Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 14:59, контрольная работа
Первый период (до революции 1917 г.)
Серьезное внимание вопросам управления государством уделяется, начиная с XVII в., особенно в период правления Петра I. Определенный вклад в становление науки управления внесли идеи: экономиста А.Л. Ордын-Нащокина; кабинет-министра А.П. Волынского; управляющего горными заводами В.Н. Татищева; российского ученого М.В. Ломоносова; премьер-министра П.А. Столыпина; других мыслителей и практиков, высказывавшихся по общим проблемам управления (И.Т. Посошков, М.М. Сперанский и др.).
Становление и развитие управления как науки……………………………………4
Маркетинг как компонент менеджмента…………………………………………...8
Содержание и направленность методов управления……………………………..10
Классификация методов менеджмента……………………………........................14
Стратегическое планирование как средство достижения цели………….............16
Содержание основных этапов принятия рационального решения………………19
Общая характеристика содержательных теорий мотивации…………………......22
Сущность лидерства. Стили лидерства и развитие лидерского потенциала…….24
Список использованных источников……………………………………………….31
Санкт-Петербургская академия управления и экономики
Калининградский институт экономики
контрольная работа
По дисциплине Менеджмент
По теме(варианту) вариант 16
01-4, 02-6, 03-10, 04-5, 05-2, 06-7, 07-3, 08-1
Ф.И.О. Эйхольц Ю.Ф.
Курс I
Специальность Экономика
Группа 6-19731/1-1
Форма обучения заочная
Преподаватель Гришковец
С.Н.
№ 15117
Дата 02.05.2012
выдано задание
Дата рег.
Выд. на пров..
Проверено..
На доработку..
Кол-во баллов
______________________________
Заполняет преподаватель
Для курсовых работ
Полнота освещения темы |
Самостоятельность в раскрытии темы |
Теоретический уровень работы |
Соответствие требованиям, предъявляемым к курсовой работе |
Соблюдение норм литературного языка и требованиям научного стиля |
Всего баллов набрано _____________
___________
Подпись
Для контрольных работ
Задачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Баллы |
Всего баллов набрано _____________
___________
Подпись
Для курсовых работ
К защите
дата Подпись
На доработку
дата Подпись
Для контрольных работ
Зачтено
дата Подпись
Рецензия № 15117
По дисциплине Менеджмент
По теме(варианту)
вариант 16 01-4, 02-6, 03-10, 04-5, 05-2, 06-7,
07-3, 08-1
Ф.И.О. Эйхольц Ю.Ф.
Курс I
Специальность Экономика
______________________________
Содержание
Список использованных источников……………………………………………….
Вопрос 01-4 Становление и развитие управления как науки
В становлении и развитии науки управления можно выделить три исторических периода.
Первый период (до революции 1917 г.)
Серьезное внимание вопросам управления государством уделяется, начиная с XVII в., особенно в период правления Петра I. Определенный вклад в становление науки управления внесли идеи: экономиста А.Л. Ордын-Нащокина; кабинет-министра А.П. Волынского; управляющего горными заводами В.Н. Татищева; российского ученого М.В. Ломоносова; премьер-министра П.А. Столыпина; других мыслителей и практиков, высказывавшихся по общим проблемам управления (И.Т. Посошков, М.М. Сперанский и др.).
Однако, как известно, рыночные отношения в нашей стране были развиты слабо, поэтому необходимых предпосылок для формирования теории и практики менеджмента в современном понимании не было.
К чести российских специалистов
следует отметить, что первые шаги
в области научного менеджмента
они сделали задолго до Фредерика
Тейлора. Так, в 1860—1870-х годах сотрудники
Московского высшего
В 1908 г. в России начали выходить
сборники переводов зарубежных изданий
в области научного менеджмента
— «Административно-
Прерванные Первой мировой и Гражданской войнами, отечественные исследования в области управления производством и научной организации труда были возобновлены в начале 1920-х годов. Первым их результатом стала формулировка «основных законов научной организации производства и НОТ», во многом сохраняющих свое значение до сегодняшнего дня.
Второй период (1917—1920 гг.)
Наиболее плодотворным в развитии отечественной управленческой мысли были 20-е годы прошлого века, когда в период НЭПа допускалась не только определенная свобода предпринимательства, но и научной мысли в ряде областей, не связанных непосредственно с проблемами политики или идеологии.
Как считают современные исследователи, в это время четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-технические и социальные.
К первой группе можно отнести концепции организационного управления А.А. Богданова (Малиновского), физиологического оптимума О.А. Ерманского, узкой базы А.К. Гастева, производственную трактовку Е.Ф. Розмирович. Ко второй — концепцию организационной деятельности П.М. Керженцева, социально-трудовую концепцию управления производством Н.А. Витке и теорию административной емкости Ф.Р. Дунаевского.
Таким образом, в советский
период идеи научного управления нашли
свое продолжение и развитие. Были
созданы научные организации
и институты научной
Однако в литературе имеются и другие точки зрения. Оценивая вклад России в развитие науки управления, А.В. Бусычин, например, утверждает, что, цитирую, и в СССР, и в современной России ни исследования А.К. Гастева, ни исследования его современников и последователей не привели к созданию сколько-нибудь значимой основы науки управления. Исследования в этой сфере велись в ложном направлении: вместо организации в качестве объекта управления была избрана идеологически значимая категория — труд, а сама направленность исследований определялась как научная организация труда (НОТ). Это было тупиковым направлением в научной мысли: организация труда, как и сам труд, в лучшем случае могла бы составить фрагмент научной базы, но не полностью ее заменить.
Правда, он признает, что Россия внесла свой вклад в развитие теории управления по вопросам психологии управления, инженерной психологии (взаимодействие человека и машины, утомляемость и т.п.). В 1920-х годах прикладная психология у нас находилась на высоком уровне развития.
В середине 1980-х годов стала доминирующей идея перехода от командно-административной системы, развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. В результате победила идея «шоковой терапии», т.е. быстрого перехода от плановой системы хозяйствования к регулируемому рынку (программа «500 дней», одним из разработчиков которой был Г. Явлинский — нынешний лидер партии «Яблоко»).
Третий период (с 1991 г. по настоящее время)
Это период непосредственного осуществления перехода к рынку и становления адекватной системы управления — менеджмента.
В этот период сформировались новые принципы управления:
Принципы невмешательства
государства в
Смена моноцентрической системы хозяйствования на полицентрическую.
Сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями.
Формирование и деятельность российских коммерческих организаций (союзов, ассоциаций) как самостоятельных структур.
Развитие конкуренции — состязательности хозяйствующих субъектов.
Итак, в современной России актуальной задачей науки управления является теоретическая разработка и практическое внедрение рыночных методов управления, т.е. методов менеджмента.
В этой связи возникает вопрос: следует нам разрабатывать свой, российский менеджмент, основанный на российской специфике, или полностью положиться на уже накопленные знания и практический опыт западных стран?
Речь идет о методологических подходах (принципах) формирования российского менеджмента. Ведь в современных условиях уже сформировался ряд национальных моделей менеджмента: американский, японский, европейский.
Здесь возможны три варианта:
Концепция копирования западной теории менеджмента (т.е. России надо брать модель менеджмента в готовом виде).
Концепция адаптации западной теории менеджмента (т.е. ее приспособление к российским условиям).
Концепция российской теории менеджмента (основывается на приоритете российской ментальности и частичного учета мирового опыта).
Итак, рассмотрим факторы, обусловливающие
особенности российского
Регионально-политический аспект
развития экономики России создает
определенные трудности менеджменту.
В России экономика развивается
в больших по пространству и масштабу
экономических регионах, обладающих
большей экономической и
Профессионализация управления в России находится в стадии становления. Подготовка менеджеров, по сути, находится в стадии становления.
Современное состояние экономики
России характеризуется
Российский менталитет характеризуется определенной спецификой. Россияне предпочитают твердое (даже жесткое) управление. Они воспринимают сильное, даже авторитарное руководство. Менталитету россиян присущи, например, терпимость и другие характеристики.
В России сильны традиции технократического подхода к управлению, т.е. управление технологиями, а не людьми. Отсюда отсутствие экономической и социальной мотивации.
Переходный период к рыночной экономике создает трудности в использовании рыночных методов управления. Действуют новые и старые административные методы.
В России сложилась собственная
организационная культура. Основу ее
составляет высокий научно-