Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 15:17, реферат
Соответственно управленческий контроль организации ориентирован преимущественно на обеспечение основных показателей эффективности функционирования в современных условиях:
- устойчивое положение организации на рынке (среди конкурентов);
- признание организации субъектами рынка и общественностью;
- своевременная адаптация систем производства и управления организации к перманентно меняющейся внешней среде (рыночной конъюнктуре).
Введение 3
1. Сущность и задачи контроля 6
2. Виды контроля 10
3. Характеристики эффективного контроля 19
4. Система контроля над финансовыми потоками 24
Заключение 29
Список использованной литературы 33
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Сущность и задачи контроля 6
2. Виды контроля 10
3. Характеристики эффективного контроля 19
4. Система контроля над финансовыми потоками 24
Заключение 29
Список использованной литературы 33
ВВЕДЕНИЕ
При рыночной системе хозяйствования деятельность организации в широком смысле направлена на завоевание и удержание предпочтительной доли рынка, на достижение превосходства над конкурентами. Соответственно управленческий контроль организации ориентирован преимущественно на обеспечение основных показателей эффективности функционирования в современных условиях:
- устойчивое положение организации
на рынке (среди конкурентов);
- признание организации субъектами рынка
и общественностью;
- своевременная адаптация систем производства
и управления организации к перманентно
меняющейся внешней среде (рыночной конъюнктуре).
Таким образом,
в конкурентной среде рыночных отношений
эффективный управленческий контроль,
при прочих равных условиях, является
гарантией успешной деятельности организации.
Контроль представляет собой процесс
обеспечения достижения организацией
своих целей. Контроль включает установление
стандартов, измерение фактически достигнутых
результатов и проведение корректировок
в том случае, если достигнутые результаты
существенно отличаются от установленных
стандартов.
Необходимость
контроля заключается в том, что он является
неотъемлемым элементом сущности всякой
организации. «Контроль и определение
направления — это синонимы», — считал
П. Друкер.
Множество разнообразных обстоятельств
может помешать реализации планов и задуманных
организационных структур. Изменения
законов, социальных ценностей, технологии,
условий конкуренции могут сделать планы
невыполнимыми. Источником неопределенности
являются и люди, работающие в любой организации.
Ошибки, возникающие внутри организации,
переплетаются, множатся и, если их вовремя
не исправить, могут привести к катастрофе,
банкротству коммерческой организации,
к развалу учреждения. Известно, что в
большинстве создающихся мелких предприятий
не понимают важности функции контроля,
допущенные ошибки накладываются и нарастают,
пока не происходит банкротство.
Нередко организация не гибнет, а существует, но
постоянно переходит из одного кризиса
в другой.
Функция контроля — выявить проблемы
и скорректировать деятельность до того,
как эти проблемы перерастут в кризис.
Поддержка успешных действий — это также
функция контроля, которая состоит в поддержке
всего того, что является успешным в деятельности
организации. Необходимо определить, какие
именно действия эффективно способствовали
достижению целей организации. Это позволяет
найти область расширения деятельности
организации. Широта контроля должна позволять
ему быть всеобъемлющим. Любой руководитель
независимо от ранга должен осуществлять
контроль как неотъемлемую часть своих
должностных обязанностей.
Контроль должен обеспечить фиксирование состояния объекта управления в определенный момент времени для принятия решений по регулированию этого объекта. Контроль выступает главным инструментом для выработки управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирм. Многие менеджеры на практике пренебрегают функцией контроля, что снижает эффективность всей системы управления предприятием, делает достижение поставленных целей затруднительным. Особенно опасно недооценивать значимость контроля в современных российских условиях.
Все вышесказанное
подтверждает актуальность изучения контроля как функции управления,
процесса контроля, а также характеристик
эффективного контроля, чему также уделено
внимание в моей работе.
Предметом исследования в моей работе
является контроль как функция управления
на предприятии. Объектом исследования
является определение сущности контроля
как функции управления на предприятии.
Приведенные в моей работе материал отражает состояние исследуемого процесса, а все использованные из литературы и других источников теоретические и методические положения сопровождаются ссылками на их авторов.
Сущность и задачи контроля
Контроль представляет собой одну из важных функций в менеджменте. Как неотъемлемая часть деятельности организации контроль является непрерывным процессом, который строится на трех основных этапах:
- выработка стандартов деятельности организации, подлежащих контролю;
- измерение и анализ ее результатов, полученных в результате контроля;
- корректировка хозяйственных, технологических, организационных и других процессов деятельности организации в соответствии со сделанными выводами контроля.
Первый этап - выработка стандартов, демонстрирует органическую связь функций планирования и контроля. Данные стандарты согласуются с методологией управленческого учета предприятия, а именно:
- внешними стандартами и нормами;
- внутренними (корпоративными) стандартами;
- стандартами на функциональность бизнес-процессов предприятия.
Стандарты - это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. В свою очередь эти цели формируются из процесса планирования и стратегий организации. Цели, используемые в качестве стандартов для контроля, должны характеризоваться наличием временных рамок и конкретных критериев (например, производительность труда к определенному времени должна быть повышена на 10%). Т.е. критерии, результативность которых оценить трудно, должны быть выражены косвенными показателями (например, удовлетворенность работой можно оценить показателем текучести). Однако косвенные показатели должны быть обстоятельно взвешены, так как на них могут оказывать воздействие и совершенно другие переменные.
Второй этап
процесса контроля состоит в сопоставлении
реально достигнутых
На третьем, заключительном этапе контроля, менеджер должен провести корректировку в хозяйственной, технологической, организационной, финансовой и других видах деятельности организации и в зависимости от полученной информации пересмотреть стандарт либо в сторону повышения или занижения, либо - стабилизации контролируемого показателя.
Во всех случаях сотрудники организации должны знать, что их ошибки или достижения в тех областях, где руководство установило стандарты и осуществляет контроль, со всей очевидностью послужат основанием для распределения вознаграждений или наказаний. [5]
Слово «контроль», как и слово «власть», рождает, прежде всего, отрицательные эмоции. Для многих людей контроль означает, прежде всего, ограничение, принуждение, отсутствие самостоятельности и т.п. - в общем, все то, что прямо противоположно нашим представлениям о свободе личности. Вследствие такого устойчивого восприятия, контроль относится к числу тех функций управления, сущность которых понимается чаще всего неправильно. Если спросить, что же означает контроль для менеджера, то чаще всего люди ответят вам, - это то, что позволяет удерживать работников в определенных рамках. В принципе - это верно. Один из аспектов контроля действительно состоит в обеспечении подчинения чему-то. Однако сводить контроль просто к неким ограничениям, исключающим возможность действий, наносящих вред организации и заставляющих каждого вести себя строго дисциплинированно, - означало бы упустить из виду основную задачу управления.
Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Контроль очень важен, если вы хотите, чтобы организация функционировала успешно. Без контроля начинается хаос, и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно. Важно и то, что уже сами по себе цели, планы и структура организации определяют ее направление деятельности, распределяя ее усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ. Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности всякой организации. Это и дало основание Дитеру Друкеру заявить: «Контроль и определение направления - это синонимы».[9]
Контроль - измерение степени достижения намеченных целей, оценка того, что еще необходимо сделать, и принятие корректирующих мер для достижения поставленных целей. Эта функция включает в себя следующие четыре элемента (задачи):
-нормы - показатели индивидуальной и (или) коллективной трудовой деятельности, принятые приемлемыми для данных производственных и иных условий;
-измерение - количественное определение по заранее установленным правилам и методам степени достижения поставленных целей;
-оценка деятельности - выявление причин невыполнения норм, отступления от правил и стандартов, поиск способов исправления допущенных ошибок;
-корректировка - принятие мер для преодоления сложившихся неблагоприятных тенденций или для извлечения выгод из благоприятных обстоятельств и тенденций.
Можно, пожалуй, сделать вывод, что единый список функций для всех предприятий вряд ли можно составить. Это объясняется тем, что каждое предприятие уникально, и не только различием содержания своих культурных ценностей, но и функциональным разнообразием. С уверенностью можно сказать только о двух вещах. Первое. Такие функции, как планирование, организация, контроль будут иметь место на каждом предприятии. Распорядительство же, координация, руководство и т.п. - в модификациях, которые определяются спецификой предприятия. Второе. Можно, очевидно, вести речь о функциях первого порядка и о функциях второго порядка. Определение функциональной структуры управления на предприятии является задачей творческой, ибо однозначных решений, которые можно получить посредством тех или иных формальных методов, нет. [2]
Виды контроля
Под контролем
понимают систему регулярной проверки
состояния и результатов
Контроль различается по объектам, степени их охвата (сплошной или выборочный); необходимости их разрушения при этом; по субъектам, которые его осуществляют; по интенсивности (нормальный или усиленный).
В системе управления контроль решает несколько задач.
Во-первых, он позволяет выявить во внешней и внутренней среде организации факторы, которые могут оказать существенное влияние на ее функционирование и развитие, а следовательно, и своевременно отреагировать. Кроме того, в этом процессе отслеживаются тенденции в развитии организации, их направление и глубина.
Во-вторых, контроль позволяет своевременно обнаружить нарушения, ошибки и промахи и оперативно принять необходимые меры по их устранению.
В-третьих, результаты контроля служат основой оценки работы организации и ее персонала за определенный период, эффективности и надежности системы управления.
Цели контроля будут достигнуты, если он осуществляется в соответствии с определенными принципами.
Прежде всего, контроль должен быть всеохватывающим, т.е. держать в поле зрения основные сферы деятельности организации, внешнюю ситуацию и внутренние процессы, протекающие в ней. Речь не идет о том, что он должен быть тотальным, с охватом всех событий. В то же время контроль должен обеспечить достаточно полную и объективную картину ситуации. Это можно обеспечить, если система контроля имеет стратегическую направленность, охватывающую основные приоритетные сферы функционирования и развития организации. Второстепенные сферы деятельности организации тщательно и постоянно проверять не целесообразно, а некоторые и совсем не имеет смысла, так как отвлекается много сил и средств.
Контроль делается не ради выявления проблем, а для успешного решения и достижения конкретных результатов, выявления отклонений от научно обоснованных стандартов. Если контроль не дает «пищу» для размышления, то он запланирован напрасно. Главная цель контроля - не исправление, а предотвращение ошибок. Поэтому контроль представляет собой неотъемлемую часть стратегического планирования.
Эффективный контроль увязывается не только с процессом планирования, но и со всеми изменениями, происходящими в структуре и системе управления, т.е. контроль должен быть гибким. Система контроля должна быть экономичной, чтобы выгоды, приносимые контролем, превышали затраты на его проведение. В этой связи необходимо широко использовать эффективные средства контроля. Чрезмерный контроль над людьми, тем более из недоверия, следует избегать. Иногда нужно, как говорят, «отпустить поводья», максимально расширить полномочия людей в процессе выполнения своих обязанностей и проверять лишь самое важное - результаты. С другой стороны, продолжительное отсутствие контроля также является неблагоприятным признаком, свидетельствующим о безразличном отношении руководства к людям, делам организации или подразделения, что неминуемо вызывает обратную реакцию.
Информация о работе Контроль как функция управления организацией