Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:07, реферат
Т. Шульц отмечал, что все человеческие способности являются или врожденными или приобретенными. Каждый человек рождается с определенным набором генов, который определяет его характер, особенности поведения, предрасположенности к тем или иным видам деятельности, иными словами его врожденные способности. В процессе своего роста и развития, человек приобретает новые знания, учится адаптироваться к окружающей его обстановке. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, Т.Шульц и называл человеческим капиталом. Люди увеличивают свой запас человеческого капитала путем инвестиций в самих себя, что впоследствии изменяет структуру доходов, поэтому человеческий капитал не ограничивается только врожденными способностями, но включает в себя также и накопленные знания и навыки, которые, ложась на базисную основу врожденных способностей, приводят к развитию и сформированию нового уровня человеческого капитала.
История возникновения и развития концепции человеческого капитала в XVII-XIX вв., эволюция взглядов классиков мировой экономической мысли на содержание и форму производительных сил человека представлена в работах таких авторов как В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Дж. Милль, Л. Вальрас, Дж. М. Кларк, Ф. Лист, Г. Д. Маклеод, А. Маршалл, Дж. Мак-Кулох, Й. Тюнен, И. Фишер, У. Фарр, Т. Уитштейн, Дж. С. Уолш и др., достаточно подробно изложена в фундаментальной работе В. С. Гойло, а также в работах Капелюшникова Р.И., Клочкова В.В Дятлова С.А. и совместной работе Добрынина А.И., Дятлова С.А, Коннова В.А., Курганского С.А.
Термин «человеческий капитал» впервые появился в 1980-х г.г. в работах нобелевских лауреатов Т. Шульца и Г. Беккера. Они определили «человеческий капитал» как экономическую оценку способностей человека, включающих его талант, образование, приобретенную квалификацию, врожденные способности, приносить ему доход.
Т.
Шульц отмечал, что все человеческие
способности являются или врожденными
или приобретенными. Каждый человек
рождается с определенным набором
генов, который определяет его характер,
особенности поведения, предрасположенности
к тем или иным видам деятельности, иными
словами его врожденные способности. В
процессе своего роста и развития, человек
приобретает новые знания, учится адаптироваться
к окружающей его обстановке. Приобретенные
человеком ценные качества, которые могут
быть усилены соответствующими вложениями,
Т.Шульц и называл человеческим капиталом.
Люди увеличивают свой запас человеческого
капитала путем инвестиций в самих себя,
что впоследствии изменяет структуру
доходов, поэтому человеческий капитал
не ограничивается только врожденными
способностями, но включает в себя также
и накопленные знания и навыки, которые,
ложась на базисную основу врожденных
способностей, приводят к развитию и сформированию
нового уровня человеческого капитала.
Как уже было сказано, формирование концепции
человеческого капитала было связано
с так называемой расширительной трактовкой
национального богатства и капитала, которая
восходит к идеям американского экономиста
начала XX в. И. Фишера. Он предложил считать
капиталом все то, что отвечает следующему
критерию: генерирование потока доходов
в течение определенного времени, причем
любой доход всегда есть продукт какой-либо
разновидности капитала7. В таком случае
капиталом является любой запас благ,
который может накапливаться, использоваться
в течение достаточно длительного периода
времени и приносить доход.
Расширительная концепция национального
богатства относит к инвестициям в человеческий
капитал в том числе и расходы человека
на поддержание здоровья. Современный
работник сдает в аренду предпринимателю
свой труд, который выступает в качестве
товара, покупаемого предпринимателем
наравне другими приобретаемыми активами,
необходимыми для ведения бизнеса.
Продолжая концепцию И. Фишера, человеческие
способности, знания, навыки следует считать
особой формой капитала на основании того,
что они:
-являются
неотъемлемыми от личности его
носителя — индивида;
- имеют способность воспроизводиться,
чем обеспечивают своему носителю получение
более высокого дохода в будущем, который
для индивида может быть как в денежном
выражении (более высокие доходы), так
и представлять собой психологический
выигрыш, а для общества в целом заключается
в дополнительном приросте продукции,
увеличении темпов производства, появлении
на рынке более качественных продуктов
и т.д;
- требуют от индивида и от всего общества
в целом вложений для своего формирования;
- способны накапливаться и формировать
определенный запас.
В экономической литературе существует
множество различных определений понятия
«человеческий капитал». Ниже приведены
некоторые из них.
Человеческий капитал «состоит из приобретенных
знаний, навыков, мотиваций и энергии,
которыми наделены человеческие существа
и которые могут использоваться в течение
определенного периода времени в целях,
производства товаров и услуг», писал
У. Борн.
А. Смит писал, что «увеличение производительности
полезного труда зависит прежде всего
от повышения ловкости и умения рабочего,
а затем от улучшения машин и инструментов,
с помощью которых он работал».
Джон Стюарт Милль, говоря о человеке,
отмечал следующее: «Самого человека...
я не рассматриваю как богатство. Но его
приобретенные способности, которые существуют
лишь как средство и порождены трудом,
с полным основанием, я считаю, попадают
в эту категорию», «...мастерство, энергия
и настойчивость рабочих страны в такой
же мере считаются ее богатством, как и
их инструменты и машины».
Эдвин Дж Долан под человеческим капиталом
понимает «капитал в виде умственных способностей,
полученный через форматное обучение
или образование либо через практический
опыт».
О. Тоффлер наиболее существенным шагом
в экономическом развитии нашей эпохи
считает возникновение новой системы
получения богатства, использующей не
физическую силу человека, а его умственные
способности. Ученый вводит понятие «символического
капитала» — знания, — который в отличие
от традиционных форм капитала неисчерпаем
и одновременно доступен бесконечному
числу пользователей без ограничений.
Отечественный экономист М.М. Критский
определял человеческий капитал следующим
образом: «Человеческий капитал исходно
выступает как всеобщая конкретная форма
жизнедеятельности, ассимилирующая предшествующие
формы, ... и осуществляющаяся как итог
исторического движения человеческого
общества к его современному состоянию».
М.М. Критский, рассматривал человеческий
капитал как основное производственное
отношение современного общества в его
формальных модификациях, он выделял следующие
превращенные его формы: производственный,
потребительский и интеллектуальный.
Й. Бен-Порет писал, что человеческий капитал
можно рассматривать как особый «фонд,
функции которого — производство трудовых
услуг в общепринятых единицах измерения
и который в этом своем качестве аналогичен
злобой машине как представительнице
вещественного капитала», он классифицировал
человеческий капитал в зависимости от
исходных признаков и рассматривал его
состоящим из:
-качеств
и способностей людей,
-той части капитала, «услуги которого
предлагаются на рынке... и которые являются
вложением в производство других предметов
и услуг».
Г.
Беккер разделял человеческий капитал
на общий и специальный. Понятие
«специального человеческого
И. Ильинский типы человеческого капитала
классифицировал по видам затрат на его
развитие и выделял таким образом следующие
его составляющие: капитал образования,
капитал здоровья и капитал культуры.
Как отмечает американский и английский
экономист голландского происхождения,
известный историк экономической мысли
Марк Блауг «Концепция человеческого
капитала, или «твёрдое ядро» исследовательской
программы человеческого капитала, заключается
в идее, что люди тратят на себя ресурсы
различным образом - не только для удовлетворения
текущих потребностей, но и ради будущих
денежных и неденежных доходов. Они могут
инвестировать в своё здоровье; могут
добровольно приобретать дополнительное
образование; могут тратить время на поиск
работы с максимально возможной оплатой
вместо того, чтобы соглашаться на первое
же попавшееся предложение; могут покупать
информацию о вакансиях; могут мигрировать,
чтобы воспользоваться лучшими возможностями
для занятости; наконец, они могут выбирать
низкооплачиваемую работу с более широкими
возможностями для обучения вместо высокооплачиваемой
работы, без каких либо перспектив развития».
В целом в экономической литературе под
человеческим капиталом обычно понимается
имеющийся у человека запас здоровья,
знаний, навыков, опыта, которые используются
в производстве с целью получения высокого
уровня заработков. Таким образом, человеческий
капитал, во-первых, представляет собой
накопленный запас навыков, знаний, способностей;
во-вторых, такой запас навыков, знаний,
способностей, который целесообразно
используется человеком в той или иной
сфере общественного воспроизводства,
способствует росту производительности
труда и производства, внедрению экономически
обоснованных инноваций; в-третьих, использование
данного запаса приводит к росту заработков
(доходов) работника, что, в свою очередь,
заинтересовывает человека производить
дальнейшие вложения в свое здоровье,
образование и др., увеличивать свой запас
навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем
иметь возможность его эффективно применить.
Следует
отметить важность такого элемента человеческого
капитала, как мотивация, которая
является источником всего, что мы делаем.
Мотивация способна объяснить ситуацию,
когда человек делает выбор в пользу менее
высоко оплачиваемой работы, которая,
тем не менее, может дать ему больше возможностей
для развития и получения ценного опыта.
Будучи замотивированным на будущее, человек
принимает решение продолжить образование
вместо того, чтобы пойти работать и начать
зарабатывать самостоятельно. Именно
мотивация позволяет нам преодолеть временные
ограничения ради получения благ в будущем.
С точки зрения функционально-целевого
подхода к анализу экономических явлений
человеческий капитал — это сформированный
в результате инвестиций и накопленный
человеком определенный запас здоровья,
знаний, навыков, способностей, мотиваций,
которые целесообразно используются в
той или иной сфере общественного воспроизводства,
содействуют росту производительности
труда и эффективности производства и
тем самым влияют на рост заработков (доходов)
данного человека.
Концепция «человеческого капитала» нашла
продолжение в исследованиях Дж. Акерлофа,
который в 1970 г. написал статью «Рынок
лимонов». В данной работе Дж. Акерлоф
предложил теорию ухудшающегося рыночного
отбора, возникающего в результате ассиметричного
распределения информации между экономическими
субъектами. Ассиметричность информации
Дж. Акерлоф рассмотрел на примере рынка
автомобилей, на котором старые подержанные
машины назывались «лимонами». Они были
изношены («выжаты») вследствие чего продавались
дешевле новых, однако по их внешнему виду
сложно было определить степень изношенности.
Таким образом, возникала ситуация, когда
продавец осведомлен о качестве товара
значительно лучше покупателя. Если покупатель
обладает недостаточной информацией о
характеристиках автомобиля, а продавец,
имея намерение скорее избавиться от худшего
варианта, будет подводить покупателя
к покупке нужного ему товара, то в условиях
неполной информации потребители, скорее
всего, сделает не лучший для себя выбор.
Таким образом, если на рынке будет действовать
отрицательный отсев (ухудшающий отбор),
то, в конце концов, рынок будет разрушен
и на нем останутся только плохие машины.
Применительно к теории «человеческого
капитала» было продемонстрировано, что
величина «человеческого капитала» является
дополнительным инструментом, устраняющим
асимметричность распределения информации
между работодателем и наемным работником
и позволяющим работодателю при приеме
на работу избежать так называемую проблему
«кота в мешке».
На сегодня в России имеются два наиболее
эффективных и ценных ресурса, на которых
держится экономика — это природные ресурсы
и человеческий капитал. XXI век обозначен
как век знаний, науки, высоких технологий
и жесткой международной конкуренции.
Во многих отраслях наиболее значимым
ресурсом развития компании становится
ее способность осуществлять инновации,
причем речь идет не только о наукоемких
отраслях. В настоящее время конкурентные
преимущества не всегда связаны с технологией
производства, очень часто он перемещаются
в стадию маркетинга, НИОКР, управленческих
и финансовых инноваций. Преимущества
в физических условиях производства становятся
не такими важными, как были несколько
десятилетий назад. В современном мире
на первое место выходят нематериальные
активы: навыки, опыт, квалификация персонала,
инновационные возможности фирмы, ноу-хау.
Многие успешные компании делают ставку
на обучения, тренинги, системы мотивации
персонала, продвижение по службе, иными
словами, на интеллектуальный капитал.
Интеллектуальный капитал становится
наиболее значимым фактором конкурентоспособности,
в структуре себестоимости продукции
нематериальные составляющие занимают
все больший удельный вес аналогично как
в структуре совокупного капитала коммерческой
организации интеллектуальный капитал
интеллектуальный капитал в последние
годы стал занимать доминирующее положение.
Экономика, основанная на знаниях, иначе
говоря, инновационная экономика, является
закономерным результатом развития производительных
сил в ходе научно-технического прогресса,
обусловливающего возрастание роли знаний,
когда интеллектуальные и творческие
способности человека становятся основным
богатством общества, источником инноваций.
Распространение научно-технических достижений,
развитие инновационных технологий обеспечивают
рост производительности, причем источником
этих новшеств всегда выступает человек.
Главным фактором формирования и развития
экономики знаний является креативный,
инновационный человеческий капитал,
а процесс развития экономики знаний состоит
в повышении качества человеческого капитала,
развитии высоких технологий, внедрению
инноваций и установлению высоких требований
к качеству услуг и товаров.
Образованность людей способствует сплочению
нации, укреплению социального единства.
Инвестиции в высшее образование ведут
к формированию высококвалифицированных
специалистов, труд которых оказывает
наибольшее влияние на темпы экономического
роста и внедрение инноваций. Образование
необходимо для формирования, распространения
и применения знаний, создания научно-технического
потенциала, не случайно инвестиции в
науку, развитие новых технологий превратились
в наиболее эффективный способ использования
ресурсов.
Образование представляет собой фундаментальный
фактор развития инновационной экономики.
Хорошо образованные и квалифицированные
люди — источник создания, распространения
и эффективного использования знаний,
поэтому очень важно, чтобы система образования
была с одной стороны универсальной, с
другой стороны, гибкой, ориентированной
на потребности рынка.
В связи с изменениями, происходящими
в экономике, меняются и ценности, так
стандартизация уступает место разнообразию
и вариативности, лежащим в основе инновационного
развития, в работе индивида оценивается
не только его способность хорошо выполнять
текущие задачи, но и способность креативно
мыслить, генерировать новые идеи, не останавливаться
на достигнутом. Важным аспектом деятельности
организации становится формирование
специальной культуры, способствующей
образованию новых знаний.
В период усилившейся конкуренции, большинство
стран мира прилагают максимум усилий
к укреплению научно-технического потенциала,
ускорению темпов научно-технического
развития. В деятельности фирмы все больше
возрастает роль современных технологий,
на первый план выходят неценовые факторы
конкурентоспособности, из которых важное
значение имеет качество товара, его новизна
и наукоемкость. Главное конкурентное
преимущество фирмы вытекает из развития
навыков, приобретения опыта, инновационных
путей решения различных вопросов, иными
словами из качества рабочей силы, человеческого
капитала компании.
Таким образом, на современном этапе научно-технического
и социально-экономического развития
необходимо переосмысление роли и места
человека, создание условий для эффективного
использования новых стимулов и механизмов
инновационного развития одним из которых
является человеческий капитал. Особенно
заметна и важна, стала роль человека в
современном обществе, когда производство,
продажи, развитие новых технологий все
больше начинает зависеть от творческого
потенциала человека, таким образом, новая
экономика требует новых идей, мыслей,
подходов, носителем которых выступает
именно человек, поэтому основной задачей
на сегодня является сохранение накопленного
человеческого капитала и создание благоприятных
условий для дальнейшего развития человеческих
способностей.
Автор:
Н. Дорофеева, аспирантка
кафедры экономической теории, Российский
экономический университет им. Г.В. Плеханова
Статья
из журнала "РИСК: ресурсы, информация,
снабжение, конкуренция", №1, 2012
Библиографический
список:
1. Беккер Г. Человеческий капитал (главы
из книги). Воздействие на заработки инвестиций
в человеческий капитал // США: экономика,
политика, идеология. 1993, №11.
2. Блауг М. Методология экономической
науки. // НП «Журнал Вопросы экономики».
М. 2004.
3. Гойло B.C. Современные буржуазные теории
воспроизводства рабочей силы. М.: Наука,
1975.
4. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Конов В.А., Курганский
С.А. Производительные силы человека: структура
и формы проявления. СПб.:Изд-во СПбУЭФ,
1993.
5. Долан Э. Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая
модель. СПб.: Печатный двор, 1992.
6. Дятлов с.А. Основы теории человеческого
капитала. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
7. Дятлов С.А. Теория человеческого капитала.
Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
8. Емельянов Ю.С., Хачатурян А.А. Человеческий
капитал в модернизации России: Институциональный
и корпоративный аспекты / Предисл. Е.П.
Велихова. - М.: Едиториал УРСС, 2011.
9. Ильинский И. В. Инвестиции в будущее:
образование в инвестиционном воспроизводстве.
СПб.: СПбУЭФ, 1996.
10. Калькова В.Л., Тоффлер О. Смещение власти:
знание, богатство и принуждение на пороге
XXI века. М.: ИНИОН АН СССР, 1991.
11. Капелюшников Р. И. Современные буржуазные
концепции формирования рабочей силы.
М.: Наука, 1981.
12. Кендрик Дж. Совокупный капитал США
и его формирование. М.: Прогресс, 1978.
13. Клочков В. В. Экономика образования:
иллюзия и факты. М.: Мысль, 1985.
14. Критский М.М. Человеческий капитал.
Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.
15. Майбуров И.А. Эффективность инвестирования
и человеческий капитал в США и России.
Мировая экономика и международные отношения.
2004, № 4.
16. Милль Дж. С. Основы политической экономии:
Т. 1 - М.: Прогресс, 1980.
17. Смит А. Исследование о природе и причинах
богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1956.
18. Ben-Porath Y. The Production of Human Capital and The life Cycle
of Earnings. N.Y.; L., 1970.
19. Bowen H.R. Investment in Learning. San-Francisco etc: Jossey-Bass,
1978.
20. Fisher I. The nature of Capital and Income. L, 1927.
21. Nordhoug O. Human Capital in Organizations: Competence. Training
and Learning. Oslo, Scandinavian University Press, 1993.
22. Schultz T. Investment in Human Capital // Economic Growth - an American
Problem. Englewood Cliffs, 1964.
23. Schultz T. Investment in Human Capital: The Role of Education and
of Research. New York, 1971.