Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 23:46, реферат
Конфликт - отсутствие между двумя или более сторонами согласия, каждая сторона делает все, чтобы была принята именно ее точка зрения, и препятствует другой стороне делать то же самое.
Чаще всего конфликт ассоциируется с угрозами, спорами, войной и т.п., откуда мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать и немедленно разрешать, как только он возникнет.
Конфликты в организации.
Конфликт - отсутствие между двумя или более сторонами согласия, каждая сторона делает все, чтобы была принята именно ее точка зрения, и препятствует другой стороне делать то же самое.
Чаще всего конфликт ассоциируется с угрозами, спорами, войной и т.п., откуда мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать и немедленно разрешать, как только он возникнет.
Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти.
Таким образом,
конфликт может быть функциональным
и вести к повышению эффективно
Причины конфликтов в организации
Распределение ресурсов. Ресурсы всегда ограничены. Руководство решает, как их распределить наиболее эффективным образом. Но люди всегда хотят получать не меньше, а больше. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.
Взаимозависимость обязанностей.
Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимозависящих элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.
Расхождения в целях. Возможность конфликта увеличивается, по мере того как организации разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации.
Различия в ценностях. Представление о ситуации зависит от стремления к определенной цели. Люди могут рассматривать только те аспекты ситуации, которые благоприятны для их группы и личных потребностей.
Различия в ценностях — весьма распространенная причина конфликта. Например, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный имеет право выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают и беспрекословно делать то, что ему говорят.
Различия в жизненном опыте и манерах поведения. Исследования показали, что различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.
Плохие коммуникации. Если руководство не может довести до сведения подчиненных, что новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана не «выжимать соки из рабочих», а увеличить прибыль компании и ее положение среди конкурентов, то подчиненные могут замедлить темп работы. Другие распространенные проблемы передачи информации — неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникнуть или усугубляться из-за неспособности руководителя разработать до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей.
Виды конфликтов в организации
Выделяют четыре основные вида конфликтов в организации:
1. Внутри личностный конфликт или конфликт уровней психики. Одна из самых распространенных его форм — ролевой конфликт, когда к человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.
Внутри личностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.
Внутри личностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутри личностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенности в себе и организации, а также со стрессом. Наиболее полная классификация внутриличностных конфликтов разработана А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым, которые предложили взять за основу классификации ценностно-мотивационную сферу личности. В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают в конфликт, они выделяют следующие основные его виды:7
2. Межличностный конфликт.
Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный.
Чаще всего это борьба руководителей за
ограниченные ресурсы, капитал или рабочую
силу, время использования оборудования
или одобрение проекта. Каждый из них считает,
что поскольку ресурсы ограничены, он
должен убедить вышестоящее начальство
выделить эти ресурсы именно ему, а не
другому руководителю. Или представим,
что два художника работают над одной
и той же рекламой, но имеют разные точки
зрения относительно способа ее подачи.
Каждый старается убедить директора принять
его точку зрения. Аналогичным, только
более тонким и длительным, может быть
конфликт между двумя кандидатами на повышение
при наличии одной вакансии. Межличностный
конфликт может также проявляться и как
столкновение личностей. Как правило,
взгляды и цели таких людей различаются
в корне.
3. Конфликт между человеком
и группой. Производственные группы устанавливают
нормы поведения и выработки. Каждый должен
их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной
группой и, тем самым, удовлетворить свои
социальные потребности. Однако если ожидания
группы находятся в противоречии с ожиданиями
отдельной личности, может возникнуть
конфликт. Например, кто-то захочет заработать
побольше, то ли делая сверхурочную работу,
то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает
такое «чрезмерное» усердие как негативное
поведение.
Между отдельной личностью и группой может
возникнуть конфликт, если эта личность
займет позицию, отличающуюся от позиции
группы. Например, обсуждая на собрании
возможности увеличения объема продаж,
большинство будет считать, что этого
можно добиться путем снижения цены. А
кто-то один, однако, будет твердо убежден,
что такая тактика приведет к уменьшению
прибыли и создаст мнение, что их продукция
по качеству ниже, чем продукция конкурентов.
Хотя этот человек, мнение которого отличается
от мнения группы, может принимать к сердцу
интересы компании, его все равно можно
рассматривать, как источник конфликта,
потому что он идет против мнения группы.
Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации.
4. Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.
Частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея закончится провалом.
Часто из-за различия целей начинают
конфликтовать друг с другом функциональные
группы внутри организации. Например,
отдел сбыта, как правило, ориентирован
на покупателя, в то время как производственное
подразделение больше заботится о соотношении
затрат и эффективности, а также об экономии
на масштабах. Держать большие товарные
запасы, чтобы быстро выполнять заказы,
как предпочитает отдел сбыта, значит
увеличивать затраты, а это противоречит
интересам производственных подразделений.
Дневная смена медицинского персонала
может обвинить ночную смену в том, что
та плохо ухаживает за больными. В крупных
организациях одно подразделение может
попытаться увеличить свою прибыльность,
продавая готовую продукцию внешним потребителям
вместо того, чтобы удовлетворить потребности
других подразделений компании в своей
продукции по более низкой цене.
По направленности все конфликты
делятся на «горизонтальные», «вертикальные»
и «смешанные» .
К «горизонтальным»
относятся такие конфликты, в которых
не задействованы лица, находящиеся в
подчинении друг у друга.
К «вертикальным»
конфликтам относятся такие из них, которые
затрагивают лица, находящиеся в подчинении
один у другого. Эти конфликты изначально
протекают в неравных для соперников условиях,
так как руководители обладают большими
ресурсами и возможностями, чем подчиненные.
В «смешанных» конфликтах
представлены и «горизонтальные», и «вертикальные»
составляющие.
По функции конфликты делятся на конструктивные
(созидательные) и деструктивные (разрушительные,
неконструктивные).0
Проявления деструктивных функций конфликта
крайне разнообразны. Внутриличностный
конфликт, например, порождает состояние
психологического дискомфорта, который
влечет, в свою очередь, серию различных
негативных последствий и в крайних случаях
может привести к разрушению личности.
На уровне группы конфликт может нарушать
систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять
ценностно-ориентационное единство, снижать
групповую сплоченность и в итоге понижать
эффективность функционирования группы
в целом. Аналогичным образом деструктивные
функции конфликта проявляются и в межгрупповых
взаимоотношениях. Заметим, что деструктивное
влияние конфликта может иметь место на
каждом из этапов его эволюции: этапе объективной
конфликтной ситуации, этапе ее осознания
сторонами, этапе конфликтного поведения,
а также на стадии разрешения конфликта.
Особенно остро деструктивные воздействия
конфликта обнаруживаются обычно на стадии
конфликтного поведения, конфликтных
действий.
Конструктивные воздействия конфликта
также весьма многообразны. Так, общеизвестно,
что внутриличностный конфликт не только
способен оказывать негативное влияние
на личность, но и часто служит мощным
источником развития личности, ее совершенствованиях
(например, в виде чувства неудовлетворенности
собой). В групповых
и межгрупповых отношениях конфликт может
способствовать предотвращению застоя
(стагнации), служит источником нововведений,
развития (появление новых целей, норм,
ценностей). Конфликт, особенно на
стадии конфликтного поведения, играет
познавательную роль, роль практической
проверки и коррекции имеющихся у сторон
образов ситуации. Кроме того, обнаруживая,
обнажая объективные противоречия, существующие
между членами группы (группами), и устраняя
их на стадии разрешения, конфликт освобождает
группу от подтачивающих ее факторов и
тем самым способствует ее стабилизации.
Общеизвестно также, что внешний конфликт
может выполнять интегративную функцию,
сплачивая группу перед лицом внешней
опасности, внешних проблем.
Конструктивные функции конфликта, подобно
его деструктивным функциям, могут проявлять
себя на всех этапах эволюции конфликта.
По
характеру причин конфликты можно
разделить на объективные и субъективные.
Первые порождены объективными причинами,
вторые – субъективными.
Существуют
и так называемые эмоциональные конфликты
(конфликты – склоки), причинами которых
чаще всего бывают недоверие, мнительность,
основанные не на объективных факторах,
а на субъективных суждениях.