Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 15:31, реферат
Основной целью вовлечения общественности в процессы принятия государственных и корпоративных решений является повышение качества и эффективности процессов государственного (корпоративного) управления. Под «эффективностью» понимается, с одной стороны, снижение затрат на поиск оптимального решения сложных управленческих проблем, которые затрагивают интересы значительного числа граждан и хозяйствующих субъектов, а с другой – подготовка такого решения, которое в максимальной степени учитывает интересы всех затрагиваемых сторон.
Введение
1. Российское законодательство по вопросам общественности. Понятие общественности. Формы участия
2. Краудсорсинг как метод участия общественности при принятии и исполнении государственных решений
Заключение
Список использованныхисточнико и литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список использованных источнико и литературы
Введение
Под общественным участием здесь и далее понимается участие людей, не наделённых властными полномочиями, в подготовке и принятии решений органами государственной власти, местного самоуправления и компаниями по тем вопросам, которые непосредственно затрагивают интересы этих людей.
Основной целью вовлечения общественности в процессы принятия государственных и корпоративных решений является повышение качества и эффективности процессов государственного (корпоративного) управления. Под «эффективностью» понимается, с одной стороны, снижение затрат на поиск оптимального решения сложных управленческих проблем, которые затрагивают интересы значительного числа граждан и хозяйствующих субъектов, а с другой – подготовка такого решения, которое в максимальной степени учитывает интересы всех затрагиваемых сторон.
Общественное участие – это непрерывный процесс взаимодействия (общения) между организацией (учреждением), ответственным за принятие решения, и гражданами, чьи интересы могут быть затронуты прямыми или косвенными последствиями планируемого решения, а также между гражданами и теми государственными органами, которые регулируют данный вид деятельности.
Этот процесс общения должен быть специально организован, так, чтобы:
o Общественность была
полностью информирована о
o Осуществлялся активный сбор мнений граждан, оценивалось их восприятие проекта, их предпочтения в отношении любых альтернатив, касающихся проекта;
o Общественность понимала
механизмы исследования
Таким образом, для более полного понимания сущности этого процесса, нам следует подчеркнуть, что «участие» – это коммуникационный процесс, который подчиняется всем закономерностям организации сетевых коммуникаций «от многих многим». В свою очередь, термин «принятие решения» понимается как процесс рационального или иррационального выбора альтернатив, имеющий целью достижение осознаваемого результата.
Несмотря на достаточно развитую систему конституционных прав, в российском законодательстве отсутствует единый закон (кодекс) «о непосредственном участии граждан в управлении делами государства», аналогичный закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Исключением являются Градостроительный Кодекс, законы об охране окружающей среды и об экологической экспертизе, а также некоторые другие.
Гораздо лучше развита соответствующая часть муниципального права. В федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления посвящена глава 5 (местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования, правотворческая инициатива граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрание граждан, Конференция граждан, опрос граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении).
Нормы, устанавливающие требования к общественному участию, рассеяны в федеральном законодательстве. Их следует искать в Земельном, Градостроительном Кодексах, федеральных законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», «Об экологической экспертизе» и др., в законодательстве регионов, а также в нормативно-правовых актах органов местного самоуправления.
Вопросы, которые требуют обязательного участия общественности, перечислены в Земельном Кодексе (предоставление земельных участков, перевод земель из одной категории в другую), Градостроительном Кодексе (рассмотрение проектов генеральных планов и правил землепользования и застройки), Лесном Кодексе, в федеральных законах «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизе». Следует также помнить, что любые вопросы, отнесённые к полномочиям местного самоуправления, могут решаться населением непосредственно – в том случае, если это предусмотрено Уставом муниципального образования или его нормативными актами. Перечень вопросов местного самоуправления установлен законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Формы участия населения в обсуждении вопросов местного значения установлены законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Перечень включает, кроме местного референдума и выборов, инициативу по отзыву депутата или выборного должностного лица местного самоуправления, народную правотворческую инициативу, сход граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрания граждан, конференции граждан, опросы граждан. Перечень является открытым, т.е., органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные формы в соответствии со спецификой территории и потребностями общества.
Минимальный уровень участия – это распространение полной и достоверной информации: наиболее простая форма односторонней связи разработчика и общественности для поддержания информированности о процессе принятия решения, но без возможности для общественности комментировать документы или иным образом участвовать. Информирование может осуществляться через СМИ (распространение пресс-релизов, проведение пресс-конференций) а также путём проведения выставок документации, распространения печатных материалов через посещаемые людьми организации и другими методами. Очень популярный в России оборот «учет общественного мнения» означает, что разработчик запрашивает информацию или приглашает общественность выразить свое мнение для улучшения понимания ситуации и оценки затрагиваемых вопросов. Однако «учёт мнения» не является реальным участием, поскольку инициатор контролирует как список вопросов, по которым люди высказываются, так и обработку высказанных мнений. Общественность не может повлиять на то, как высказанные мнения будут интерпретированы, в какой форме они будут включены в отчёты, не говоря уже о том, какое решение будет выработано для снятия имеющихся противоречий. Игнорирование высказываний и интересов граждан также может быть формой их «учёта». Обычно применяются опросы, различного рода анкетирования, встречи, устные и письменные комментарии к документам. Больше возможностей для общественности влиять на повестку обсуждения и контролировать итоговые документы обсуждения предоставляют консультации – официальный диалог между общественностью и разработчиком для определения проблемных вопросов и разрешения конфликтов. Обычно они проводятся в виде встреч, семинаров, организации работы общественных приемных. Тем не менее, само решение остаётся за пределами обсуждения и контроля, поэтому консультации, как и «учёт мнения» называют «символическим участием».
Среди разнообразных практик вовлечения общественности есть и такие примеры, когда граждане или, например, фермеры, мелкие производители принимают участие в обсуждении проекта, планировании, выработке решений – однако делают это только до тех пор, пока могут извлечь прямую или косвенную материальную выгоду из участия для себя и своего бизнеса. Это называется «оплачиваемое участие», хотя термин не совеем точный, собственно вознаграждение за присутствие на мероприятиях не выплачивается. В частности, распространённая российская практика общественных советов (см. Пример 5) при органах власти может быть объяснена тем, что члены таких советов извлекают выгоды для себя или своих организаций за счёт прямого контакта с «начальством», а также установления полезных связей в аппарате органов власти. Реальная заинтересованность в решении проблем у таких «представителей общественности» отсутствует или находится на втором плане. Когда подобные стимулы пропадают, участие прекращается. Реальное участие начинается тогда, когда орган, уполномоченный за принятие решений, делится с общественностью частью своих полномочий, позволяя не только выбирать варианты готовых решений, но и формулировать эти решения, а также определять то, в чём, собственно говоря, состоит проблема. Одним из уровней реального участия является совместное планирование – сотрудничество органа власти и общественности с общей ответственностью сторон за планирование и результаты, за решение сложных вопросов и разрешение противоречий. Совместное планирование может происходить в формате консультативных групп, рабочих групп, переговоров. Иногда применяются более сложные форматы, такие как «семинары по поиску будущего», «ячейки планирования» и др. Объём передаваемых полномочий и ответственности может достаточно сильно различаться.
Гражданский контроль – это самый высокий уровень участия для решения наиболее важных вопросов жизни сообщества силами самих его челнов. Наиболее известной формой гражданского контроля является местный референдум.
Манипулятивное участие: Фикция. «Представители общественности» включаются в официальные комиссии, но они не избраны и не имеют реальных полномочий. Пассивное участие: Людям сообщают готовое решение или то, что уже совершилось. Одностороннее информирование со стороны администрации или представителей проекта без выслушивания реакции. Распространяется только информация, представленная внешними специалистами. Участие в консультациях: Внешние специалисты определяют вопросы, на которые люди должны отвечать, и формат консультаций, в которых они должны участвовать. Они же контролируют анализ и выводы. Процесс не позволяет участвовать в принятии решений, специалисты не имеют обязанностей по включению позиций граждан в решение. Участие за вознаграждение: Люди участвуют своим трудом взамен за еду, деньги или иное материальное вознаграждение. Фермеры могут предоставлять поля для экспериментальных программ, но не участвуют в экспериментах и в процессе познания. Хотя это называют «участием», но люди не участвуют в распространении инноваций, когда заканчиваются материальные стимулы. Функциональное участие: Участие рассматривается менеджерами проекта как средство достижения своих целей – сокращения расходов и пр. Могут формироваться группы для выработки решений, определённых проектом. Такое участие может быть интерактивным и включать совместное принятие решений, но только после того, как основные решения уже приняты. В худшем варианте людей просто приглашают для обслуживания чужих целей. Интерактивное участие: Люди участвуют в совместном анализе проблем, выработке планов и формируют или улучшают местные оргструктуры для решения проблем. Участие рассматривается как право, а не как способ достижения целей проекта. Процесс основывается на междисциплинарных технологиях, которые позволяют достигать множественных целей и использовать процесс взаимного обучения. Поскольку группы включаются в принятие решений и контролируют расходование ресурсов, они имеют реальное влияние. Самомобилизация: Люди проявляют инициативу независимо от внешних организаций для того, чтобы изменить систему. Они контактируют с внешними организациями для того, чтобы получить ресурсы и технические рекомендации, но сами контролируют их распределение. Самомобилизация может широко распространяться, если правительство и НКО предоставляют «уполномочивающую» поддержку. Таким образом, любую ситуацию можно охарактеризовать через низкий или высокий уровень участия. В России большинство граждан сталкивается только с процедурами манипулятивного типа, поэтому попытки внедрить процедуры с высоким уровнем участия наталкиваются на непонимание, сопротивление, социальную некомпетентность – как граждан, так и государственных или муниципальных служащих.
На практике часто приходится сталкиваться с тем, что предыдущий опыт местного сообщества оказывается одним из основных барьеров для развития общественного участия. Типичные позиции в отношении роли граждан в государственном или муниципальном управлении могут быть резюмированы в виде следующих обобщённых высказываний: o «Поскольку процесс принятия решений является научным занятием, он должен быть поручен опытным экспертам и лицам, принимающим решения, а не простым гражданам. Граждане могут голосовать за своих представителей» – граждане в качестве «поднимающих руку». o «Эксперты или избранные обученные представители имеют право принимать решения от лица граждан и берут на себя ответственность представлять интересы избирателей до тех пор, пока им не будет прямо отказано» – граждане в качестве избирателей. o «Граждане не обязаны знать, что необходимо, и какой подход наилучший, но их мнения должны быть учтены и проанализированы хорошо подготовленными экспертами и использоваться в процессе принятия решений» – граждане в качестве респондентов. o «К гражданам время от времени следует обращаться за консультациями и они могут выражать свое мнение в пределах своей профессиональной компетенции в процессе принятия решений. При наличии адекватной информации граждане могут принимать решения по разным предложениям» – граждане в качестве консультантов. o «Граждане, проживающие на данной территории, имеют наиболее ясное и точное понимание нужд и приоритетов своего сообщества и должны сами принимать решения» – граждане в качестве лиц, принимающих решения. Эти позиции служат удобным практическим индикатором для того, чтобы определить, насколько глубоко собеседник понимает проблему общественного участия, и какие усилия придётся затратить, чтобы изменить его позицию на про-гражданскую. Легко видеть, что они также следуют «лестнице участия» и различаются объёмом прав, признаваемых за гражданами. Наиболее серьёзные конфликты между общественностью и инициатором проекта происходят тогда, когда их позиции расходятся на две или более «ступенек». В том случае, если инициатор деятельности ожидает от общественности более активной позиции, чем есть на самом деле, то мы наблюдаем всего лишь разочарование и напрасно потраченные усилия. Однако, если инициатор недооценивает ожидания общественности, то дело, чаще всего, заканчивается крупным социальным конфликтом. Объединив приведённый выше цикл принятия решения (рис. 2) и схему уровней общественного участия, можно получить матрицу (таблица 1), в которой логично располагаются различные методы и технологии вовлечения общественности, применяемые на разных этапах в зависимости от того, на какой уровень участия ориентируются организаторы.