Контрольная работа по «Менеджменту»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 21:21, контрольная работа

Краткое описание

Принципы менеджмента — основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций. Эти принципы — отражение объективных закономерностей практики управления. Они определяют требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между его уровнями, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.

Содержание

1 Принципы менеджмента 2
2. Природа стресса и управление в стрессовых ситуациях 6
3. Внешняя среда организации 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 17

Вложенные файлы: 1 файл

К,Р.docx

— 38.63 Кб (Скачать файл)

1  Принципы менеджмента

 

Принципы менеджмента — основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций. 

          Эти принципы — отражение объективных закономерностей практики управления. Они определяют требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между его уровнями, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.

            Принципы менеджмента реализуются через сознание, интеллект, волю (напористость) и целеустремленность человека. Важно обеспечить такие условия труда, чтобы в максимальной степени использовать эти человеческие качества.

             Основные принципы менеджмента  включают в себя:

  • принцип научности (важно понимать причины несовпадения целей и результатов, видеть противоречия между теорией и практикой, знать свойства больших систем и методы работы в них);
  • принцип системности и комплексности (важно видеть наиболее значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, входящих в организацию, например, как в Японии: "подсистема пожизненного найма", "подсистема подготовки на рабочем месте", "подсистема ротации кадров", "подсистема репутаций", "подсистема оплаты труда", которые взаимодополняют друг друга и обеспечивают рост производительности труда, жизненного уровня и мотивации персонала, экономический рост всей страны);
  • принцип единоначалия и коллегиальности в выработке решений (за реализацию коллегиально принятого решения персональную ответственность несет руководитель организации);
  • принцип демократического централизма (означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении, соотношение прав и ответственности между руководством и коллективом, нарушение данного баланса ведет либо к автократии в управлении, либо к охлократии (власти толпы));
  • принцип баланса власти (основной закон: уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя);
  • принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов организаций) и территориальных интересов (экология, занятость населения, социальные, культурно-этнические и экономические проблемы регионов);
  • принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ;
  • постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию.

         Принципы не есть догма. Вместе с изменением экономической жизни общества и реалий хозяйствования меняются и принципы управления. Так, на рубеже XIX—XX вв. основатель школы научного менеджмента Ф. Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

  • научный подход к выполнению каждого элемента работы;
  • научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;
  • кооперация с рабочим;
  • разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

       Основатель классической административной школы управления А. Файоль в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г., перечислил следующие принципы управления:

  • Разделение труда.
  • Власть.
  • Дисциплина.
  • Единство командования.
  • Единство руководства.
  • Подчинение индивидуальных интересов общему интересу.
  • Вознаграждение.
  • Централизация.
  • Порядок.
  • Равенство.
  • Устойчивость должностей личного состава.
    • Инициатива.

   Принципы управления 90-х годов нацеливают внимание на социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы усилия людей сделать более эффективными. 

 К концу XX века практика выработала свои принципы:

    • динамизм формирования и развития инноваций;
  • целенаправленная активация деятельности людей, инновационной предприимчивости;
  • гуманизация процессов труда;
  • ориентация менеджмента не на процессы деятельности, а на конечные результаты;
  • самоконтроль качества труда, продуктов и процессов деятельности в системе менеджмента;
  • качество работы и продукции обеспечивается принципом добровольности, саморазвития и взаиморазвития, групповой деятельности, деловой активности,
  • массового новаторства и творческого поиска;
  • эффективность менеджмента обеспечивается соединением воедино факторов производства: капитала, информации, материалов, людей и организаций, самым главным из которых является человек;
  • человек не только средство для достижения цели, он сам — цель менеджмента. 
                 Основные принципы определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньями. В определенной мере они призваны служить рекламой предприятию. На основании выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятия, уточняются приоритеты, формулируются его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, положений и нормативов.

Общественно-производственные отношения определяют роль и место каждого работника в процессе производства, обмена, распределения и потребления. От качества и оперативности работы каждого из них зависит конечный результат - итог деятельности огромного коллектива.

   Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления.

    Таким образом, принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов - это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.

 

 

 

 

2. Природа стресса и управление в стрессовых ситуациях

 

 Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводит довольно часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами.

Понятие "стресс" было заимствовано из области техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Перенесенное в область социальной психологии понятие "стресс" включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений. Некоторые специалисты считают, что стресс - это то давление в мире, которое приводит к состоянию эмоционального дискомфорта. Другие полагают, что экспансивный дискомфорт - это стресс, вызванный давлением или условиями, именуемыми стрессорами.

В целом стресс - явление, часто встречающееся. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организаций, сложности в выполнении поставленных задач. Стрессовыми состояниями будут действия в условиях опасности, необходимостью принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведения в условиях неожиданно меняющейся обстановки.

В стрессовом состоянии может с трудом осуществляться целенаправленная дело, переключение и распределение внимания, может наступить более того общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заместить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия, памяти, неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т.д.

Однако у ряда людей незначительный стресс может начать прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли, сценические эмоции. Нельзя загодя определить, вызовет ли данная ситуация стрессовое состояние человека. Поведение в стрессовой обстановке во многом зависит от личностных особенностей человека: от умения быстро оценивать, обстановку, от навыков мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, от волевой собранности, решительности, целесообразности действия и развития выдержки, от имеющегося опыта поведения в аналогичной ситуации.

Подавляющее большинство людей под понятием "стресс" понимает неприятности, горесть, сильные отрицательные эмоциональные переживания. Отчасти это правильно. Но только отчасти, поскольку огромная радость, неожиданный успех, триумф - это тоже стресс. Вернее не стресс, стрессор-фактор, вызывающий состояние стресса. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Существует довольно много примеров того, что стресс оказывает благотворное влияние на организм, существенно повышая работоспособность человека. Например, холодовой стресс может оказывать благотворное действо на психологический и физический статус. Умеренное недоедание вызывает мягкий стресс, не губительный, а тренирующий.

Установлено, что стресс обладает обезболивающим действием. Стресс - это всего лишь новые названия давно известных явлений и состояний. Например, нарушения надежд, глубокого недовольства жизнью или собой и ощущения бессилия.

            В обыденной жизни выделяют два вида стресса: эустресс и дистресс. Эустресс предполагает появление желательного, т.е. положительного эффекта, а дистресс - отрицательного.

Обычно стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. Приятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса.

Один и тот же раздражитель действует на разных людей не одинаково в зависимости от индивидуальности внешних и внутренних условий, определяющих реактивность каждого.

Различные психологические проявления стресса находят отражение в физиологических реакциях. Наличие прямой корреляции между физиологическими реакциями организма и психологическими характеристиками стресса позволяет использовать изменения физиологических реакций в качестве объективного показателя психологического (эмоционального) стресса.

Стресс может предстать в результате определенного социального воздействия. Средством защиты от стрессов в этом случае могут быть социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений.

Стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на человека работой, семейными отношениями и др. Вместе с тем, действо стрессов может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности удовлетворить насущные потребности.

Фазы стресса. Стресс характеризуется наличием трех фаз: тревоги, фазы сопротивляемости и фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной психикой в состоянии преодолеть фазу тревоги. Эмоционально неустойчивых людей охватывает сразу тревога, которая потом переходит в страх. Затем у таких людей наступает истощение, принимающее форму обреченности и отчаяния.

Устойчивость к стрессовым факторам может обеспечиваться двумя путями: эмоциональной тренировкой и тщательным обучением с применением проигрывания сложных ситуаций и др.

Психологические резервы людей кроются в его психике и, прежде всего, в эмоциональной сфере. Под эмоцией понимается переживание человеком своего личного отношения к действиям других людей и к самому себе.

Стресс может возникать не только в условиях действия одного сильного раздражителя, но при проявлении мелких постоянных отрицательных воздействий, вызывающих у человека состояния угрозы, тревоги, обиды, опасности.

Действие стресса сопровождается различными реакциями: от состояния повышенной активности до ухода в депрессию.

В проявлении стресса имеют значения индивидуальности людей. Нет двух людей, у которых реакция на стресс были бы совершенно одинаковыми. Большинство стрессов в жизни человека инициируется и воспроизводится им самим. В превращении большинства раздражителей в стрессоры определенную роль играют когнитивные и аффективные реакции, относящиеся к стимулам. Если раздражитель не интерпретируется как угроза или вызов по отношению к личности, то стрессовая реакция вообще не возникает.

Стресс не постоянно результат повреждения. Стрессорный результат стрессора зависит только от интенсивности требований к приспособительной способности организма. Любое нормальное дело - игра в шахматы и более того ходьба - может начать внушительный стресс, не причинив никакого вреда.

Основные источники стрессовых ситуаций:

  • особенности трудового процесса: "рваный" ритм, повышенная ответственность, однообразие, монотонность, плохая организация деятельности, отсутствие необходимых перерывов, дефицит времени и прочее
  • положение индивида в организации: плохие условиями труда, отсутствием должного уважения со стороны окружающих, поддержки, неудовлетворительной заработной платой и невозможностью реализовать себя;
  • неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, отсутствие взаимной поддержки и помощи, плохие отношения с руководством;
  • трудности согласования служебных и семейных обязанностей.
  • неумение сотрудника самостоятельно справиться с возникающими проблемами;
  • личные качества работника: отсутствие необходимых знаний, навыков, невысокая способность контролировать себя, свои эмоции;
  • неблагоприятные социальные и бытовые условия.

Информация о работе Контрольная работа по «Менеджменту»