Контрольная работа по "Теория менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:07, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. Назовите основные категории теории управления?
Ответ: Теория управления — наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами.
К основным категориям теории управления относятся: система управления, субъект и объект управления, управленческие отношения, цели управления, принципы и методы, функции, модели и технологии управления; стиль управления; управленческое решение; эффективность и совершенствование управления.

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. Теория менеджмента.docx

— 47.61 Кб (Скачать файл)

-участвует в создании  материальных благ и оказании  услуг опосредовано, через труд  других работников;

-предметом труда является  информация;

-средством труда –  организационная и вычислительная  техника;

-результатом труда –  управленческое решение.

Со временем в целях  повышения результативности управления появилось разделение труда профессиональных управляющих. Выделяют следующие виды разделения труда профессиональных управляющих:

-функциональное -  основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции управления: планирование, организация, контроль и т.д.;

-структурное - строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специфика;

-вертикальное  –  построено  на  выделении  трех  уровней  управления: низового, среднего и высшего. К низовому уровню относятся управляющие, имеющие в подчинении работников преимущественно  исполнительского труда. Средний уровень – составляет по некоторым данным 50-60%  общей численности управленческого персонала и включает управляющих ответственных за ход производственного процесса в подразделениях. Указанные подразделения состоят из нескольких первичных образований (структурных единиц). Высший уровень – это администрация, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом. На этом уровне занято 3-7% управленческого персонала;

-технологическое – учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарата управления выделяют три категории работников: руководителей, специалистов и служащих. С  точки зрения технологии   процесса   управления   задачи   руководителей   прежде   всего сводятся к принятию решений и организации их практической реализации, специалисты осуществляют проектирование и разработку  вариантов решений, а служащие занимаются в основном информационным обеспечением управленческого процесса.

 

 

Вопрос 7. Назовите основные принципы управления?

Ответ: Наиболее оптимальной представляется классификация принципов управления посредством их деления на три группы.

Вся существующая совокупность принципов управления подразделяется на три основных группы. К первой группе относятся общие принципы управления, касающиеся системы управления в целом. Ко второй группе - принципы управления, относящиеся к отдельным компонентам системы управления. Принципы, входящие в третью группу регламентируют порядок и правила управления конкретными видами деятельности.

В системе общих принципов  управления на современном этапе  основное место занимают принцип  научной обоснованности управления, принцип системного подхода к  решению управленческих задач, а  также принципы оптимальности, гибкости, демократизации, регламентации и  формализации управления.

Основным в системе  общих принципов управления по праву  можно считать принцип научной  обоснованности управления. Научный  подход к менеджменту требует  сплошного, комплексного изучения всей совокупности факторов, влияющих на эффективность  функционирования организации, с последующим  применением полученных знаний в  практике управления.

Вторым, не менее важным принципом  менеджмента является принцип системного подхода к решению управленческих задач. Системный подход требует, чтобы  руководители рассматривали организацию  как совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и постоянно  взаимодействующих друг с другом элементов, таких как: люди, структура; задачи и технологии, которые ориентированы  на достижение различных целей.

Принцип оптимальности управления устанавливает требование достижения целей управления с минимальными затратами времени и средств.

С вышеназванным принципом  неразрывно связан принцип гибкости управления, практическая реализация которого позволяет обеспечить своевременную  адаптацию организации к изменяющимся условиям внешней среды или ее быструю перестройку в соответствии новым целям функционирования.

С возрастанием роли социальных факторов в менеджменте на первый план вышел принцип демократизации управления, который содержит требование об удовлетворении интересов собственников, руководителей, трудового коллектива и отдельных работников организации  на справедливой основе.

Согласно принципу регламентации  все процессы, происходящие в системе  управления, должны быть жестко регламентированы. Иными словами в любой организации  должна быть разработана развернутая  система правил и норм, определяющих порядок функционирования как организации  в целом, так и ее отдельных  структурных подразделений.

Принцип формализации предусматривает  формальное закрепление норм и правил функционирования организации в виде приказов, указаний и распоряжений руководителя, а также в виде положений о конкретных структурных подразделениях и должностных инструкций.

Применение принципов  регламентации и формализации позволяет  упорядочить процесс функционирования организации, сделать его более  планомерным и рациональным.

Вопрос 8.  Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

Ответ: Основными требованиями, предъявляемыми к управленческому решению, являются следующие:

1. Целевая направленность, т.е. решение должно преследовать  достижение определенной цели.

2. Обоснованность, т.е. принимаемое  решение должно отражать объективные  закономерности развития объекта  и системы управления им. Решение,  противоречащее этим закономерностям,  будет пассивно или активно  отторгаться, что требует дополнительного  расхода ресурсов и, соответственно, замедлит развитие организации. 

3. Компромиссность. Необходимость этого требования исходит из того, что управленческие решения практические всегда имеют негативные последствия, т.е. невозможно принять решение, полностью удовлетворяющее организацию, руководителя и всех работников.

И с этой точки зрения важно иметь в виду перспективную  эффективность принимаемого решения. Например, принимая решение о пожизненном  найме работников руководство предприятия  понимает, что неизбежны дополнительные затраты на заработную плату, особенно в условиях экономических кризисов, но считает, что сохранение лояльности работников и поддержание корпоративного духа будет, в долгосрочной перспективе, выгоднее для предприятия.

Именно умение принимать  решения, видя их недостатки, но не позволяя им парализовать собственную волю, отличают эффективного руководителя. Эти люди понимают, что принятие пусть неэффективного решения, лучше, чем непринятие решения вообще. Вместе с тем бывают ситуации, когда из-за недостатка информации именно непринятие решения становится единственно верным способом поведения.

В этом случае руководитель возлагает больше надежды на саморегуляцию организации, чем на собственную инициативу.

4. Своевременность. Это  означает, что с момента возникновения  проблемной ситуации до момента  принятия решения в объекте  управления не должно произойти  необратимых изменений, делающих  решение ненужным.

5. Соответствие полномочиям  ЛПР, что является необходимым  условием директивности принятого  решения. Этот момент достаточно  важен еще и потому, что, принимая  решение, руководитель берет на  себя ответственность за его  последствия. Превышение полномочий  создает предпосылку невыполнения  решения. С другой стороны,  руководитель не должен принимать  решения, входящие в компетенцию  нижестоящих менеджеров, поскольку  это приводит к снижению инициативности  подчиненных. 

6. Непротиворечивость и  согласованность с принципами  управления и ранее принятыми  решениями, поскольку ни одно  решение не реализуется изолировано,  а дополняет другие решения. 

7. Экономичность и эффективность.  Требование эффективности заключается  в обеспечении достижения намеченных  целей. При этом важно, чтобы  цель была достигнута при минимальных  затратах и издержках, что делает  решение экономичным. 

 

 

Вопрос 9. Сущность, этапы, цели и задачи кадрового планирования.

Ответ: Кадровое планирование (планирование персонала) — это целенаправленная деятельность по подготовке кадров, обеспечению пропорционального и динамичного развития персонала, расчету его профессионально-квалификационной структуры, определению общей и дополнительной потребности, контролю за его использованием. 
 
Основные предпосылки кадрового планирования (КП)

  1. Готовность руководства организации к интеграции личностного аспекта в общее планирование и к созданию необходимых организационных кадровых предпосылок
  2. выбор частных аспектов кадрового планирования, которые следует отдать предпочтение
  3. выбор периода планирования. На 1-ом этапе целесообразно ограничиться 1,2 годами постепенно дополняя среднесписочными периодами (до 3-х лет). Включение долгосрочного планирования начинающееся с 3-х лет и более.
  4. решение насколько дифференциальным может быть кадровое планирование
  5. минимальный набор информационных документов по рабочим местам , органов управления, по кадрам и по статистике

 
Основные  задачи кадрового планирования: 
- разработка процедуры кадрового планирования; 
- увязка кадрового планирования с планированием организации в целом; 
- организация эффективного взаимодействия между плановой группой кадровой службы и плановым отделом организации; 
- проведение в жизнь решений, способствующих успешному осуществлению стратегии организации; 
- содействие организации в выявлении главных кадровых проблем и потребностей при стратегическом планировании; 
- улучшение обмена информацией по персоналу между всеми подразделениями организации. 
 
Кадровое планирование включает в себя: 
 
- прогнозирование перспективных потребностей организации в персонале (по отдельным его категориям); 
 
- изучение рынка труда (рынка квалифицированной рабочей силы) и программы мероприятий по его «освоению»; 
 
- анализ системы рабочих мест организации; разработку программ и мероприятий по развитию персонала. 
 
При кадровом планировании организация преследует следующие цели: получить и удержать людей нужного качества и в нужном количестве; наилучшим образом использовать потенциал своего персонала; быть способной предвидеть проблемы, возникающие из возможного избытка или нехватки персонала. 
 
В процессе кадрового планирования необходимо выделять и согласовывать цели и виды планирования. 
 
Проблемы кадрового планирования обусловлены рядом обстоятельств

  • трудность планирования кадров
  • сложно спрогнозировать трудовое поведение сотрудников
  • отношение к труду
  • двойственность системы экономических целей КП, приходится учитывать и компоненты соц. эффективности (соц. проблемы)

 
КП включает в себя определенные цели: 
 
- кадровая стратегия 
 
- кадровые цели 
 
- кадровые задачи 
 
- кадровые мероприятия

 

 

Вопрос 10. Охарактеризуйте основные виды коммуникаций.

Ответ: Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с элементами своего внешнего окружения. С потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью внимание уделяется созданию определенного образа организации на местном, общенациональном или международном уровнях. Подчиняясь государству, организации заполняют разнообразные письменные отчеты. При этом обсуждения, собрания, переговоры, служебные записки, отчеты, циркулирующие внутри организации, часто являются реакцией на возможности или проблемы, создаваемые внешней средой. 
 
Существует несколько видов коммуникаций внутри организации:

  • межуровневые коммуникации — перемещение информации в рамках вертикальной коммуникации. Могут происходить по нисходящей (сообщение подчиненным уровням о принятом управленческом решении), по восходящей (отчеты, предложения, объяснительные записки);
  • коммуникации между различными отделами, или горизонтальные коммуникации. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Руководство должно добиваться, чтобы подразделения работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении;
  • коммуникации «руководитель — подчиненный». Связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности отдела в решение задач; обсуждением проблем эффективности работы; оповещением подчиненного о грядущем изменении; получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях подчиненных;
  • коммуникации между руководителем и рабочей группой. Позволяют руководителю повысить эффективность действий группы;
  • неформальные коммуникации. Канал неформальных коммуникаций — это канал распространения слухов. Так как по каналам слухов информация передается намного быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации типа «между нами».

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Теория менеджмента"