Контрольная работа по дисциплине "Менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 14:13, контрольная работа

Краткое описание

1. Сущность и роль менеджмента в деятельности человека
2. Исходные понятия общей теории управления и их связь с менеджментом
3. Сфера деятельности менеджеров
4. Логическая взаимосвязь менеджмента с другими дисциплинами

Вложенные файлы: 1 файл

кр мене.docx.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Сущность и роль менеджмента в деятельности человека
  2. Исходные понятия общей теории управления и их связь с менеджментом
  3. Сфера деятельности менеджеров
  4. Логическая взаимосвязь менеджмента с другими дисциплинами

Список литературы

 

1. Сущность и роль менеджмента в деятельности человека

 

Деятельность человека является основой его существования. Трудовая деятельность человека многогранна и сложна. Большинство видов трудовой деятельности требует усилий не отдельного человека, а группы людей, т. е. коллективного труда. Целенаправленный коллективный труд требует его организации. Организационные действия отличаются по своей сущности от труда физического. При всем многообразии подходов под организацией труда будем понимать совокупность целенаправленных действий по обеспечению совместного труда, направленного на эффективное использование всего комплекса ресурсов. Такой труд называется управленческим.

Совокупность видов управленческой деятельности (не труда), направленных на эффективное результативное использование ресурсов для достижения определенных совместных целей представляет собой МЕНЕДЖМЕНТ.

Менеджмент является неотъемлемой частью любой совместной человеческой деятельности, которая в той или иной мере нуждается в организации. Такое же определение используется по отношению к понятию "управление".

В украинской и русскоязычной литературе, особенно переводной, довольно часто термин "менеджмент" и "управление" являются синонимами. Однако эти понятия по-своему значению имеют существенное отличие. Наша задача - определиться в назначении этих видов деятельности и выделить то общее, что их объединяет.

Для рассмотрения семантики термина "МЕНЕДЖМЕНТ" воспользуемся фундаментальным Оксфордским словарем английского языка, который дает такие определения:

Способ, манера общения с людьми.

Власть и искусство управления.

Особого рода умение и административные навыки.

Органы управления, административная единица.

Первых три понятия однозначно указывают на содержание управленческой деятельности. Последнее, четвертое понятие выделяет некую организованную совокупность людей или отдельного человека, осуществляющего управленческую деятельность.

Термин "менеджмент" происходит от английского слова manage - "управлять". Первоначально оно означало искусство управления лошадью. В процессе трансформаций это слово стало означать область науки, практики и искусства управления людьми.

В современной теории и практике термин "менеджмент" трактуется как процесс достижения цели руками отдельного работника, рабочей группы или коллектива людей. Однако такое определение не раскрывает сущности менеджмента.

Обобщение современной литературы позволяет раскрыть сущность менеджмента, рассматривая его содержание с разных точек зрения. Можно выделить четыре содержательных сущности менеджмента (рис. 1.1).

 

Рис. 1.1 Содержательная сущность понятия "менеджмент"

 

В содержании управленческой деятельности лежат основные формы разделения труда. По содержанию труда можно выделить два вида деятельности:

  • функциональный вид деятельности, т. е. специализация управленческого труда по функциональному виду работ. Функциональное разделение труда характеризует менеджмент с точки зрения содержания определенных действий, процедур и операций, повторяющихся в деятельности человека;
  • технологическое разделение труда, т. е. деление вида деятельности на конкретные работы и операции.

Содержательная (функциональная) суть видов деятельности определяет категорию менеджмента - ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ. Под функцией управления будем понимать конкретный вид деятельности человека, выполнение которой обеспечивает достижение желаемого результата.

Функции управления принято делить на общие и конкретные. К общим функциям автор относит такие виды деятельности: планирование, организацию, учет, анализ, контроль, стимулирование и регулирование. В литературе имеются и другие, менее распространенные точки зрения. Эти функции образуют функциональные виды деятельности менеджеров.

Конкретные функции управления содержат определенные работы (виды деятельности), результаты которых изменяют состояние управляемых объектов. Они представляют функциональные области деятельности менеджеров. Их состав зависит от предприятия и его деятельности.

Синтез общих и конкретных функций приводит к технологическому разделению управленческого труда. С точки зрения технологии менеджмента, функция управления отражает следующее:

  • вид управленческого труда;
  • предмет управленческого труда;
  • способы выполнения управленческого труда;
  • отношения, возникающие в результате выполнения управленческого труда;
  • результаты управленческого труда.

Технологическое разделение труда определяет категорию людей, осуществляющих процесс управления. Эта категория людей разделяется на менеджеров разных уровней.

Менеджер - это специалист, обладающий специальными знаниями и умениями, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области получения желаемых результатов.

Менеджмент как процесс деятельности. В практической деятельности менеджмент выступает как процесс, в котором человек или коллектив, выполняя функции управления, обеспечивает достижение определенного результата. Сущность и содержание процесса менеджмента проявляется в его функциях.

Процесс представляет собой совокупность последовательных управленческих действий, направленных на получение результата. Участниками процесса менеджмента являются менеджеры, выполняющие роли руководителей и исполнителей.

Менеджмент как категория людей.

 

Рис. 1.2. Категории менеджеров по уровням и видам деятельности

 

Технологическое разделение труда является основой для распределения менеджеров на категории. Именно содержание менеджерской работы разделяет менеджеров на три уровня: менеджеры высшего уровня, менеджеры среднего уровня и менеджеры низового уровня (рис. 1.2). В современном определении менеджмент рассматривается как группа менеджеров, находящаяся на определенном уровне управления и обеспечивающая выработку и принятие управленческих решений. Поэтому менеджмент как вид деятельности часто идентифицируется с менеджерами.

Менеджеры всех уровней управления участвуют в выполнении всех функций управления. Однако сфера их деятельности и сложность выполняемых работ существенно зависит от уровня управления.

Менеджеры высшего уровня представлены первыми руководителями предприятия, обеспечивают интересы и потребности собственников, разрабатывают стратегию деятельности организации, разрабатывают политику, осуществляют общее и текущее регулирование процессов. Эта категория менеджеров представляет институциональный уровень управления.

Менеджеры среднего уровня обеспечивают реализацию решений, принятых руководством высшего уровня, и осуществляют управление работниками (исполнителями) низового уровня. Этот уровень менеджмента представлен руководителями подразделений, операционными менеджерами, организаторами производства. Эта категория менеджеров также называется управленческим уровнем.

Менеджеры низового уровня осуществляют руководство непосредственно исполнителями. На этом уровне находятся мастера, начальники производственных участков и т. п. Менеджеры технического уровня занимаются ежедневными операциями, обеспечивающими эффективную работу управляемых объектов.

Менеджмент как структурный орган управления. Функции управления реализуются менеджерами на разных управленческих уровнях. Реализуя функции управления, менеджеры проявляют свои знания и умения осуществлять управленческие процессы. Выполняя конкретную роль в процессах менеджмента, менеджеры создают структуру аппарата управления. Поэтому структура аппарата управления ассоциируется с понятием менеджмент. Такое представление позволяет использовать термин "менеджмент" вместо термина "аппарат управления".

Термин "УПРАВЛЕНИЕ" в словарях русского языка имеет следующие значения:

  • Действие по управлению техническими средствами.
  • Руководить, направлять деятельность, работу кого-либо (животного, человека).
  • Административное учреждение или административный орган внутри какого-либо учреждения.

Из этих определений видно, что термин "управление" имеет более широкое значение по сравнению с менеджментом. Этот термин используется для определения действий человека как по управлению техническими средствами (автомобилем, пароходом и т.д.) или животными (лошадью), так и в отношении управления людьми. Управление-это процесс выполнения функций. Следовательно, менеджмент и управление являются синонимами лишь по отношению к целенаправленной и согласованной работе коллективов людей. Сущность и содержание управления, также как и менеджмента, проявляется в функциях, а, следовательно, в функциональном и технологическом разделении умственного труда.

В литературных источниках и практической деятельности существует много определений сущности менеджмента. Дать однозначное толкование содержания менеджмента сложно и, наверное, невозможно.

В современной практике термин "менеджмент" используется не только по отношению к управлению организациями, но и в сфере политических и социальных отношений. Термин "менеджмент" можно использовать по отношению к любому типу организаций: предприятию, государственному органу, учреждению по оказанию разнообразных услуг и др. Главное, что при этом необходимо помнить: термин "менеджмент" следует употреблять лишь в том случае, если объектом управления является отдельный человек, группа людей или коллектив (разновидность группы) людей, работающих в организациях.

Для того, чтобы определить сферу применения менеджмента, выделяются различные его виды, например, менеджмент организаций, административный менеджмент, функциональный менеджмент, отраслевой менеджмент.

Таким образом, термин "менеджмент" имеет различное значение и назначение. Менеджмент- это и категория людей, профессионально занимающихся управлением в различных организациях и сферах использования труда человека. Менеджмент также представляет собой совокупность знаний, раскрывающих теорию, практику и искусство управления экономическими и социальными процессами.

В более обобщенном смысле, по выражению Питера Ф. Друкера, суть менеджмента - сделать людей способными к совместным действиям по обеспечению возможностей достичь нужных результатов. Менеджмент существует ради результатов, которых учреждение (организация) достигает во внешней среде. Менеджмент должен определять, каких результатов необходимо достичь; менеджмент должен мобилизовать ресурсы организации для достижения этих результатов; менеджмент предназначен для того, чтобы любая организация - коммерческое предприятие, церковь, университет или приют для женщин-жертв насилия, имела возможность достичь запланированных результатов во внешней среде, за пределами организации. Управление и менеджмент имеют общую теоретическую базу. "Фундаментом" современного менеджмента является общая теория управления, искусство управления и практический опыт.

 

2. Исходные понятия общей теории  управления и их связь с  менеджментом

 

Предметом изучения в курсе менеджмент является деятельность менеджера, направленная на получение желаемого результата. Изучение содержательной сущности менеджмента целесообразно осуществлять с таких точек зрения (рис. 1.3):

  • функциональных видов труда менеджера;
  • отношений менеджера с другими субъектами и объектами, возникающих в процессе управления;
  • средств и способов осуществления управленческого труда;

Рис. 1.3. Логика изучения управленческой деятельности менеджера

 

  • результатов труда менеджера.

Представленные элементы деятельности менеджера необходимо рассматривать с позиций науки, искусства и практики менеджмента, которые в совокупности создают эффективный менеджмент.

Менеджмент - наука или искусство?

В сегодняшней практике нередко применяется следующий закон X. Л. Менкена: «Кто может - делает. Кто не может - учит». Существует и дополнение к нему Мартина: «Кто не может учить - управляет». Действительно, довольно часто в руководящее кресло стремятся сесть технологи и конструкторы, художники и врачи, артисты и политические деятели. У одних что-то получается, других постигает неудача. Почему так происходит? Необходимость найти ответ на этот вопрос развила такую область человеческих знаний, как управление.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Менеджмент"