Корпоративная социальная ответственность и ее роль в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 17:52, контрольная работа

Краткое описание

В международном понимании корпоративная социальная ответственность КСО трактуется как добровольный вклад бизнеса в развитие общества в
социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

Содержание

Введение
1.Корпоративная социальная ответственность и ее роль в менеджменте
2.История развития корпоративной социальной ответственности
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

корп.соц.ответ..docx

— 25.31 Кб (Скачать файл)

                                                       

 

Содержание

 

Введение

1.Корпоративная социальная  ответственность и ее роль  в менеджменте

2.История развития корпоративной  социальной ответственности

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Введение.                                                                                  

 

В международном понимании корпоративная социальная ответственность КСО трактуется как добровольный вклад бизнеса в развитие общества в

социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума. Социально значимые вопросы давно стоят в центре внимания общественности, поэтому компании пытаются по мере сил вести себя хорошо, не наступая на больные мозоли общественному мнению.

 

 

 

 

 

1.В  условиях  российской  действительности  на  сегодняшний  день  все  чаще  и  чаще  поднимается  тема  социальной  ответственности  бизнеса.  На  самом  деле,  споры  о  социальной  ответственности  организации  ведутся  в  мире  еще  с  начала  XX  века,  однако  Советский  Союз  эта  проблема  обходила  стороной  в  силу  следования  плановой  экономической  системе.  С  распадом  Союза,  Россия  и  прочие  страны  бывшего  СССР  столкнулись  с  рядом  вопросов,  свойственных  рыночной  экономике,  и  социальная  ответственность  бизнеса  —  одна  из  них.

Действительно,  на  первый  взгляд,  концепции  социальной  ответственности  и  коммерческой  организации  в  классическом  понимании  практически  диаметрально  противоположны.  Главная  цель  любой  коммерческой  организации  —  получение  прибыли,  в  то  время,  как  социально  ответственная  организация  добровольно  реагирует  на  определенные  проблемы  общества,  производя  социальные  инвестиции,  что  требует  определенных  затрат  ресурсов.  Однако,  реализуя  концепцию  социальной  ответственности,  организация  делает  своей  целью  максимальное  увеличение  вклада  в  устойчивое  развитие.  Под  устойчивым  развитием  понимается  развитие,  позволяющее  удовлетворять  потребности  нынешнего  поколения,  не  угрожая  при  этом  лишить  этой  возможности  поколения  будущие .  Таким  образом,  следуя  принципам  социальной  ответственности,  организация  максимизирует  свой  результат  в  долгосрочной  перспективе,  что  с  одной  стороны  мотивирует  к  соблюдению  КСО,  и,  с  другой  стороны,  оказывает  положительный  эффект  на  общество  в  целом.

Социальные  инвестиции  европейского  бизнеса  регулируются  нормами,  закрепленными  в  стандартах  и  законодательствах  стран.  Так  во  многих  странах  континента  законодательно  закреплены  обязательное  медицинское  страхование  и  охрана  здоровья  работников,  пенсионное  регулирование  и  ряд  других  социально  значимых  вопросов.  Кроме  того,  правоотношения  работников  с  работодателями  в  Европе  отрегулированы  более  детально,  чем,  например,  в  США.  В  целом,  госрегулирование  многих  аспектов  КСО  значительно  превосходит  североамериканскую  систему.  Однако  именно  США  с  общественной  точки  зрения  стала  лидером  использования  на  практике  ряда  из  общепризнанных  сегодня  принципов  социально-ответственного  поведения  бизнеса.  Действительно,  традиции  безвозмездной  и  добровольной  помощи  со  стороны  крупных  бизнес-структур  другим  слоям  общества  прослеживается  в  США  еще  начиная  с  XIX века.  В  США  многие  сферы  общественного  развития  до  настоящего  времени  являются  практически  саморегулируемыми,  так  как  основываются  на  принципе  максимальной  свободы  действий  всех  субъектов,  заинтересованных  в  функционировании  того  или  иного  процесса.  Например:  трудовые  отношения  работник-работодатель  являются  предметом  двустороннего  договора  только  этих  сторон;  право  американцев  на  здравоохранение  в  большинстве  своем  является  именно  правом  выбора  гражданина  пользоваться  ли  медицинскими  учреждениями  или  нет  и  др.  Также  в  США  распространены  корпоративные  фонды,  направленные  на  решение  различных  общественных  проблем.  Например,  благотворительный  фонд  Келлога.  Функционирует  он  и  по  сегодняшний  день,  одним  из  самых  значительных  пожертвований  считаются  средства  выделенные  на  помощь  людям  и  восстановление  жилищ  после  урагана  Картина.  У  социальной  ответственности  российского  предпринимательства  также  есть  своя  богатая  история  —  промышленники  и  предприниматели  жертвовали  средства  на  благотворительность.  Всем  известны  имена  таких  русских  меценатов,  как  Савва  Мамонтов,  Павел  Третьяков  и  многие  другие.  Позднее,  в  СССР  также  существовала  социальная  поддержка.  От  70  до  90  %  бюджета  расходовались  на  социальный  пакет  для  работников,  а  остальная  часть  уходила  на  взносы  в  социальные  программы  и  проекты,  инициируемые  государством.  В  1999  году  была  создана  Ассоциация  менеджеров  России  (АМР),  «деятельность  которой  направлена  на  всестороннее  развитие  российского  делового  сообщества».  В  ноябре  2004  года  на  съезде  Российского  союза  промышленников  и  предпринимателей  (работодателей)  была  принята  Социальная  хартия  российского  бизнеса.  В  данном  документе  провозглашаются  принципы  экономической  и  финансовой  устойчивости  предприятий,  обеспечения  качества  продукции,  экологической  безопасности,  участия  в  развитии  местного  сообщества.

Однако  дальнейшее  развитие  КСО  в  России  сдерживается,  например,  таким  фактором,  как  отсутствие  у  руководителей  большинства  предприятий  представлений  о  КСО.  Их  социальная  ответственность  ограничена  рамками  российского  законодательства,  которое  на  сегодняшний  день,  к  сожалению,  не  подкрепляет  КСО  юридически.  Другим  сдерживающим  фактором  является  отсутствие  системной  деятельности  в  области  социальной  политики,  что  также  вытекает  из  отсутствия  законодательной  поддержки  данной  сферы. 

Вместе  с  тем,  на  сегодняшний  день  уже  существует  ряд  стандартов,  регулирующих  деятельность  организации  в  области  социальной  ответственности  или  отдельных  ее  составляющих,  как-то:,  EFWM  Framework  for  corporate  social  responsibility,  а  также  ряд  стандартов  серии  ISO  (в  частности  ISO  14000,  ISO  26000  и  т.  д.),  OHSAS.  Существуют  стандарты  нефинансовой  или  социальной  отчетности  такие  как  GRI,  SA  8000,  AA1000.  Отдельно  стоит  упомянуть  отечественный  ВОК-КСО-2007,  принимающий  во  внимание  абсолютно  все  составляющие  социальной  ответственности,  за  исключением  финансовой  прозрачности  и  добросовестного  ведения  бизнеса,  так  как  эти  моменты  регулируются  законодательством  и  находятся  под  контролем  соответствующих  органов.  Стандарт  универсален  и  применим  в  деятельности  всех  организаций,  которые  намерены  систематизировать  свои  действия  в  области  социальной  политики.  Кроме  того,  деятельность  в  рамках  этого  стандарта  может  быть  при  необходимости  интегрирована  с  другими  областями  —  охраной  труда,  управлением  качеством,  экологическим  менеджментом  и  так  далее.  Всероссийская  организация  качества  утверждает,  что  наиболее  восприимчивы  к  социальному  менеджменту  специалисты,  имеющие  опыт  работы  в  системах  менеджмента  по  ISO  9000  и  ISO  14000.

Организацииям,  стремящиеся  сохранить  свою  конкурентоспособность,  не  стоит  забывать  также  про  стандарты  нефинансовой  отчетности,которые  были  упомянуты  выше.  Пик  внедрения  прозрачности  процессов  компании,  достигаемый  путем  использования  в  организации  данного  вида  стандарта,  отмечен  в  России  в  2005  году.  До  этого  социальные  отчеты  или  отчеты  в  области  устойчивого  развития  выпустили  лишь  несколько  компаний,  работающих  на  российском  рынке,  в  основном,  это  были  филиалы  зарубежных  компаний.  В  прошедшем  году,  по  оценкам  экспертов,  вышло  более  двух  десятков  публичных  нефинансовых  отчетов  крупных  компаний,  среди  которых  «ЛУКОЙЛ»,  «РУСАЛ»,  ГМК  «Норильский  никель»,  «Татнефть»,  «Илим  Палп»,  АО  «ЕЭС  России»,  СУАЛ  и  ряд  других,  появилось  довольно  много  отчетов  организаций  среднего  бизнеса.  Но  до  сих  пор  лишь  небольшая  часть  из  них  ориентируется  на  международные  стандарты,  остальные  отчитываются  либо  в  свободной  форме,  либо  используют  в  процессе  подготовки  отчетов  диалоги  со  стейкхолдерами .

Таким  образом  можно  сделать  вывод  о  том  ,  что  многие  компании  начали  осознавать  необходимость  прозрачности  в  социальной  деятельности  организации.  Обращает  на  себя  внимание  то  обстоятельство,  что  чем  крупнее  бизнес-структура,  тем  понимание  необходимости  публикации  социальной  отчетности  возрастает.

Хотелось  бы  также  обратить  внимание  на  то,  что  компании,  которые  внедрили  принципы  КСО,  стремятся  сами  информировать  потребителей  о  своей  социальной  деятельности.  Однако,  проведенное  исследование  Ассоциации  менеджеров  России  показало,  что  в  настоящее  время  большинство  людей  узнает  о  деятельности  компании  в  сфере  этики,  корпоративной  социальной  ответственности,  защиты  окружающей  среды  преимущественно  из  СМИ  (88   %  —  из  сообщений  по  телевидению,  66   %  —  из  прессы,  53   %  —  из  радиопрограмм),  а  также  общаясь  с  другими  людьми  (60   %).  В  то  же  время  отмечается  тот  факт,  что  информация,  напрямую  исходящая  из  самой  компании,  занимает  очень  незначительное  место  в  числе  возможных  источников  информации  о  социальной  деятельности  компаний.  Вместе  с  тем,  исследование  показало,  что  спрос  на  информацию  непосредственно  от  компаний,  с  должной  степенью  прозрачности  и  независимой  экспертизы,  растет,  прежде  всего,  среди  потенциальных  потребителей.

В  заключение,  хотелось  бы  еще  раз  отметить,  что  на  сегодняшний  день  концепции  корпоративной  социальной  ответственности  становятся  неотъемлемым  элементом  деятельности  любой  цивилизованной  организации.  Несмотря  на  значительный  гандикап  западных  взглядов  по  данной  проблематике,  обусловленный  государственным  обеспечением  социальной  поддержки  и  отсутствием  негосударственных  форм  собственности  в  СССР,  крупные  отечественные  компании  к  2013  году  уже  осознают  необходимость  внедрения  КСО  как  основы  устойчивого  развития  организации  и  связанные  с  этим  преимущества.  Существует  отечественный  стандарт  ВОК-КСО-2007,  который  позволяет  проводить  сертификацию  по  всем  основным  аспектам  корпоративной  социальной  ответственности.  Среди  проблем,  с  которыми  современный  российский  бизнес  сталкивается  в  данной  области,  следует  отметить  отсутствие  у  мелких  и  средних  предпринимателей  представлений  о  КСО  и,  как  следствие,  —  нежелание  выходить  за  рамки  законодательного  обозначенного  минимума  аспектов  деятельности  организации  с  одной  стороны  и  отсутствие  закрепленных,  опять-таки,  законодательно,  механизмов,  побуждающих  организации  к  социально  ответственному  поведению,  с  другой  строны.  

 

2.Сегодня тема корпоративной социальной ответственности, или сокращенно КСО, становится все более востребованной в деловом сообществе. О КСО говорят с самых высоких трибун, вопросам КСО посвящаются престижные международные форумы, о своей приверженности идеи КСО заявляет все большее число компаний. Но что на самом деле стоит за этим понятием? Чтобы ответить на этот вопрос, мы предлагаем совершить небольшой исторический экскурс. Одним из первых проявлений социальной ответственности, уходящих своими корнями в глубокое прошлое, можно считать благотворительность. Изначально это явление носило частный характер, поскольку решения об оказании благотворительной помощи принимались в основном собствен- никами предприятий. Однако в настоящее время все большее распространение получает корпоративная благотворительность, осуществляемая и управляемая от лица компаний. По мере увеличения масштабов промышленной деятельности круг вопросов, относящихся к сфере социальной ответственности бизнеса, постепенно расширялся. Так, индустриальный бум конца XIX века, приведший к усилению конкуренции и росту рабочего движения, стал причиной, побудившей целый ряд компаний пойти на смягчение условий труда наемных работников и предоставление дополнительных гарантий деловым партнерам. Это стало предтечей развития таких современных направлений КСО, как ответственные трудовые и деловые практики. Тем не менее говорить о социальной ответственности как о масштабном общественном явлении начали только с середины прошлого века. Именно тогда КСО начинает активно внедряться в практику компаний Западной Европы и США, а позднее стран с быстроразвивающейся экономикой, включая Россию. Одновременно с этим происходит усиление внимания к феномену КСО со стороны экономистов, социологов и других представителей научного сообщества, посвятивших этой теме серию исследований. В течение нескольких последних десятилетий бизнесом проделан огромный путь по осознанию своей ответственности за сохранение окружающей среды, решение социально-экономических проблем, повышение качества жизни местных сообществ, соблюдение прав человека, противодействие коррупции и за ряд других вопросов, важность которых признается обществом. В результате корпоративная социальная ответственность постепенно становится новой философией бизнеса, в соответствии с которой компании ориентируются в своей деятельности не только на получение прибыли, но также на достижение общественного блага и поддержание экологической стабильности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

1.ISO/FDIS  26000:2010  Руководство  по  социальной  ответственности

Информация о работе Корпоративная социальная ответственность и ее роль в менеджменте