Контроллинг в корпорации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Исторические сведения и доказательства возникновения и су- ществования контроллинга свидетельствуют о его зарождении при королевских дворах Англии и Франции. Затем некоторые функции управления обособились, что привело к образованию отдельных систем в сфере управления предприятием, таких как системы планирования, системы внутреннего контроля, а в ней – как главная составляющая часть – внутренний аудит. Работа этих систем в большинстве развитых европейских стран удовлетворяет интересы и потребности менеджеров в управлении предприятием и контроллинг как таковой не имеет там первостепенного значения. Напротив, в США и Германии значимость его все возрастает, что связано с историческими особенностями развития учетных систем, а также экономическими трудностями и проблемами в налогообложении этих стран.

Вложенные файлы: 1 файл

контроллинг.docx

— 260.62 Кб (Скачать файл)
 
 

      Исторические сведения и доказательства возникновения и су- ществования контроллинга свидетельствуют о его зарождении при королевских дворах Англии и Франции. Затем некоторые функции управления обособились, что привело к образованию отдельных систем в сфере управления предприятием, таких как системы планирования, системы внутреннего контроля, а в ней – как главная составляющая часть – внутренний аудит. Работа этих систем в большинстве развитых европейских стран удовлетворяет интересы и потребности менеджеров в управлении предприятием и контроллинг как таковой не имеет там первостепенного значения. Напротив, в США и Германии значимость его все возрастает, что связано с историческими особенностями развития учетных систем, а также экономическими трудностями и проблемами в налогообложении этих стран.

Предпосылки формирования и развития контроллинга как информационной системы были предопределены исторически. Профессор Соколов Я. В., исследуя проблемы теории и истории учета, по этому поводу пишет, что наделение главного бухгалтера контрольной функцией (1895 г.) позволило ему «...быть судьей лиц как принимающих управленческие решения, так и выполняющих их. Это приводит к тому, что у главного бухгалтера возникает возможность осуществлять еще одну важную функцию, она называется совещательной». Эта совещательная функция и есть не что иное, как контроллинг.

Длительное время бухгалтерский учет был лишь средством регистрации хозяйственных операций методом двойной записи и составления финансовой отчетности. Однако, уже в начале ХХ века стало ясно, что традиционный учет не в полной мере удовлетворяет потребности управления в условиях обострения конкуренции, усложнения технологии и организации производства. Отмечая недостатки бухгалтерского учета, ученые по-разному трактовали его роль в управлении и, в частности, в управлении затратами и резуль- татами. Однако, едины были в том, что бухгалтерский учет не может одновременно с информационной функцией обладать еще свойствами аналитического и контрольного характера.

Одной из фундаментальных работ, отражающих стремление к выработке вышеупомянутой концепции, явилось исследование Сту- кова С.А. «Система производственного учета и контроля», в котором автор обобщает передовой опыт (отечественный и зарубежный) ор- ганизации производственного учета и контроля за рациональным использованием ресурсов.

В определении производственного учета, сформулированном Стуковым С.А., прослеживаются основные элементы формируемой концепции информации и управления, ибо автор подчеркивает следующее: «В дополнение к бухгалтерскому учету, который, главным образом, удовлетворяет нужды внешних органов и органов общего- сударственной статистики... появляется качественно новый вид учета – производственный учет, который, в основном, на базе бухгалтерского учета должен синтезировать элементы всех видов хозяйственного учета, а также элементы экономического анализа, что обеспечит воз- можность активного наблюдения за величиной, направлением, целе- сообразностью и эффективностью расходования производственных ресурсов», и далее: «...производственный учет – это качественно новое явление, результат синтеза ресурсо-контролирующей части бухгал- терского учета (при сохранении ведущей его роли), оперативно- технического, статистического учета и элементов экономического анализа и даже прогнозирование будущих хозяйственных событий».

Следующий этап развития контроллинга связан, прежде всего, с разработкой механизмов калькулирования переменных затрат и учета по центрам ответственности. В результате этого в сис- теме бухгалтерского учета была сформирована отдельная подсисте- ма, которая использовала не только денежные измерения, была ориентирована не на потребности калькулирования продукции, а на принятие текущих управленческих решений.

В связи с быстрыми изменениями в окружающей среде и необходимостью предвидения будущего происходит усиление роли стратегического управления. Если до этого контроллинг был ориентирован только на оперативное управление производством, то теперь он реализует и стратегические цели предприятия.

По мере развития контроллинга происходит его научное обоснование. Выходят статьи, книги о контроллинге. В США в 1931 г. был учрежден Институт Контроллеров Америки.

Отметим, что слово «контроллинг» произошло от английского «to control» – управлять, контролировать. Однако, термин «контроллинг» в Россию пришел из Германии, поскольку именно в Германии употребляют данное слово, а в Великобритании и США укоренился термин «управленческий учет».

Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами:

• повышение нестабильности внешней среды выдвигает до- полнительные требования к системе управления предприятием;

• смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;

• увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;

• необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;

• необходимость продуманной системы действий по обеспече- нию выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций; • усложнение систем управления предприятием требует меха-

низма координации внутри системы управления;
• информационный бум при недостатке релевантной (сущест-

венной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;

• общекультурное стремление к синтезу, интеграции различ- ных областей знания и человеческой деятельности.

   В экономической литературе до сих пор не существует единого мнения по определению содержания понятия «контроллинг». Но все сходятся во мнении, что это новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. В основе этой концепции системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы в долгосрочной перспективе путем:

  • адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды;
  • согласования оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы;
  • координации и интеграции оперативных планов по бизнес-процессам;
  • создания системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени;
  • создания системы контроля над исполнением планов, корректировки их содержания и сроков реализации;
  • адаптации организационной структуры управления предприятием в целях повышения её гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды.

  Таким образом, контроллинг – это инструмент координирующего, управляющего действия, связанный с областью управленческого учета, информационного обеспечения и мониторинга, направленный на ликвидацию проблем, призванный объективно и качественно анализировать и оценивать результат работы, ориентированный на достижение стратегических и тактических целей предприятия.

  Система контроллинга представляет собой совокупность подсистем, взаимосвязь и взаимозависимость между которыми обеспечивает рациональное развитие технологий контроллинга, инструментов в процессе удовлетворения потребностей системы управления предприятием.

  Речь идет о таких подсистемах, как: целевая, исследовательская, функциональная и подсистема развития и обеспечения. Подсистема развития и обеспечения является поставщиком необходимой информации и ресурсов для эффективной деятельности предприятия, которая позволяет:

  • выявить необходимые инструменты для формирования новых методов управления деятельностью предприятия;
  • определить базис знаний и навыки для внедрения системы контроллинга на предприятии;
  • разграничить взаимодействие различных структурных подразделений предприятия между собой и повысить качество выполняемых ими функций для эффективного управления деятельностью предприятия.
 
Подсистемы  контроллинга Задачи, обеспечивающие эффективность  подсистемы
Развития  и обеспечения Организация методического, нормативного, информационного, технического, инструментального, коммуникационного развития и обеспечения
Обеспечение эффективными хозяйственными средствами для достижения целей предприятия Определение целей развития контроллинга;

Развитие  новых методов и инструментов контроллинга;

Обеспечение наличия необходимого объема хозяйственных

средств

Формирование  концептуальной основы контроллинга предприятия

Формирование  предмета, методов, области знаний  контроллинга;

Обеспечение и улучшение качества обслуживания;

Определение функциональных обязанностей персонала, место контроллинга в организационной структуре предприятия, содержание технологий и инструментов контроллинга

Развитие  технологий контроллинга предприятия

Использование современных инструментов управления;

Обеспечение высокой степени автоматизации  системы управления;

Совершенствование корпоративных информационных систем

 
Развитие  профессиональных навыков персонала
Формирование знаний, навыков, видения и норм поведения  персонала;

Установление  перечня направлений деятельности, необходимых для расширения диапазона  знаний персонала


 

  Исходя из понимания сущности эффективного управления на предприятии, развивается стратегическое планирование, в процессе которого вырабатываются цели, стратегии и задачи для предприятия в целом и его сфер деятельности. В результате процесса стратегического планирования формируются рамки для оперативного планирования.

  Сложность планирования заключается в том, что при разработке любой части плана должны происходить постоянные согласования с руководством, поскольку реализация каждого раздела плана возможна только при условии утверждения, связанных с ним статей. Использование системы контроллинга помогает решить эту проблему, поскольку составляющие оперативного и стратегического контроллинга имеют большое значение для формирования эффективной, ориентированной на перспективу системы управления предприятием.

  Для эффективного функционирования и совершенствования организационной структуры управления предприятием на основе контроллинга, а также координации деятельности всех подразделений необходимо:

  1. либо создание специализированной службы контроллинга, способной выполнять весь интегрированный комплекс функций;
  2. либо перераспределение совокупности функций между существующими службами и отделами в организации.

  Для успешного ведения работ на предприятии необходимо создание специализированного органа, центра управления контроллингом, являющегося необходимым кординационным центром, группирующим все ранее разрозненные службы и отделы по управлению предприятием.

  Центральное место среди функциональных секторов занимает сектор развития и координации, который необходим для проведения работ по координации и развитию предлагаемой на предприятии системы управления контроллингом.

  Функциональная особенность сектора заключается в достижении согласованности действий всех секторов службы контроллинга путем установления целесообразных связей между ними; взаимодействия с персоналом предприятия; контроля за внедрением рациональной системы управления; подготовке предложений о мотивации и демотивации работников подразделений за выполненную работу.

Данная структура  службы контроллинга позволит:

  • сконцентрировать и объединить усилия по комплексному решению задач по совершенствованию управления предприятием;
  • повысить ответственность сотрудников за конечные результаты работы;
  • создать благоприятную среду для комплексного проведения мероприятий, сопряженных с усовершенствованием системы управления.

  При проектировании структуры службы контроллинга важным является определение как функциональных, так и информационных связей службы с остальными подразделениями.

  Специалисты, реализующие функции контроллинга на предприятии, обычно называются контроллерами. Контроллеры выполняют следующие функции: 

  1. Разработка  систем и поддержка процессов  планирования и контроля деятельности предприятия;
  2. Организация сбора, измерения, анализа и интерпретации плановых и отчетных данных, а также внешней и внутренней информации, прямо или косвенно связанной с видами деятельности предприятия;
  3. Структурирование организационных систем и бизнес - процессов;
  4. Координация и интеграция процессов управления в сфере разработок, закупок, логистики, производства, продаж, финансирования;
  5. Обеспечение прозрачности, понятности и объективной интерпретации полученных результатов;
  6. Формирование интегрированной концепции управления предприятием и адекватной современным требованиям менеджмента инфраструктуры: рыночно ориентированных оргструктур, систем информационного обеспечения всех функциональных сфер деятельности предприятия.

  Принципиальное отличие руководителя и контроллера заключается в том, что руководитель, в конечном итоге, отвечает за результаты деятельности предприятия в целом и его структурных подразделений (центров ответственности). Контроллер отвечает за правильность использования методов и инструментов планирования, контроля, анализа и принятия решений, а также за прозрачность и наглядность представления достигнутых результатов. Данный принцип справедлив по отношению к руководителям и контроллерам всех уровней иерархии управления.

  В настоящее время контроллер предприятия должен поддерживать руководство в следующих областях: 

  • Портфолио - менеджмент: комбинация “рынок – продукты”, обеспечивающая приемлемое соотношение доходность/риски предприятия в долгосрочной перспективе (стратегический контроллинг);
  • Менеджмент инноваций и инвестиций (стратегический и оперативный контроллинг);
  • Бюджет - менеджмент: тонкое регулирование рентабельности путем составления и контроля бюджетов доходов и расходов, поступлений и выплат (оперативный контроллинг).

  Контроллинг ближайшего будущего должен будет переориентировать вектор своей деятельности в сторону основных источников эффективности: разработка новых продуктов, технологий и методов организации труда и производства во всех функциональных сферах деятельности предприятия. Тогда мы можем надеяться на то, что контроллеры станут не привычными сегодня специалистами по учету и анализу, а реально востребованными помощниками руководителей предприятий различных отраслей народного хозяйства и форм собственности.

Информация о работе Контроллинг в корпорации