Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 20:19, лекция
Деловая этика: понятие, принципы и система ограничений бизнеса.
Факторы влияния и направления формирования репутации компании. Социальная ответственность компании.
Корпоративная культура: понятие, типы, механизм и инструменты формирования.
3. По отношению к акционерам. Акционеры вступают с компанией в особые отношения, как «поставщики» рискованного капитала. Они предоставляют капитал, необходимый для возникновения компании, ее развития и роста. Социальная ответственность компании по отношению к акционерам состоит в обеспечении своей прибыльности с тем, чтобы дать им возможность получить такой доход, который бы сделал привлекательным дальнейшее инвестирование в ее деятельность.
4. По отношению к наемным работникам (персоналу). Наемные работники ожидают не только справедливой оплаты своего труда. Их также заботят такие факторы, как равенство возможностей, защита здоровья на рабочем месте, финансовая безопасность, невмешательство в личную жизнь, свобода самовыражения и обеспечение соответствующего качества жизни. И действительно, практика показывает, что лучше работают те работники, которые получают справедливое вознаграждение, вовлекаются в процесс принятия решений, чувствуют себя комфортно (и физически, и психологически) на работе.
5. По отношению к местному населению. Компания существует не в «безвоздушном» пространстве. Ее окружают люди, для которых место расположения компании является жизненным пристанищем, где они дышат воздухом, живут, растят детей и т. д. Компании пользуются созданной этими людьми инфраструктурой и тем самым обеспечивают себе высокие прибыли. Вот почему местное население ждет от них непосредственного участия в решении своих проблем. Это касается образования, организации транспорта, условий для отдыха, системы здравоохранения, решения проблем окружающей среды и др.
6. По отношению к обществу в целом. Деятельность компаний – это объект пристального внимания со стороны различных правительственных структур, политических партий, средств массовой информации. Своевременная и полная уплата ими налогов дает возможность государственным структурам решать возложенные на них социальные вопросы. В то же время главной обязанностью компаний является их забота как нанимателя и создателя рабочих мест о собственной экономической жизнеспособности и качестве производимых товаров и услуг.
Другими словами, социальная ответственность предполагает этическое ведение бизнеса со всеми группами корпоративной аудитории.
Во многих международных компаниях, таких как Toyota, Siemens, General Mills и Johnson & Johnson, составлены специальные руководства, в которых подробно описано, как работники компании должны обращаться с поставщиками, заказчиками, конкурентами и другими участниками бизнес-процесса. В других компаниях, таких как Philips, Nissan, Daewoo, Whirlpool и Hewlett-Packard, разработаны этические кодексы (codes of ethics) – выраженные в письменной форме декларации о ценностях и этических нормах, которыми компания руководствуется в своих действиях.
4. Маркетинг и брендинг определены в качестве четвертого фактора влияния на репутацию МК.
Маркетинг во многом задает качество работы с потребителями.
Он позволяет не только изучать потребителей
и их запросы. По рекомендациям специалистов
по маркетингу изменяется производственно-
Брендинг фактически позволяет создать новую, значительно более высокую стоимость компании. Известная торговая марка и сама по себе может превосходить в цене основные фонды компании и выпущенные ею за какой-то срок товары. Бренд является важнейшим показателем репутации компании.
В обязанности менеджмента МК входит постоянное формирование и защита имиджа и репутации. Рассмотрим пять основных направлений формирования и защиты репутации МК и имиджа ее топ-менеджеров: забота о потребителях, работа со СМИ, спонсорство и благотворительность, реклама и PR, работа с персоналом.
1. Забота о потребителях.
С потребителями надо постоянно работать: изучать их запросы, отзывы, пожелания на продукцию и деятельность компании.
В классической формуле – качество/цена/сервис – надо постоянно заботиться об улучшении соотношения в пользу потребителей.
Потребительский спрос следует не только изучать и удовлетворять. Его надо и формировать, предлагая качественно новые товары.
2. Работа со СМИ.
Во влиянии на общественное мнение роль СМИ трудно переоценить. Поэтому топ-менеджеры МК обязаны постоянно и конструктивно сотрудничать с журналистами. Формами реализации контактов могут быть интервью, статьи, передачи, пресс-конференции, официальные заявления и др.
Организационно работу со СМИ направляют пресс-службы и пресс-секретари МК и их руководителей.
3. Спонсорство и
Честная, открытая и социально ответственная политика МК и поведение ее топ-менеджеров очень сильно влияют на формирование имиджа и репутации.
Очень хорошо в общественном мнении воспринимается филантропическая деятельность МК: адресные программы благотворительности и целевые акции спонсорства. Весьма популярными среди МК за последнее десятилетие стали программы поддержки культуры и спорта.
4. Реклама и PR.
Популяризация своего товарного знака, повышение узнаваемости торговой марки есть прямой путь положительного воздействия на общественное мнение.
Тем же целям служит и реклама. Не следует ограничиваться прямой рекламой продукции МК. Не менее важно рассказывать о современных технологиях, новых разработках и иных выгодных аспектах жизнедеятельности компании. Для этого используются выставки, презентации, смотры, конкурсы и др.
Public relation (PR) – (англ. «общественные связи»). Роль PR состоит в том, чтобы создавать компании привлекательность в общественном мнении. Вокруг любой компании неизбежно складывается определенное общественное мнение. Для того чтобы оно было положительным, с общественностью надо проводить специальную работу по повышению репутации компании. В широком смысле работа с общественностью направлена на достижение гармонии между ожиданиями личности, деятельностью МК и ценностями общества.
Содержание работы МК с общественностью включает следующие направления:
Таким образом, целью работы с общественностью является конструктивное влияние на репутацию МК, имидж ее топ-менеджеров и товарные бренды компании (в литературе по международному менеджменту установилось следующее правило: репутацию относят к МК, имидж – к менеджерам, а продукцию чаще всего характеризует бренд).
Журнал Fortune с 1984 года публикует результаты ежегодного специального конкурса среди 500 крупнейших МНК. Сравнение корпораций ведется по 8 важнейшим параметрам: от качества продукции до защиты окружающей среды. Аналитики установили прямую связь между эффективностью и репутацией корпорации.
5. Работа с персоналом.
Реальное проявление и демонстрация заботы о персонале должны занимать важное место в работе менеджеров. Проявление у сотрудников патриотизма к своей компании возможно только в ответ на заботу самой МК.
Формами работы с персоналом являются формирование корпоративной культуры и психологического климата, создание морального кодекса, соблюдение деловой этики, проявление социальной ответственности.
В современных МК популярно создание корпоративного стиля. Это относится к поведению (особенно с клиентами) и внешнему виду сотрудников. Многие компании вводят даже должности "менеджер по корпоративному стилю".
Существенная роль в современных МК отводится тому, как презентуют себя общественности топ-менеджеры компании. В круг внимания включается поведение в общественных местах, публичные выступления, внешний вид. Для работы по данному кругу вопросов МК приглашают имиджмейкеров (специалистов по созданию имиджа) и спичрайтеров (составителей речей).
Ценность хорошей репутации имеет для МК очень большое значение состоит в следующем:
Снижение репутации чревато для МК серьезными угрозами:
Таким образом, формирование репутации компании, имиджа ее топ-менеджеров, создание устойчивых и положительных товарных брендов занимает важнейшее место в деятельности МК.
Корпоративная культура — система личных и коллективных ценностей, принимаемых и разделяемых всеми членами организации. С другой стороны, под корпоративной культурой понимается набор приемов и правил решения проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность в настоящем.
В системе управления человеческими ресурсами МК корпоративная культура играет исключительно важную роль. Многие компании распространяют культуру, обеспечивая более тесные контакты между штаб-квартирой и филиалами и между руководителями филиалов из разных стран. Перемещения менеджеров из одной страны в другую расширяют представления этих людей и повышают их преданность системе ценностей и целей корпорации. Люди, прошедшие подготовку в штаб-квартире компании, как правило, мыслят и действуют как ее сотрудники.
Для МК может быть использована классическая типология корпоративных культур:
Среди современных корпоративных культур можно выделить две: технологическую и качества профессиональной жизни.
Механизм формирования корпоративной культуры может быть проиллюстрирован с помощью концепции четырех сред (рисунок).
Рисунок. Четыре среды, влияющие на формирование культуры международной компании
На глобальном уровне главное воздействие на формирование и развитие культуры компании оказывает мегасреда международного бизнеса. Макросреда соответствует национальному уровню. Соответственно корпоративный уровень во многом определяет микросреда со своей культурной спецификой. И наконец, на персональном уровне работника культура в значительной степени определяется метасредой (личностными культурными константами человека).
Инструменты формирования и развития культуры МК включают как обычные для крупных компаний формы и средства (обряды, церемонии, ритуалы, мифы, легенды, рассказы и т. д.), так и специфические инструменты, характерные для международного бизнеса:
1. Универсальная знаково-
2. Система коммуникации («официальный» язык корпорации, разговорные языки, жаргоны, сленги, система неформального общения).
3. Постоянная ротация
Информация о работе Корпоративная культура в международном бизнесе