Контрольная работа по "Теории менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 06:38, контрольная работа

Краткое описание

Понятие "структура" связано с такими понятиями, как "система" и "организация". Все основные аспекты строения и деятельности организации определяет цель как главный системообразующий фактор и ее подцели. Каждый элемент имеет свою задачу, обладает ресурсом для ее достижения и выполняет свою строго определенную функцию, структура же обеспечивает порядок и взаимодействие элементов для осуществления их функций. Элементы системы выделяются в процессе ее членения (структуризации), при этом каждая система допускает возможность различных сечений в соответствии с заданными критериями. Организационная структура - одно из этих сечений.

Вложенные файлы: 1 файл

теория менеджмента_контрольная.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по курсу  «Теория менеджмента»

 

Вариант 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие "структура" связано с такими понятиями, как "система" и "организация". Все  основные аспекты строения и деятельности организации определяет цель как главный системообразующий фактор и ее подцели. Каждый элемент имеет свою задачу, обладает ресурсом для ее достижения и выполняет свою строго определенную функцию, структура же обеспечивает порядок и взаимодействие элементов для осуществления их функций. Элементы системы выделяются в процессе ее членения (структуризации), при этом каждая система допускает возможность различных сечений в соответствии с заданными критериями. Организационная структура - одно из этих сечений.

Организационная структура управления (ОСУ) представляет собой одно из ключевых понятий менеджмента, которое тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров, а также распределением между ними полномочий. По мнению Герчиковой И.Н. именно в рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации1.

По нашему мнению, структуру можно  сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным именно для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно

Понятие "организационная структура  управления" в научной литературе отмечается большим разнообразием. А.Н. Дятлов говорит о том, что структура организации – это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение целей организации2.

Организационную структуру управления можно также определить как совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений3.

Таким образом, в настоящее время под организационной структурой понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Н.А. Соломатин считает, что целью организационной структуры управления является обеспечение устойчивого развития социально-экономической системы посредством формирования, сохранения и совершенствования способов взаимосвязи и взаимодействия системы с внешней средой и внутреннего взаимодействия элементов системы4.

Так структура управления должна отражать цели и задачи организации, функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления с учетом ограничений внутренней и внешней среды.

Отметим, что структура организации  определяет не только распределение  обязанностей в организации, но также  и стиль управления: административно-организационное управление — предполагает установление структуры организации и взаимосвязей, распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления; оперативное управление — обеспечивает функционирование организации в соответствии с утвержденным планом и заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их коррекции. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

И.М. Рябцев отмечает, что построение организационной структуры базируется на функциях управления и определяется принципом первичности функций и вторичности органа управления, имея характер пирамиды, т.е. содержит несколько уровней управления5. Чем выше уровень управления, занимаемый руководителем, тем меньше его работники заняты решением конкретных технических задач и тем больший удельный вес в структуре рабочего дня работников занимает решение вопросов по оценке перспектив развития производства, выработке тактики и стратегии управления.

Отметим, что выбранная в соответствии с вариантом организационная структура, представленная на рисунке, является дивизиональной, построенной по продукту.

В крупных фирмах для устранения недостатков функциональных структур управления используется так называемая дивизиональная структура управления. Распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции или по регионам. В свою очередь в дивизиональных отделениях создаются свои подразделения по снабжению, производству, сбыту и т. д. При этом возникают предпосылки для разгрузки вышестоящих руководителей путем освобождения их от решения текущих задач. Децентрализованная система управления обеспечивает высокую эффективность в рамках отдельных подразделений.

 

Рис. Организационная структура

Недостатки: рост расходов на управленческий персонал; сложность информационных связей.

Дивизионная структура управления строится на основании выделения  подразделений, или дивизионов. Данный вид применяется в настоящее время большинством организаций, особенно крупными корпорациями, так как нельзя втиснуть деятельность крупной компании в 3-4 основных отдела, как в функциональной структуре. Однако длинная цепь команд может привести к неуправляемости. Создается также в крупных корпорациях.

Отметим, что дивизионы могут  выделяться по нескольким признакам, образуя  одноименные структуры. Что касается построения по продуктовому при-знаку, то здесь отделы создаются по видам продукции. Характерна полицентричность. Такие структуры созданы в «Дженерал Моторс», «Дженерал Фудс», частично в «Русском Алюминии». Полномочия по производству и сбыту данного продукта передаются одному руководителю. Недостаток — дублирование функций. Такая структура эффективна для разработки новых видов продукции. Имеются вертикальные и горизонтальные связи.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. – 501с.
  2. Дятлов А.Н. Общий менеджмент: Концепции и комментарии: учебник для вузов / А. Н. Дятлов, М. В. Плотников, И. А. Мутовин. - М.: Альпина, 2009. - 400 с.
  3. Кондратьев В.В. 7 нот менеджмента: настольная книга руководителя / Кондратьев В.В., ред. - 6-е изд., перераб. и доп. - М : Эксмо, 2007. - 832 с.
  4. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Соломатин Н.А. и др. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 415 с.
  5. Рябцев И.М. Менеджмент: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2008. – 340 с

1 Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. – С. 78

2 Дятлов А.Н. Общий менеджмент: Концепции и комментарии: учебник для вузов / А. Н. Дятлов, М. В. Плотников, И. А. Мутовин. - М.: Альпина, 2009. – С. 134

3 Кондратьев В.В. 7 нот менеджмента: настольная книга руководителя / Кондратьев В.В., ред. - 6-е изд., перераб. и доп. - М : Эксмо, 2007. – С. 89

4 Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Соломатин Н.А. и др. – М.: ИНФРА-М, 2011. – С. 102

5 Рябцев И.М. Менеджмент: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2008. – С. 202


Информация о работе Контрольная работа по "Теории менеджмента"