ КОММУНИКАЦИЙ:

 

1. Коммуникации между организацией  и ее средой.

Организация функционирует во внешней среде, которая является изменчивой и неопределенной. Для успешной работы в таких условиях должны использоваться различные средства коммуникации с составляющими своего внешнего окружения. Одной из основных задач является установление взаимосвязи с потребителями, существующими и потенциальными. Такая взаимосвязь происходит через маркетинговые средства: реклама, PR (связь с общественностью), отчеты о деятельности компании в прессе, имидж организации, участие в выставках, а также через торговые организации. В последнее время многие организации создают специальные подразделения по сбору и переработке информации, исходящей из внешней среды. Это помогает создавать прочные связи с потребителями, учитывать их потребности, что является основой долговременного существования современных организаций.

2. Коммуникации между уровнями управления и подразделениями. Такая коммуникация получила название межуровневой. К ней относятся:

  • вертикальная коммуникация, или коммуникация по нисходящей и коммуникация по восходящей. Ее подвидами являются: коммуникация руководитель - подчиненный и коммуникация между руководителем и группой;
  • горизонтальная коммуникация, или коммуникация между различными подразделениями.

Информация  перемещается внутри организации с  уровня на уровень и это - вертикальная коммуникация. Она может идти сверху вниз и являться нисходящей. Примеры такой коммуникации -  распоряжения вышестоящего руководства, цели для подразделений, иформация об изменениях в деятельности (например, будет производиться выход на новый рынок). При рассмотрении вертикальной коммуникации отдельно выделяют коммуникацию руководитель-подчиненный, так как эти личностные взаимоотношения во многом являются ядром коммуникации. Она зависит не только от формально закрепленных правил, но и от неформального стиля отношений в организации. Решение многих задач будет зависеть от того, сколько подчиненных смогут и захотят понять руководителя. В дополнение к обмену информацией между руководителем и подчиненными имеет место обмен между руководителем и его рабочей группой. Коммуникации с рабочей группой в целом позволяют руководителю повысить эффективность действий группы. Коммуникация в этом случае будет зависеть не только от личностных характеристик, но и от лидерства в группе.

Кроме этого  организация не может эффективно существовать без информации, идущей снизу, или восходящей коммуникации. В основном  это оперативная информация о работе, ее сложностях, а также слухи. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений,

 

объяснительных  и служебных записок. Передача такой информации заметно влияет на производительность и всю атмосферу в целом.

Организация состоит из множества подразделений, между которыми необходима координация действий, поэтому должна существовать горизонтальная коммуникация, или коммуникация между различными подразделениями.

В обмене информацией но горизонтали часто участвуют комитеты или специалисты, например, совещание по производству нового товара или проблемам качества, в которых принимают участие не только начальники и специалисты производства, но и сбытовики, маркетологи, экономисты.

3. Неформальные коммуникации. Вся организация состоит из формальных и неформальных компонентов. Каналом неформальной коммуникации являются слухи, один из самых быстрых способов распространения информации. Руководители зачастую используют этот канал передачи информации для изучения мнений сотрудников, их готовности к переменам и принятию нового, определения «узких» мест в руководстве организацией. Типичная информация, передаваемая по неформальным каналам:

  • изменения  в структуре организации;
  • предполагаемые меры по ужесточению контроля;
  • грядущие повышения или понижения;
  • информация о личных пристрастиях руководителей и т. п.

Принято считать, что слухи - это менее точная информация, однако от них во многом зависит весь коммуникационный процесс.

Основные элементы коммуникационного процесса:

Коммуникационный  процесс - это обмен информацией между отдельными людьми или группой лиц. Основная цель коммуникационного процесса -это обеспечение понимания посланного сообщения. В процессе обмена информацией есть четыре основных обязательных элемента:

• отправитель, лицо, собирающее информацию и передающее ее;

  • сообщение, сама информация, представленная в той или иной форме;
  • канал, или средства передачи информации;

• получатель, или лицо, которому предназначена информация и который интерпретирует ее.

 

 

 

 

Коммуникативный процесс  включает следующие этапы:

1. Формулирование идеи или выбор  информации для передачи. Отправитель  должен хорошо оценить значимость  идеи (информации) и продумать суть  ее изложения.

2. Кодирование и выбор канала передачи информации. Чтобы передать идею или информацию, отправитель кодирует ее с помощью символов и выбирает канал передачи, соответствующий типу символов. Выбор средства сообщения не должен быть ограничен единственным каналом – необходимо использовать сочетание разных каналов.

3. Передача информации – непосредственно  передача конкретной информации.

4. Декодирование (расшифровка) –  на этом этапе осуществляется  перевод информации отправителя  в информацию получателя. При  наличии обратной связи отправитель и получатель меняются местами.

Иногда в процессе коммуникации может возникнуть «шум», источниками  которого являются:

-язык (вербальный  и невербальный);

-различия в  восприятии информации;

-различия в  статусе.

Цель коммуникации – обеспечить понимание информации (сообщения), которой обмениваются отправитель и получатель. Коммуникации могут осуществляться в виде:

-монолога – информации, поступающей  от отправителя к получателю;

-диалога –  информации, поступающей от отправителя  к получателю и от получателя к отправителю;

-обратной связи  как реакции на полученную  информацию.


Информация о работе Коммуникации в организации