Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 11:01, контрольная работа
Цель данной контрольной работы - раскрыть сущность конфликтов в системе управления персоналом. Каждый сотрудник обладает собственными целями, стремлениями и интересами, так же как и организация.
Введение
Любой коллектив представляет собой
объединение людей с различным
уровнем профессиональной подготовки,
личностными характеристиками, взглядами
на жизнь. В процессе их взаимодействия
возникают различные
Конфликты
появились с момента существования человечества.
Долгое время конфликту присваивалось
только негативное значение, но на современном
этапе становится ясно, что для нормального
развития коллектива и человечества конфликты
просто необходимы. Начало современным
теориям конфликта положили исследования
немецких, австрийских и американских
социологов (нач. 21 века) — Зиммеля, Гумиловича,
Смолли, Самнера. Зиммель рассматривал
конфликты как неизбежное явление в общественной
жизни, вытекающее из свойств человеческой
природы и присущего личности инстинкта
агрессивности.
Конфликты являются
Цель данной
контрольной работы - раскрыть сущность
конфликтов в системе управления персоналом.
Каждый сотрудник обладает собственными
целями, стремлениями и интересами, так
же как и организация.
Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если при этом ситуация представляет угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников отношения, то возникает конфликтная ситуация.
Конфликтная ситуация — это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств для их достижения, несовпадение интересов, желаний и т.д.
Часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда достаточно инцидента: неудачно сказанного слова, мнения или незначительного поступка.
Инцидент (повод) — активизация деятельности одной из сторон, которая ущемляет (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны.
Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:
• значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия;
• наличие препятствия, которое выдвигает один из оппонентов на пути к достижению целей другими участниками (даже если это субъективное восприятие, а не реальность);
• превышение личной или групповой терпимости к возникшему препятствию, хотя бы у одной из сторон.
Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.
Субъектами конфликта являются участники конфликтного взаимодействия, в качестве которых могут выступать отдельные личности, группы, организации. Оппоненты должны иметь возможность действовать от своего лица, а не выступать от третьего лица, не быть средством в реализации чьих-то интересов, т.е. посредниками. Стороны конфликта применяют всё возможное, чтобы победила их точка зрения: убеждение, поощрение, вознаграждение, запугивание, традиции, ссылки на авторитет, принуждение и др.
Объектом конфликта становится то, на что претендуют конфликтующие стороны, что вызывает их противодействие, получение чего-то одним из участников полностью или частично лишает другую сторону возможности добиться своих целей.
Конфликтная ситуация — состояние достаточно неустойчивое, легко может измениться при изменении любого из составляющих элементов: взглядов оппонентов, отношений объект-оппонент, при подмене объекта конфликта, появлении условий, затрудняющих или исключающих взаимодействие оппонентов, отказе одного из субъектов от дальнейшего взаимодействия.
Признаки конфликта:
• наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной;
• неделимость объекта конфликта, то есть предмет конфликта не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия;
• желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей.
Конфликты могут выполнять как позитивные, так и негативные функции.
Таблица 1
Позитивные функции |
Негативные функции |
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами |
Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте |
Получение новой информации об оппоненте |
Увольнение сотрудников,
снижение дисциплины, ухудшение социально- |
Сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом |
Представление о побежденных группах как о врагах |
Стимулирование к изменениям и развитию |
Увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе |
Снятие синдрома покорности у подчиненных |
После завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников |
Диагностика возможностей оппонентов |
Сложное восстановление деловых отношений (шлейф конфликта) |
Конфликт можно рассматривать в узком и широком смысле слова. В узком смысле - это непосредственное столкновение сторон. В широком - развивающийся процесс, состоящий из нескольких этапов, в рамках которого само столкновение является лишь одним из них. Все виды конфликтов тесно связаны между собой.
По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутриличностные конфликты, ко вторым межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.
-Внутриличностный конфликт
-Межличностный конфликт.
-Конфликты между личностью и группой. Они в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения. Тот, кто не воспринимает их, становится в оппозицию, рискует остаться в одиночестве и быть непризнанным коллективом.
-Межгрупповые конфликты, т.е. между группами (формальными и неформальными), а также между профсоюзами и администрацией. Такие конфликты обычно носят активный характер и вовлекают большое число сотрудников, что затрудняет их разрешение.
В зависимости от организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты делятся на:
-горизонтальные-между
-вертикальные -между различными уровнями иерархии, их большинство, около 70-80 %;
-смешанные, содержащие элементы как вертикальных, так и горизонтальных конфликтов.
По сфере возникновения и развития конфликты можно разделить на:
-деловые, связанные с
официальной деятельностью
-личные, затрагивающие неофициальные отношения.
По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты делятся на:
-симметричные, с распределением поровну результатов конфликта;
-ассиметричные, когда одни теряют или выигрывают значительно больше, чем другие.
По степени проявления конфликты делятся на:
-скрытые, обычно
-открытые, находящиеся под
контролем руководства,
По характеру конфликты принято делить на:
-объективные, связанные
с реальными проблемами и
-субъективные обусловлены
различием индивидуальных
По своим последствиям конфликт
-конструктивными,
-деструктивными, наносящими
организации ущерб. Важно
Обычно называют семь дисфункциональных последствий конфликтов:
1) снижение производительности, отрицательное эмоциональное состояние, рост текучести кадров (люди уходят из организации), усиление чувства неудовлетворенности собой;
2) сокращение сферы
3) увеличение конкуренции между группами, возрастание влияния групповых норм;
4) формирование отрицательного
представления о конкуренте
5) сокращение продуктивного сотрудничества;
6) повышение агрессивности между группами;
7) сосредоточение внимания на борьбе между группами, перенос внимания с общей задачи корпорации на конфликт.
3. Этапы развития конфликта
На первой фазе во взаимоотношениях возникает конфликтная ситуация, то есть такое положение дел, при котором интересы сторон объективно вступают в противоречие друг с другом, но открытого столкновения еще нет. Она может возникнуть как «по инициативе» сторон, так и без их участия, в том числе быть переданной им «по наследству».
Элементами конфликтной ситуации, складывающейся объективно, являются, прежде всего, ее участники, или оппоненты, каждый из которых обладает соответствующим рангом. Понятие ранг оппонента или силы оппонента является принципиально важной категорией для анализа социальных конфликтов.
Инцидент, являющийся второй фазой конфликта, может возникнуть целенаправленно или произойти случайно в силу сложившихся обстоятельств и быть объективным или субъективным, основывающимся на недоразумении, существовать лишь в воображении сторон.
Третьей фазой развития конфликта является кризис и разрыв отношений между оппонентами. Она состоит из двух этапов - конструктивного и деструктивного. На конструктивном этапе сохраняется возможность совместной деятельности в специфических формах. Поэтому оппонентов еще можно посадить за стол переговоров. На деструктивном этапе никакое сотрудничество уже невозможно: оппоненты теряют самоконтроль, и их необходимо разъединить.
Четвертая фаза развития конфликта - завершение. Объективный конфликт завершается прекращением существования его объекта вследствие ликвидации (самоликвидации), или из-за потери значения для сторон в силу изменившихся обстоятельств. Другой способ завершения такого конфликта - оставление объекта у одного из оппонентов при устранении остальных. Если ни того, ни другого не происходит и противостояние затягивается, конфликт превращается из объективного в субъективный.
4. Причины конфликтов
У всех конфликтов есть несколько
причин. Основными причинами конфликта
являются ограниченность ресурсов, которые
нужно делить, взаимозависимость
заданий, различия в целях, различия
в представлениях и ценностях, различия
в манере поведения, в уровне образования,
а также плохие коммуникации. Конфликты
не возникают мгновенно, для этого
необходимо определенное время, когда
возникает конфликтная
Основные причины
Информация о работе Конфликты в системе управления персоналом