Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:39, реферат
Объектом исследования является контроллинг как новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета, менеджмента.
Целью исследования является анализ контроллинга как комплекса мер по ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Задачами данного исследования являются: определение эффективности системы контроллинга на предприятие, рассмотрение комплекса мер контроллинга на примере предприятия газовой отрасли.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Волгоградский
Кафедра «Менеджмент, маркетинг и организация производств»
Реферат по дисциплине «Инновационный менеджмент» на тему
«Контроллинг как инструмент управления».
Выполнил:
студент гр. Эмп-456
Подзоров И.А.
Проверил:
доц. Симонов А.Б.
Волгоград
2013
Введение.
Современные условия функционирования
хозяйствующих субъектов
Актуальность исследования основывается на том, что решение этих задач предполагает использование наиболее прогрессивных концепций и инструментов менеджмента. Одним из важнейших направлений в развитии теории и практики управления и совершенствования организации планирования, учёта, контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является концепция контроллинга, реализация которой позволяет в нужные сроки и качественно предоставлять необходимую информацию на различные уровни управления.
Объектом исследования является контроллинг как новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета, менеджмента.
Целью исследования является анализ контроллинга как комплекса мер по ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием
Задачами данного исследования являются: определение эффективности системы контроллинга на предприятие, рассмотрение комплекса мер контроллинга на примере предприятия газовой отрасли.
1. Контроллинг, как инструмент управления предприятием
Необходимость появления
на современном предприятии
Контроллинг переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей.
Контроллинг содействует достижению главной стоимостной (монетарной) цели предприятия – оптимизации финансового результата через максимизацию финансового результата через максимизацию прибыли и ценности.
Концепция контроллинга может быть
представлена как технология управления
областями финансово-
- определение целей
- отражение этих целей в
- планирование деятельности и определение плановых (целевых) значений показателей;
- регулярный контроль (измерение)
фактических значений
- исследование причин
- разработка на этой основе
вариантов управленческих
Области менеджмента, такие как
планирование, контроль, анализ, учёт являются
не сколько составными частями (подсистемами)
контроллинга, сколько инструментальными
областями и организационными механизмами,
на основе информации от которых реализуется
функция контроллинга на предприятии.
Система контроллинга лишь использует
данные приёмы в своей деятельности
и оперирует информацией - результатами,
которые сформировались в ходе реализации
на предприятии соответствующих
функций управления. Сущность контроллинга
заключается в сведении воедино,
интеграции, этих информационных потоков
и на основе их координации, определения
направления воздействия на внешнюю
и внутреннюю среду для достижения
цели и своевременного доведения
информации до лиц, принимающих управленческие
решения (управляющей подсистеме). Можно
сказать, что контроллинг выполняет
роль компаса в процессе деятельности
организации, осуществляет лоцию к
достижению целей предприятия, выявляет
векторы необходимых
Таким образом, сущность контроллинга
заключается в выявлении
Контроллинг как система - есть надстройка системы управления, основным ядром которой является экономический инструментарий выработки мероприятий для достижения желаемого состояния организации как системы в целом. На высших уровнях управления эта надстройка отвечает за стратегическую направляющую процесса управления, на низших – за операционную.
С позиции системного похода можно дать общее определение системы контроллинга как совокупности всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих разработку заданного направления функционирования организации. Систематизация набора элементов, входящих в систему контроллинга и состоящего из четырёх подсистем: методологии, структуры, процесса и техники контроллинга представлена на рис.1.
Методология контроллинга включает: цели, законы и принципы, функции, методы, технологии и практику контроллинга. Процесс контроллинга представляет: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение. Структура системы контроллинга включает: функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений, конкретные схемы взаимодействий высших органов управления и профессионализм персонала. Техника контроллинга включает: компьютерную и организационную технику, сети связи (внутренние или внешние) систему документооборота.
В свою очередь методология и
процесс контроллинга формируют
концептуальную сферу системы контроллинга,
а структура и техника
Можно утверждать, что на каждом предприятии, где есть система управления с элементами выработки её желаемого состояния существуют те или иные элементы контроллинга, но из-за отсутствия взаимосвязи (и взаимовлияния) между ними отсутствует и система контроллинга на данном предприятии.
Итак, концепция контроллинга, направленная
на интеграцию в единой системе учета,
планирования, контроля и анализа
и построение системы эффективного
управления предприятием, является тем
организационно-методическим обеспечением,
посредством которого осуществляется
координация управленческой системы
на предприятии.
Сокращение времени реализации управленческих
воздействий системой управления на предприятии
обуславливает:
- решение проблем
- упорядочивание информационных потоков внутри организации,
- минимизацию рисков принятия
неоптимального варианта
- выявление экономических
и в конечном итоге приводит к координации управленческих воздействий на предприятии в рамках единого информационного поля.
Степень распространения такого поля внутри организации, обусловленная широтой охвата службой контроллинга функциональных сфер деятельности, определяет степень интеграции данных функциональных подразделений, единиц и проектов в единую систему достижения поставленных целей.
2. Внедрение системы контроллинга на предприятии газовой отрасли.
Проблемы координации управленческих воздействий и, в частности, их стратегической составляющей наиболее остро проявляются на крупных и высокодиверсифицированных предприятиях, транснациональных компаниях, а также, в газовой отрасли России, обусловленной спецификой хозяйственно-правовых отношений:
1. Газовая отрасль России, практически
полностью, в организационно-
2. Территориальная
3. Высокодиверсифицированная
4. Государственное регулирование
цен на реализуемый природный
газ и перспектива
5. Особенности договорных отношений с потребителями.
6. Высокий уровень неопределенности различных внешних факторов.
Грамотно поставленная система контроллинга на предприятиях газовой отрасли способна решить классические симптомы неуправляемости, такие как:
- Потеря контроля над
- Переизбыток или дефицит
- Невыполнение стратегических планов (многоуровневая неуправляемость) - отсутствие или неэффективность стратегического планирования;
- Отсутствует возможность
- Многие подразделения отрасли
имеют несовпадающие интересы, возникают
центробежные тенденции, что
Таким образом, совершенствование процессов управления на предприятиях отрасли за счёт внедрения системы контроллинга оказывает непосредственное влияние на ускорение процессов принятия решений в стратегически ключевых сферах функционирования отрасли:
- В сырьевой базе: контроллинг структуры и качества ресурсов.
- В сфере инвестиций: контроллинг инвестиционных потоков внутри отрасли;
- В сфере ценообразования: контроллинг финансовой ситуации на долгосрочную перспективу исходя из сложившейся динамики цен, тарифов и добычи природного газа; мониторинг динамики цен и тарифов по сегментам рынка;
- В сфере развития Единой системы газоснабжения: контроллинг лимитов потребления газа по регулируемым ценам; мониторинг соблюдения правил торговли на нерегулируемом рынке газа; координация предприятий ЕСГ;
- В законодательной и нормативной сфере: контроллинг процессов развития законодательной и нормативной базы, правовых актов на всех уровнях законодательной власти;
- В сфере эффективности использования природного газа: Контроллинг использования природного газа, экономической целесообразности использования других топливно-энергетических ресурсов;
- В структуре газовой отрасли: интеграция и координация подразделений, предприятий отрасли.
На основании исследования современных тенденций и перспектив развития газовой отрасли полагаем, что наиболее востребованной на современном этапе развития отрасли является стратегия стабильности, которая, ставит своей целью устойчивое развитие экономической системы на основе сохранения её структуры и качественных характеристик в условиях внешних и внутренних воздействий.
В условиях структурных и