Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 14:35, курсовая работа
Исторические сведения и доказательства возникновения и су- ществования контроллинга свидетельствуют о его зарождении при королевских дворах Англии и Франции. Затем некоторые функции управления обособились, что привело к образованию отдельных систем в сфере управления предприятием, таких как системы планирования, системы внутреннего контроля, а в ней – как главная составляющая часть – внутренний аудит. Работа этих систем в большинстве развитых европейских стран удовлетворяет интересы и потребности менеджеров в управлении предприятием и контроллинг как таковой не имеет там первостепенного значения. Напротив, в США и Германии значимость его все возрастает, что связано с историческими особенностями развития учетных систем, а также экономическими трудностями и проблемами в налогообложении этих стран.
Исторические сведения и доказательства возникновения и су- ществования контроллинга свидетельствуют о его зарождении при королевских дворах Англии и Франции. Затем некоторые функции управления обособились, что привело к образованию отдельных систем в сфере управления предприятием, таких как системы планирования, системы внутреннего контроля, а в ней – как главная составляющая часть – внутренний аудит. Работа этих систем в большинстве развитых европейских стран удовлетворяет интересы и потребности менеджеров в управлении предприятием и контроллинг как таковой не имеет там первостепенного значения. Напротив, в США и Германии значимость его все возрастает, что связано с историческими особенностями развития учетных систем, а также экономическими трудностями и проблемами в налогообложении этих стран.
Предпосылки формирования и развития контроллинга как информационной системы были предопределены исторически. Профессор Соколов Я. В., исследуя проблемы теории и истории учета, по этому поводу пишет, что наделение главного бухгалтера контрольной функцией (1895 г.) позволило ему «...быть судьей лиц как принимающих управленческие решения, так и выполняющих их. Это приводит к тому, что у главного бухгалтера возникает возможность осуществлять еще одну важную функцию, она называется совещательной». Эта совещательная функция и есть не что иное, как контроллинг.
Длительное время бухгалтерский учет был лишь средством регистрации хозяйственных операций методом двойной записи и составления финансовой отчетности. Однако, уже в начале ХХ века стало ясно, что традиционный учет не в полной мере удовлетворяет потребности управления в условиях обострения конкуренции, усложнения технологии и организации производства. Отмечая недостатки бухгалтерского учета, ученые по-разному трактовали его роль в управлении и, в частности, в управлении затратами и резуль- татами. Однако, едины были в том, что бухгалтерский учет не может одновременно с информационной функцией обладать еще свойствами аналитического и контрольного характера.
Одной из фундаментальных работ, отражающих стремление к выработке вышеупомянутой концепции, явилось исследование Сту- кова С.А. «Система производственного учета и контроля», в котором автор обобщает передовой опыт (отечественный и зарубежный) ор- ганизации производственного учета и контроля за рациональным использованием ресурсов.
В определении производственного учета, сформулированном Стуковым С.А., прослеживаются основные элементы формируемой концепции информации и управления, ибо автор подчеркивает следующее: «В дополнение к бухгалтерскому учету, который, главным образом, удовлетворяет нужды внешних органов и органов общего- сударственной статистики... появляется качественно новый вид учета – производственный учет, который, в основном, на базе бухгалтерского учета должен синтезировать элементы всех видов хозяйственного учета, а также элементы экономического анализа, что обеспечит воз- можность активного наблюдения за величиной, направлением, целе- сообразностью и эффективностью расходования производственных ресурсов», и далее: «...производственный учет – это качественно новое явление, результат синтеза ресурсо-контролирующей части бухгал- терского учета (при сохранении ведущей его роли), оперативно- технического, статистического учета и элементов экономического анализа и даже прогнозирование будущих хозяйственных событий».
Следующий этап развития контроллинга связан, прежде всего, с разработкой механизмов калькулирования переменных затрат и учета по центрам ответственности. В результате этого в сис- теме бухгалтерского учета была сформирована отдельная подсисте- ма, которая использовала не только денежные измерения, была ориентирована не на потребности калькулирования продукции, а на принятие текущих управленческих решений.
В связи с быстрыми изменениями в окружающей среде и необходимостью предвидения будущего происходит усиление роли стратегического управления. Если до этого контроллинг был ориентирован только на оперативное управление производством, то теперь он реализует и стратегические цели предприятия.
По мере развития контроллинга происходит его научное обоснование. Выходят статьи, книги о контроллинге. В США в 1931 г. был учрежден Институт Контроллеров Америки.
Отметим, что слово «контроллинг» произошло от английского «to control» – управлять, контролировать. Однако, термин «контроллинг» в Россию пришел из Германии, поскольку именно в Германии употребляют данное слово, а в Великобритании и США укоренился термин «управленческий учет».
Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами:
• повышение нестабильности внешней среды выдвигает до- полнительные требования к системе управления предприятием;
• смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;
• увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;
• необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;
• необходимость продуманной системы действий по обеспече- нию выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций; • усложнение систем управления предприятием требует меха-
низма координации внутри системы управления; • информационный бум при недостатке релевантной (сущест-
венной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;
• общекультурное стремление к синтезу, интеграции различ- ных областей знания и человеческой деятельности.
В экономической литературе до сих пор не существует единого мнения по определению содержания понятия «контроллинг». Но все сходятся во мнении, что это новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. В основе этой концепции системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы в долгосрочной перспективе путем:
Таким образом, контроллинг – это инструмент координирующего, управляющего действия, связанный с областью управленческого учета, информационного обеспечения и мониторинга, направленный на ликвидацию проблем, призванный объективно и качественно анализировать и оценивать результат работы, ориентированный на достижение стратегических и тактических целей предприятия.
Система контроллинга представляет собой совокупность подсистем, взаимосвязь и взаимозависимость между которыми обеспечивает рациональное развитие технологий контроллинга, инструментов в процессе удовлетворения потребностей системы управления предприятием.
Речь идет о таких подсистемах, как: целевая, исследовательская, функциональная и подсистема развития и обеспечения. Подсистема развития и обеспечения является поставщиком необходимой информации и ресурсов для эффективной деятельности предприятия, которая позволяет:
Подсистемы контроллинга | Задачи, обеспечивающие эффективность подсистемы |
Развития и обеспечения | Организация методического, нормативного, информационного, технического, инструментального, коммуникационного развития и обеспечения |
Обеспечение эффективными хозяйственными средствами для достижения целей предприятия | Определение целей
развития контроллинга;
Развитие новых методов и инструментов контроллинга; Обеспечение наличия необходимого объема хозяйственных средств |
Формирование концептуальной основы контроллинга предприятия | Формирование предмета, методов, области знаний контроллинга; Обеспечение и улучшение качества обслуживания; Определение функциональных обязанностей персонала, место контроллинга в организационной структуре предприятия, содержание технологий и инструментов контроллинга |
Развитие технологий контроллинга предприятия | Использование современных инструментов управления; Обеспечение высокой степени автоматизации системы управления; Совершенствование корпоративных информационных систем |
Развитие профессиональных навыков персонала |
Формирование знаний,
навыков, видения и норм поведения
персонала;
Установление перечня направлений деятельности, необходимых для расширения диапазона знаний персонала |
Исходя из понимания сущности эффективного управления на предприятии, развивается стратегическое планирование, в процессе которого вырабатываются цели, стратегии и задачи для предприятия в целом и его сфер деятельности. В результате процесса стратегического планирования формируются рамки для оперативного планирования.
Сложность планирования заключается в том, что при разработке любой части плана должны происходить постоянные согласования с руководством, поскольку реализация каждого раздела плана возможна только при условии утверждения, связанных с ним статей. Использование системы контроллинга помогает решить эту проблему, поскольку составляющие оперативного и стратегического контроллинга имеют большое значение для формирования эффективной, ориентированной на перспективу системы управления предприятием.
Для эффективного функционирования и совершенствования организационной структуры управления предприятием на основе контроллинга, а также координации деятельности всех подразделений необходимо:
Для успешного ведения работ на предприятии необходимо создание специализированного органа, центра управления контроллингом, являющегося необходимым кординационным центром, группирующим все ранее разрозненные службы и отделы по управлению предприятием.
Центральное место среди функциональных секторов занимает сектор развития и координации, который необходим для проведения работ по координации и развитию предлагаемой на предприятии системы управления контроллингом.
Функциональная особенность сектора заключается в достижении согласованности действий всех секторов службы контроллинга путем установления целесообразных связей между ними; взаимодействия с персоналом предприятия; контроля за внедрением рациональной системы управления; подготовке предложений о мотивации и демотивации работников подразделений за выполненную работу.
Данная структура службы контроллинга позволит:
При проектировании структуры службы контроллинга важным является определение как функциональных, так и информационных связей службы с остальными подразделениями.
Специалисты,
реализующие функции контроллинга на
предприятии, обычно называются контроллерами.
Контроллеры выполняют следующие функции:
Принципиальное отличие руководителя и контроллера заключается в том, что руководитель, в конечном итоге, отвечает за результаты деятельности предприятия в целом и его структурных подразделений (центров ответственности). Контроллер отвечает за правильность использования методов и инструментов планирования, контроля, анализа и принятия решений, а также за прозрачность и наглядность представления достигнутых результатов. Данный принцип справедлив по отношению к руководителям и контроллерам всех уровней иерархии управления.
В настоящее
время контроллер предприятия должен
поддерживать руководство в следующих
областях:
Контроллинг ближайшего будущего должен будет переориентировать вектор своей деятельности в сторону основных источников эффективности: разработка новых продуктов, технологий и методов организации труда и производства во всех функциональных сферах деятельности предприятия. Тогда мы можем надеяться на то, что контроллеры станут не привычными сегодня специалистами по учету и анализу, а реально востребованными помощниками руководителей предприятий различных отраслей народного хозяйства и форм собственности.