Конфликтология. Типы конфликтов и стили поведения в конфликте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 15:31, реферат

Краткое описание

Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государ¬ства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами.
Конфликты возникают по самым различным причи¬нам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена посто¬янным противоречиям и стрессам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА 4
СТРУКТУРА КОНФЛИКТА 6
ТИПЫ КОНФЛИКТОВ 7
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОНФЛИКТА 14
СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ 17
ЭТАПЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22

Вложенные файлы: 1 файл

реферат, Павлова 3671.rtf

— 242.28 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Институт экономики и управления


Кафедра управления и делового администрирования

 

РЕФЕРАТ

На тему:

«ТИПЫ КОНФЛИКТОВ.

СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ»

 

 

 

 

 

Выполнил

Студент группы 3671

Павлова М.А.

 

Проверил

Доцент

Герасимов А.В.

 

 

 

 

Великий Новгород

2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА 4

СТРУКТУРА КОНФЛИКТА 6

ТИПЫ КОНФЛИКТОВ 7

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОНФЛИКТА 14

СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ 17

ЭТАПЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конфликт -- это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами.

Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам.

 
Многообразие оснований, форм, уровней и мотивов конфликтов и обусловливает трудность определения его понятия и создания типологии конфликтов. 
 
Актуальность данного исследования связана с тем, что каждому человеку нужно иметь представление о конфликтах, о правилах поведения в конфликтных ситуациях и способах достойного выхода из них. 
 
Целью настоящей работы является изучение типов и видов,  а также причин возникновения и решения конфликтов, выхода из конфликтных ситуаций. 
 
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов для дальнейшего изучения вопросов, касающихся конфликтов в трудовом коллективе, а также для проведения практических занятий и семинаров по курсу менеджмент и конфликтология. 

 

 

 

ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА

 

Ввиду многообразия видов конфликтов и различий в их определении в первую очередь необходимо дать такую дефиницию конфликта, которая являлась бы общей для всех его видов. Это в свою очередь предполагает выявление сущности конфликта и его понятия.

Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером: «Конфликт -  борьба за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба сопернику или  устранение соперника». Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения, ибо его сущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересов. 
 
В отечественной литературе большинство определений конфликта носит также социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. По мнению отечественных авторов: 
 
«Конфликт -- это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностям». (Л.Г. Здравомыслов) 

 

«Социальный конфликт -- это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству». (Ю.Г. Запрудский) 
 
«Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны». (А.В. Дмитриев) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТРУКТУРА КОНФЛИКТА

 

В структуре конфликта выделяют:

  • объект (предмет спора);
  • субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);
  • условия протекания конфликта;
  • масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);
  • стратегии и тактики поведения сторон;
  • исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

 

Всякий реальный конфликт представляет собой сложный динамический процесс, включающий следующие основные стадии:

  • предметная ситуация -- возникновение объективных причин конфликта
  • êîíôëèêòíîå âçàèìîäåéñòâèå -- èíöèäåíò èëè ðàçâèâàþùèéñÿ êîíôëèêò
  • ðàçðåøåíèå êîíôëèêòà (ïîëíîå èëè ÷àñòè÷íîå).

 

Конфликт, независимо от его природы, выполняет ряд функций, среди которых наиболее важными являются:

  • диалектическая -- служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;
  • êîíñòðóêòèâíàÿ -- âûçûâàåìîå êîíôëèêòîì íàïðÿæåíèå ìîæåò áûòü íàïðàâëåíî íà äîñòèæåíèå öåëè;
  • äåñòðóêòèâíàÿ -- ïîÿâëÿåòñÿ ëè÷íîñòíàÿ, ýìîöèîíàëüíàÿ îêðàñêà âçàèìîîòíîøåíèé, êîòîðàÿ ìåøàåò ðåøåíèþ ïðîáëåì.

 

 

ТИПЫ КОНФЛИКТОВ

Конфликт - форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами. Говоря иначе, конфликт - ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других.

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Оно обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако это отсутствие, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.

 

Существуют четыре основных типа конфликта:

- Внутриличностный конфликт

- межличностный конфликт

- конфликт между личностью и группой

- межгрупповой конфликт

1) Внутриличностный конфликт.

Этот тип конфликта не соответствует определению, данному выше. Однако, его потенциальные дисфункциональные последствия аналогичным последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги. Позже заведующий может высказать недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. А продавец воспринимает указания относительно того, что делать и чего не делать, как несовместимые. Аналогичная ситуация возникла бы, если бы руководителю производственного подразделения его непосредственный начальник дал указание наращивать выпуск продукции, а руководитель по качеству настаивал бы на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Оба примера говорят о том, что одному человеку давались противоречивые задания и от него требовали взаимоисключающих результатов. В первом случае конфликт возникал в результате противоречивых требований, предъявляемых к одному и тому же человеку. Во втором случае причиной конфликта было нарушение принципа единоначалия. Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Например женщина - руководитель давно планировала в субботу и в воскресенье поехать отдохнуть с мужем, так как ее чрезмерное внимание работе стало плохо сказываться на семейных отношениях. Но в пятницу к ней в кабинет врывается ее непосредственный начальник с какой-то проблемой и настаивает, чтобы она занялась ее решением в выходные дни. Или агент по продаже рассматривает взятку как крайне неэтичный способ взаимодействия, но начальство дает ему понять, что продажа должна состояться, во что бы, то, ни стало. Многие организации сталкиваются с тем, что некоторые руководители возражают против их перевода в другой город, хотя это сулит им солидное повышение в должности и жаловании. Это особенно часто происходит в семьях, где и муж, и жена занимают руководящую должность или являются специалистами. Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенности в себе и организации, а также со стрессом.

2) Межличностный конфликт.

Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей отличаются в корне.

3) Конфликт между личностью и группой.

Производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочет заработать больше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое «чрезмерное» усердие как негативное поведение. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один, однако, будет твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к сердцу интересы компании, его или ее все равно можно рассматривать, как источник конфликта, потому что он или она идет против мнения группы. Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар - изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.

4) Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности труда. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией. К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Штабной персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднениям в общении. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея закончится провалом. И все это для того, чтобы поставить специалистов «на свое место». Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них линейного персонала. Это - яркие примеры дисфункционального конфликта. Часто из-за различия целей начинают конфликтовать друг с другом функциональные группы внутри организации. Например, отдел сбыта, как правило, ориентируется на покупателя, в то время как производственное подразделение больше заботится о соотношении затрат и эффективности, а так же об экономии на масштабах. Держать большие товарные запасы, чтобы быстро выполнять заказы, как предпочитает отдел сбыта, значит увеличивать затраты, а это противоречит интересам производственных подразделений. Дневная смена медицинского персонала может обвинить ночную смену в том, что та плохо ухаживает за больными. В крупных организациях одно подразделение может попытаться увеличить свою прибыльность, продавая готовую продукцию внешним потребителям вместо того, чтобы удовлетворить потребности других подразделений компании в своей продукции по более низкой цене.

 

Классификация конфликтов по горизонтали характеризует конфликты, возникающие между рядовыми сотрудниками, которые не находятся в подчинении друг у друга; по вертикали - между людьми, находящимися в подчинении друг другу; в смешанных конфликтах представлены оба варианта. Причем 70-80% от всех конфликтов составляют вертикальные и смешанные.

 
Возникновение конфликтов возможно по разным причинам и обстоятельствам. Они могут являться результатом недостаточного понимания в процессе общения; неверных предположений по отношению к действиям собеседников; различий в планах и оценках. Причинами конфликтов могут быть индивидуально-личностные особенности партнера по общению; неумение (нежелание) контролировать свое эмоциональное состояние; бестактность, отсутствие желания трудиться, потеря интереса к работе.

Главную роль в возникновении конфликта играют конфликтогены - слова, действия (или бездействие), способствующие возникновению и развитию конфликта. Сам по себе «конфликтоген - одиночка» не способен привести к конфликту. Для этого должна возникнуть «цепочка конфликтогенов» - их эскалация, то есть когда на конфликтоген в ваш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто выбирая самый сильный из всех возможных. 

Выделяют три основных типа конфликтогенов: 
стремление к превосходству; проявление агрессии; проявление эгоизма.  

Для того чтобы в процессе общения и взаимодействия с другими людьми избежать конфликтогенов, следует:

  1. Помнить, что любое неосторожное высказывание может спровоцировать конфликт (за счет эскалации конфликтогенов);
  2. Проявлять эмпатию к собеседнику. Для этого нужно войти в его положение, представить, как отзовутся в его душе ваши слова и поступки;
  3. Проявлять терпимое отношение к мнению и взглядам собеседника и принимать несхожесть его суждений со своими.

 
Чтобы понять сущность конфликта и эффективно разрешить его, 
необходимо обратиться к одной из формул конфликта:

 
Конфликтная ситуация + инцидент = конфликт, 
 

 

 

где конфликтная ситуация - это накопившееся противоречия, создающие истинную причину конфликта; инцидент - это стечение обстоятельств, которые являются поводом для конфликта; конфликт - это открытое противостояние, являющееся следствием взаимоисключающих интересов и позиций. 
 
Разрешить конфликт - значит:

  1. Устранить конфликтную ситуацию;
  2. Исчерпать инцидент.

 

Информация о работе Конфликтология. Типы конфликтов и стили поведения в конфликте