Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 09:14, контрольная работа
Методы управления, или воздействия, в процессе управления являются важным разделом в менеджменте. Среди них основными являются экономические, организационно-административные (организационно-распорядительные) и социально-психологические. В последнее время приобретают значение и социологические методы. Все эти методы управления не могут действовать изолированно друг от друга, так как представляют совокупность способов воздействия управляющей системы на управляемую для достижения определенной цели.
Методы управления, их основные виды. Деловое общение в менеджменте.
Организация и проведение деловых совещаний и переговоров.
Организационно-
При организационном
Нормирование относится к менее жёсткой форме организационного воздействия. Посредством его устанавливаются нормативы, т. е. границы по верхним и нижним пределам, нормы, правила действия и взаимодействия подразделений и служб. Это более гибкая форма организационного воздействия.
Нормативами охвачены все сферы деятельности предприятия, поэтому их разрабатывается большое количество. Основные из них: качественно-технические, эксплуатационно-ремонтные, трудовые, финансово-кредитные, календарно-динамические, рентабельности, взаимоотношений с бюджетом, экономического стимулирования предприятия и материального поощрения, материально-снабженческие, организационно-управленческие и др. Все они в управлении производством используются комплексно.
Инструктирование - наиболее мягкий способ организационного воздействия, благодаря которому создаются условия для осуществления таких процессов, которые не зависят от индивидуальных качеств людей, а вытекают из требований системы управления. Задачами инструктирования являются знакомство с условиями производства, обстановкой, консультации по выполнению конкретных видов работ, обеспечение информацией. Оно может иметь коллективную форму или форму индивидуальных контактов и реализуется посредством методических указаний, инструкций (должностные, рабочие).
Процесс управления не может осуществляться и без распорядительного воздействия, в результате которого перед управляющей и управляемой системами ставятся конкретные задачи обеспечения технического, организационного и экономического регулирования процесса производства, предупреждаются отклонения, восстанавливаются ранее предусмотренные параметры.
Распорядительное воздействие реализуется посредством приказов, распоряжений, уставных указаний. Приказ – это устное или письменное требование линейного руководителя к подчиненному выполнить определенную задачу. Распоряжение – это требование, как правило, функционального руководителя по решению отдельных вопросов.
Приказы и распоряжения могут быть трех видов: с обязательным выполнением указаний в предписанный срок; определяющие действие в определенной ситуации или при стечении определенных обстоятельств; информационные, определяющие предпочтительный порядок действий в различных ситуациях. Устное указание как форма воздействия применяется всеми руководителями, но чаще всего руководителями низовых звеньев.
Важное условие эффективности распорядительного воздействия – тесное взаимодействие с организационным и строгий контроль за распорядительным воздействием. В ходе выполнения приказа или распоряжения может возникнуть необходимость в корректирующем воздействии, которое может быть произведено только после контроля за выполнением ранее отданного.
Контроль и проверка исполнения – важные составные части любого управленческого акта. Однако опыт показывает, что чем больше внимания уделяется регламентированию, нормированию и инструктировании, тем меньше возникает потребности в распорядительном воздействии и меньше приходиться решать частные вопросы.
Социально-психологические
методы управления
К социально-психологическим относятся
методы морального поощрения, социального
и психологического планирования деятельности
коллектива, воздействие с помощью убеждения
и внушения, личного примера. Применение
этих методов позволяет руководителю
регулировать межличностные и межгрупповые
отношения, поддерживать и влиять на моральную
атмосферу в коллективе.В условиях научно-технической
революции необходим творческий подход
к решению экономических задач, поэтому
возникает необходимость создания таких
производственных отношений между коллективом
и отдельными работниками, при которых
их способности могли бы наиболее полно
реализовываться. Деловая, творческая
обстановка и здоровый социально-психологический
климат являются важнейшими факторами,
которые оказывают благоприятное влияние
на результаты производства.
Коллектив – это социальная группа, обязательными
условиями для существования которой
являются творческое сотрудничество,
взаимопомощь и подчинение установленному
порядку. Особенностью производственного
коллектива является то, что он создает
не только материальные и духовные блага,
но и приобщается к социальной и духовной
жизни. Для него характерен ряд признаков,
важнейшим из которых является ряд целей.
Первостепенная цель – выполнение производственного
задания. По мере того как в коллективе
начинают складываться отношения (инициатива,
субординация, дисциплина), возникают
другие цели.
Все эти цели вытекают из общественных
интересов. Таким образом, создается единая
воля коллектива, с нарушением которой
возникают конфликтные ситуации и, как
их следствие, деформация и распад коллектива.
Немаловажный признак производственного
коллектива – единство моральных взглядов
подавляющего большинства, а в сформированном
коллективе – всех работающих, что предотвращает
антагонистические противоречия во взглядах
и сглаживает напряженность борьбы мнений
в оценке общественных событий.
Неотъемлемым признаком коллектива является
управление, без которого он не может существовать,
так как любой труд требует организации,
планирования, регулирования и координации.
Деятельность каждого ее члена подчиняется
общим интересам.
Трудовому коллективу свойственны черты
демократизма, благодаря которому активизируются
потенциальные возможности каждой личности,
а следовательно, и всех работников. Так
рождается коллективное решение.
Производственный коллектив немыслим
без дисциплины, под которой понимается
обязательное подчинение всех его членов
определенному распорядку, соответствующему
сложившимся в обществе нормам права и
морали, а также требованиям той или иной
организации. Как социальная категория
она представляет собой форму общественной
связи между людьми. На основе соблюдения
правил, члены коллектива согласовывают
свои действия во времени и пространстве.
Правильно выбранный режим работы, справедливые
требования к ее исполнителю способствуют
единению коллектива, а следовательно,
его мобилизации на выполнение производственных
заданий.
С достаточной долей условности по способам
и масштабу воздействия из них можно выделить
две основные группы: методы социального
характера, направленные на внешний мир
человека (его поведение и взаимоотношения
в коллективе), и методы психологического
характера, которые воздействуют на внутренний
мир человека.
Социальные методы
управления – это управление социальными
процессами на базе познания объективных
законов развития общества и социологических
исследований, позволяющих собирать информацию
о производственных коллективах.
Исследованию подлежат условия труда,
квалификация и профессиональный уровень
работников, заболеваемость и производственный
травматизм, степень удовлетворения потребностей
физического и духовного развития членов
коллектива за счет общественных фондов
и др.
Применяются различные методы сбора социальной
информации, которые в целом дают возможность
обеспечить ее полноту, достоверность,
объективность и своевременность. К ним
относятся интервьюирование, анкетирование,
анализ документов, составление структурных
карт, наблюдения и самонаблюдения, социальный
эксперимент.
Интервьюирование
– широко применяемый метод получения
социальной информации при оперативном
управлении коллективом. Проводиться
в двух формах: стандартизированный и
нестандартизированный. В первом случае
он применяется по заранее подготовленным
целенаправленным вопросам, во втором
– допускаются вариации и импровизации
со стороны опрашиваемого. Объективность
ответов во многом зависит от обстановки
и личного обаяния опрашиваемого, поэтому
заранее следует предусмотреть не только
вопросы, но и манеру проведения беседы.
Анкетирование
применяется в случае необходимости сбора
массовой информации о групповых и межличностных
отношениях в трудовом коллективе при
помощи опросных листов – анкет. Вопросы
должны быть четко сформулированы, понятны.
Анкеты могут быть закрытыми и открытыми.
В открытых анкетах даются развернутые
и подробные ответы, в закрытых предлагается
перечень возможных ответов, из которых
опрашиваемый выбирает один, соответствующий
его точке зрения.
Анализу могут
подвергаться плановые и отчетные документы
о производственном процессе, производительности
труда, конечных результатах работы, а
также документы общественных организаций,
стенная и многотиражная печать, личные
дела работников, наградные и другие документы,
относящиеся к деятельности коллектива
или каждого ее члена.
Структурные карты
– метод, позволяющий при помощи социолограмм
изучить общественные отношения между
членами трудового коллектива. На графике
можно отображать такие психологические
элементы, как симпатия, антипатия, предпочтение,
лидерство, неприязнь.
Эксперимент –
метод, основанный на создании специальных
условий для работы коллектива или на
наблюдении за ним в производственной
деятельности. В первом случае он носит
название лабораторного, во втором – естественного.
Следующий этап – обработка и анализ социальной
информации, группировка ее по различным
признакам.
Социологическое исследование на промышленных
предприятиях проводится, как правило,
подготовленными специалистами – социологами.
Методы социального регулирования направлены
на повышение производственной активности
– обмен опытом, распространение починов,
новаторство, воспитание, убеждение, проведение
различных праздников, чествований, торжественных
вечеров, конкурсов и т. д.
Методы социального нормирования предполагают
установление норм морали и этики поведения
в трудовом коллективе. Они принимают
конкретное выражение в правилах внутреннего
распорядка, уставах общественных организаций,
правилах производственного этикета.
Психологические
методы представляют собой способы
и приемы регулирования межличностных
отношений путем создания в коллективе
оптимального психологического климата.
Деятельность человека основывается на
мысленном восприятии окружающего мира,
в результате которого создаются определенные
эмоции (положительные и отрицательные)
как продукт функционирования головного
мозга. Положительная реакция психики
человека в условиях производственной
среды оказывает непосредственное воздействие,
с одной стороны, на его личные результаты,
а с другой – на результаты деятельности
всего коллектива. Руководитель должен
создать такой психологический климат,
который способствовал бы работоспособности
коллектива и каждого его члена. Этого
можно достигнуть путем комплектования
малых групп, гуманизации труда, мотивизации,
профессионального отбора и обучения
работников.
Комплектованию малых групп должны предшествовать
специальные исследования психологической
совместимости работников, выявление
их симпатий и антипатий. Методы гуманизации
труда предполагают исследование психологического
влияния на работников цвета, музыки, монотонности
и др. Мотивизация – психологическое побуждение
к труду, вызванное интересом, удовлетворенностью.
Мотивов к труду может быть много, но наиболее
существенными являются: содержание трудовой
деятельности, заработная плата и возможность
продвижения по работе.
Руководитель обязан разбираться в факторах,
под воздействием которых складываются
отношения работника к труду: традиции,
профессиональная гордость, перспектива
роста, привлекательность труда и т.п.
Одни и те же условия труда оказывают различное
влияние на работников, поэтому важно
видоизменить их, вызвать внутреннюю заинтересованность
в трудовой деятельности. Руководитель
должен также постоянно заниматься профессиональным
отбором и обучением кадров, уделять большое
внимание соответствию психологических
качеств предстоящей работе.Используя
в управлении психологические методы,
необходимо помнить, что их следует применять
только в комплексе с организационными,
экономическими и социальными методами,
что дает возможность добиться оптимальной
работы системы управления.
Деловое общение в менеджменте.
Деловое общение - процесс
речевого взаимодействия людей, в котором
происходит обмен деятельностью, информацией
и опытом с целью достижения определенного
результата.
Способы познания собеседника в общении.
1. Идентификация (отождествление) - это
уподобление себя собеседнику и попытка
посмотреть на ситуацию его глазами.
2. Эмпатия (сопереживание) - это постижение
собеседника на основе чувств с сохранением
своей линии поведения.
3. Рефлексия (обращение назад) - это знание
и понимание собеседника и того, как он
понимает вас.
По способу контакта собеседников деловое
общение делится на прямое (непосредственный
контакт) и косвенное (пространственно-временная
дистанция).
Формы делового общения.
1. Деловая беседа
- устный контакт между собеседниками.
Ее участники должны иметь полномочия
для принятия и закрепления выработанных
позиций. К функциям деловой беседы относятся:
решение стоящих перед участниками задач,
общение между работниками одной деловой
среды, поддержание и развитие деловых
контактов.
2. Деловая переписка
- деловое письмо (служебное послание в
виде официального документа, а также
в форме запросов, предложений, претензий,
поздравлений и ответов на них).
3. Деловое совещание
- это дискуссия с целью разрешения организационных
задач, включающая в себя сбор и анализ
информации, а также принятие решений.
Виды деловых совещаний:
по форме организации:
по целевой установке:
4. Деловые переговоры
- это деловое общение с целью устранения
противоречий между собеседниками и выработки
общего решения.
Подходы к ведению переговоров:
позиционный подход предполагает наличие двух возможных альтернатив поведения собеседников: уступать и не уступать;
принципиальный подход предполагает
стремление участников к компромиссу
и взаимной выгоде. Переговорный процесс
состоит из трех этапов: анализа, планирования
и дискуссии. На первом этапе собирается
информация и определяются первостепенные
вопросы, нуждающиеся в согласовании.
На втором разрабатываются пути их решения.
В итоге вырабатывается компромиссное
решение, которое затем утверждается.
5. Публичное выступление
- это непосредственное речевое воздействие
выступающего на аудиторию. В зависимости
от целей публичное выступление делится
на информационное, побуждающее (митинг,
предвыборная речь) и убеждающее (торжественная
речь).
Данная форма делового общения является
одной из самых сложных, так как внимание
слушателей приковано только к оратору,
который должен четко следить за своей
речью, мимикой, жестами и реакцией аудитории.
2. Организация
и проведение деловых
Подготовка деловых переговоров
Переговоры предназначены в основном для того, чтобы с помощью взаимного обмена мнениями (в форме различных предложений по решению поставленной на обсуждение проблемы) получить отвечающее интересам обеих сторон соглашение и достичь результатов, которые бы устроили всех его участников. Переговоры— это менеджмент в действии. Они состоят из выступлений и ответных выступлений, вопросов и ответов, возражений и доказательств. Переговоры могут протекать легко или напряженно, партнеры могут договориться между. собой без труда, или с большим трудом, или вообще не прийти к, согласию. Поэтому для каждых переговоров необходимо разрабатывать и применять специальную тактику и технику их ведения. В связи с разнообразием переговоров невозможно предложить их точную модель. Успех переговоров всецело зависит; от того, насколько .хорошо вы к ним подготовились.
До начала переговоров
необходимо иметь. разработанную их модель:
- четко представлять себе предмет переговоров
и обсуждаемую проблему. инициатива на
переговорах будет у того, кто лучше знает
и понимает проблему;
- обязательно составить примерную программу,
сценарий хода переговоров.
В зависимости от трудности переговоров
может быть несколько проектов;
- наметить моменты своей неуступчивости,
а также проблемы, где можно, уступить,
если неожиданно возникает тупик в переговорах;
- определить для себя верхний и нижний
уровни компромиссов по вопросам, которые,
на ваш взгляд, вызовут наиболее жаркую
дискуссию.
Реализация данной модели возможна в
том случае, если в процессе подготовки
переговоров будут изучены следующие
вопросы:
1)цель переговоров;
2) партнер по переговорам;
3) предмет переговоров;
4) ситуация и условия переговоров;
5) присутствующие, на переговорах;
6) организация переговоров.
Содержательная подготовка переговоров
Содержательная подготовка
переговоров включает решение следующих
вопросов:
- анализ проблемы и диагностика ситуации
- формирование общего подхода, основных
целей и задач
- определение переговорной позиции, возможных
вариантов решение проблемы и согласование
интересов
- формирование предложений и их аргументация.
Анализ проблемы и диагностику ситуации
следует считать ключевым элементом всего
подготовительного этапа. В процессе подготовки
к переговорам необходимо выявить интересы
участников переговоров, причем не только
собственные, но и партнера по переговорам.
Непонимание интересов партнера часто
приводят к срыву процесса переговоров.
Организационная подготовка переговоров
Организационная подготовка
переговоров предусматривает:
- формирование делегации
- методы подготовки к переговорам
Количественный и качественный состав
делегации определяется количеством вопросов,
подлежащих обсуждению, необходимостью
привлечения экспертов, параллельным
обсуждением некоторых вопросов, уровнем
представительства. При формировании
делегации определяются основные функции
каждого участника переговоров.
В процессе подготовки переговоров
проводятся совещания. Этот метод подготовки
можно считать общепризнанным. Совещания
различаются по числу участников,
периодичности их проведения, количеству
обсуждаемых проблем.
Совещания направлены на определение
задач и целей предстоящих переговоров.В
процессе подготовки к переговорам проводятся
также деловые или имитационные игры,
позволяющие воспроизвести ситуации на
предстоящих переговорах. Параллельно
деловые игры способствуют выработке
навыков ведения переговоров. Использование
имитационных игр в процессе подготовки
к переговорам требует больших материальных
и временных затрат, а также квалифицированных
специалистов для подготовки сценария
игры и его реализации. Они применяются
сравнительно редко.
В процессе подготовки переговоров важно точно определить позиции участников переговоров и возможные варианты взаимоприемлемых решений.
Правила организации беседы.
Правила организации и
проведения деловых бесед направлены
на то, чтобы способствовать успешному
их проведению, чтобы удовлетворение
и хорошее впечатление от взаимодействия
осталось у каждой из сторон. Основной
принцип
– равноправия и взаимного уважения. Обычно
о времени и месте поведения беседы договариваются
заранее, за 3 – 5 дней. Меньший интервал
может помешать кому-то из участников,
нарушив их планы, больший – снижает надежность
договоренности из-за возможных изменений
графика каждого участника. Местом проведения
обычно является служебное помещение
одного из участников, но не исключена
и нейтральная территория. Тот, кто проводит
беседу в своем офисе, получает преимущество
«своей территории», что отчасти нарушает
принцип равноправия. Это должно быть
уравновешено предупредительным и подчеркнуто
внимательным его отношением к другому
участнику встречи (убедиться, что ему
удобно время и он не будет испытывать
затруднений при поиске места встречи,
проявлять гостеприимство в процессе
встречи, предоставить более удобное место
за столом переговоров, предложить кофе
и т.д.) Продолжительность беседы также
определяется заранее и регламент должен
соблюдаться каждой из сторон. При длительных
беседах рекомендуется через 40-50 минут
устраивать перерыв, чтобы продуктивность
работы не снижалась от утомления.
Состав участников беседы (и переговоров)
также согласуется заранее и отражает
баланс интересов сторон. Оговариваются
также тематические рамки беседы и ее
основные цели. В том случае, если участники
имеют высокий должностной статус и беседа
носит в высшей степени официальный характер,
то прибывающего на встречу участника
должен встретить недалеко от входа и
проводить к месту проведения разговора
сотрудник более низкого статуса, например,
секретарь. Поведение участников встречи
регулируется правилами этикета в соответствии
с их статусом. Если участники беседы ранее
не были знакомы, то их взаимное представление
сопровождается обменом визитными карточками.
Проведение беседы предполагает конфиденциальность
содержания, поэтому фиксировать ход беседы
или отдельные обсуждаемые положения
можно только при взаимном согласии, т.е.
этот вопрос требует особого обсуждения.