Креативное управление. Приемы и способы генерирования идей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 08:59, реферат

Краткое описание

Когда речь заходит о создании креатива, почему-то в основном внимание уделяется таким направлениям как реклама и маркетинг. Отчасти это объясняется тем, что специфика повседневной рабочей деятельности рекламщиков и маркетологов подразумевает постоянную генерацию идей. Однако если говорить о креативе, как о неком созидательном акте, в результате которого рождается новое нестандартное решение, очевидно, что не существует каких-либо ограничений по сферам деятельности. Креативность часто называется одним из важных личных качеств, которым должен обладать идеальный кандидат на ту или иную вакансию. Креативность стала конкурентным преимуществом в борьбе за «место под солнцем».
Эти и многие другие факторы привели к возникновению креативного менеджмента. Под креативным менеджментом подразумевается деятельность по управлению творческим процессом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 КРЕАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 4
1.1 ПОНЯТИЕ КРЕАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА 9
1.2 УПРАВЛЕНИЕ КРЕАТИВНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ КОМПАНИИ 12
2 ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
ЛИТЕРАТУРА 20

Вложенные файлы: 1 файл

КРЕАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.docx

— 75.74 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

Креативное управление.

Приемы и способы генерирования  идей

 

 

Реферат

по курсу «Креативный менеджмент»

 

 

 

 

 

 


магистрант

кафедры экономики промышленных предприятий

 

 

 

Минск

2011 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 КРЕАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 4

1.1 ПОНЯТИЕ КРЕАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА 9

1.2 УПРАВЛЕНИЕ КРЕАТИВНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ КОМПАНИИ 12

2 ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

ЛИТЕРАТУРА 20

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Когда речь заходит о создании креатива, почему-то в основном внимание уделяется таким направлениям как  реклама и маркетинг. Отчасти  это объясняется тем, что специфика  повседневной рабочей деятельности рекламщиков и маркетологов подразумевает  постоянную генерацию идей. Однако если говорить о креативе, как о  неком созидательном акте, в результате которого рождается новое нестандартное  решение, очевидно, что не существует каких-либо ограничений по сферам деятельности. Креативность часто называется одним  из важных личных качеств, которым должен обладать идеальный кандидат на ту или иную вакансию. Креативность стала  конкурентным преимуществом в борьбе за «место под солнцем».

Эти и многие другие факторы  привели к возникновению креативного  менеджмента. Под креативным менеджментом подразумевается деятельность по управлению творческим процессом.

Творческими работниками  раньше было принято  называть деятелей литературы и искусства. На самом  деле творит человек любой профессии, если он находит новое решение  известной задачи, разрешает проблему или открывает новое направление.

Сам процесс творчества начинается с поиска идей. Основанием этого  поиска являются - проблемы, цели, задачи организации.

Происходит все более  активное проникновение творчества из сферы искусства и науки в другие сферы человеческой деятельности. Не стала исключением и сфера управления. В теории управления в последнее время все больше внимания стали уделять проблеме широкого использования креативного потенциала менеджеров и топ-менеджеров предприятия. Во многих институтах и университетах появляются специальные курсы креативного менеджмента, способствующие развитию навыков инновационных творческих решений в управлении и бизнесе. Так же широкое применение нашли многочисленные курсы и тренинги, которые способствуют усовершенствованию творческого потенциала и помогают научиться находить креативные идеи. Революционные изменения в технологии и конкуренция просто заставляют компании разрабатывать нетрадиционные подходы к решению традиционных задач, искать принципиально новые решения.

Реализуются решения, направленные на сокращение объема рутинного труда в компаниях, на передачу такого управленческого труда компьютерам, машинам и автоматам. Соответственно высвобождается время, которое персонал, особенно управленческий, может тратить на творческую деятельность. Специалистами все более ценится не только и даже не столько уровень оплаты труда, сколько возможности творческой самореализации, свободы творчества.

В современном западном менеджменте  управление процессами формирования новых  идей в настоящее время относят  к «креативному менеджменту».

Одной из характеристик творческих способностей (креативности) выступает интеллект. Как сложный механизм интеллект включает креативность как свою собственную часть, т.е. креативность и есть естественный механизм работы мозга при решении возникающих проблем, а креативный менеджмент призван не только управлять наукоемкими производствами и творческими коллективами, но и проявлять искусство, принимать единственно правильное решение в непредвиденных ситуациях.

 

  1. КРЕАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

    1. Понятие креативного менеджмента

 

Начало внедрения творческого  подхода в управленческую деятельность произошло сравнительно недавно, но характеризовался этот процесс очень  быстрыми темпами развития. Творчество стало неотъемлемой частью управления. Как результат появился вид менеджмента, отвечающий за управление творческим процессом – так называемый «креативный  менеджмент». Для начала необходимо внести ясность, как соотносятся  понятия «творчество», «творческое  мышление» и «креативность».

Творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Творческое мышление –  это способность генерировать необычные  и новаторские идеи, находить принципиально  новые, уникальные решения, создавать  новый взгляд на вещи, связывать  предметы или образы так, как их раньше не связывали.

Креативность (или дивергентные способности) - способность порождать  множество разнообразных оригинальных идей относительно одного и того же объекта.

Критерии креативности:

  1. Беглость - количество идей, генерируемых в единицу времени
  2. Оригинальность - способность производить «уникальные» идеи
  3. Восприимчивость - чувствительность к необычным деталям и противоречиям
  4. Метафоричность - готовность работать в фантастическом, «невозможном» контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения мыслей.

Креативность (от лат. Creatio –  созидание, сотворение) – творческая, созидательная, новаторская деятельность.

Креатира (от лат. Creatira –  созидание, творение) – а) творение; б) ставленник влиятельного лица, послушный  исполнитель воли своего покровителя. Например: человек – творение бога (создателя).

Менеджер – специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования экономической системы (предприятия, фирмы и т.д.).

Управление – деятельность по упорядочиванию процессов, протекающих в обществе, природе, технике, устранению их дезорганизации, снижению неопределенности и приведению в нужно состояние с учетом тенденции их развития и изменения среды.

Менеджмент – особая форма управленческой деятельности. Управлением различными сферами деятельности занимаются различные виды функционального менеджмента. Началом сферы инновационный деятельности является творческая деятельность человека по созданию интеллектуального продукта от идеи до новшества – этой областью деятельности и занимается креативный менеджмент.

Креативный менеджмент –  это метод управления творческим процессом, ориентированный на решение актуальных коллективных задач. Креативный менеджмент основан на современных технологиях творчества и командной работы [3].

Задача креативного менеджмента - управление процессом принятия творческих решений в коллективе. Необычайно популярная в настоящее время методика показывает эффективность там, где не «справляются» остальные системные стратегии и является весьма актуальным способом сочетания консервативного логического мышления с законами современного менеджмента и полетом творческой фантазии.

Интеллектуальный капитал - это знания, информация, опыт, организационные возможности, информационные каналы, то есть всё то, что можно использовать для создания наращивания капитала (богатства). Другими словами, – это сумма всех знаний, опыта, связей, которыми владеет человек, организация, корпорация, страна, что формирует их конкурентоспособность.

Вся деятельность экономических  систем отражается в накоплении капитала, а творческая деятельность накоплением «интеллектуального капитала».

В сегодняшнем понимании  капитал формируется из физического  и интеллектуального. Физический капитал – результат определённых действий в прошлом; интеллектуальный капитал – затраты в прошлом, доходы в будущем. Различия и общность капиталов показаны в таблице 1.

 

Талица 1 – Сравнительная  характеристика физического и интеллектуального  капитала

 

Физический

Интеллектуальный

Материальная природа

Результат действий в прошлом

Аддитивный

Преимущественно финансовая оценка

Организация владеет всем капиталом

Нематериальная природа

Оценка действий в будущем

Неаддитивный

Комбинация стоимостных и нестоимостных оценок

Организация владеет капиталом лишь частично


 

Креативный менеджмент должен обеспечить минимальные затраты на создание основы интеллектуального капитала и максимальные потенциальные доходы в будущем.

Основное приложение креативного  менеджмента – это создание и  мотивация деятельности человеческого  капитала, активизация его творческого  потенциала.

Цели креативного менеджмента:

  1. дать человеку знания;
  2. обеспечить его информацией;
  3. побудить человека к творческой деятельности;
  4. обеспечить его права на результаты своего творческого (интеллектуального) труда;
  5. обеспечить права и интересы организации (экономической системы), которая предоставила человеку знания, информацию, условия для творческой деятельности, правовую охрану результатов творческого труда.

Человеческий капитал  – часть интеллектуального капитала, которое имеет непосредственное отношение к человеку (знание, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, их культура труда). Этот капитал является принадлежностью человека. Когда интеллектуальный капитал становится собственностью организации, он переходит из разряда человеческого капитала в разряд потребительского капитала, а это уже товар, который является объектом купли-продажи. Часть человеческого капитала всегда остаётся с человеком и перемещается вместе с ним (знание, опыт, навыки, творческая способность, имидж, мораль, культура и т.д.).

На создание своего интеллектуального капитала человек делает физические и прочие затраты постоянно в течение своей жизни, а на выполнение физической работы только в момент её исполнения. Интеллектуальный капитал, как и физические возможности человек всегда имеет при себе и может превратить его в товар, а товар в деньги, компенсируя затраты прошлых периодов.

Задача организации (менеджмента) создать привлекательные условия для человеческого капитала и исключить его миграцию. Задача креативного менеджмента обеспечить активную, эффективную, творческую (интеллектуальную) деятельность человека (человеческого капитала) [4].

М. Тринг: «творческую сущность изобретения составляет новый конструктивный принцип, который не может быть получен из известных идей путем логического вывода» [5]. Такие инновации должны обладать следующими характеристиками [6]:

    1. Креативной силой – высокой новизной и полезностью.
    2. Стратегией – обеспечивать конкурентные преимущества и успешную корпоративную деятельность на рынке в долгосрочном периоде.
    3. Реализацией – быть реализуемыми в виде конкретных процессов, товаров и услуг.
    4. Прибыльностью – повышать до максимума ценность конечного продукта для потребителей, предприятия и общества.

В современном западном менеджменте  управление процессами формирования таких новых идей в настоящее время относят к «креативному менеджменту», который является частью инновационного менеджмента. Креативный менеджмент реализуется на предпроектной и проектной стадиях инновационного цикла, задачей которых является формирование и отбор новых идей для их практической реализации в инновационных проектах.

Креативный менеджмент должен быть направлен на всемерное раскрытие творческих способностей людей [7-9]. Тогда как традиционное администрирование основано на выполнении людьми твердо установленных правил и не направлено на проявление ими инициативы и раскрытие всех своих способностей.

Под креативным менеджментом понимается управление людьми в организациях, направленное на максимальное раскрытие  и использование их творческих способностей на предпроектной и проектной  стадиях инновационного цикла для  создания новых, конкурентоспособных  идей на уровне изобретений в различных  областях человеческой деятельности.

Целью креативного менеджмента  является генерация новых идей и  поиск новых решений для достижения успеха страны, фирмы и организации в различных областях. При этом управление людьми осуществляется как в самой организации (персоналом), так и вне ее (поставщиками, партнерами, посредниками, клиентами, потребителями и др. целевыми аудиториями).

Креативный в переводе с английского означает творческий, созидательный. Согласно словарю Вебстера «креативность – это способность создавать новые значимые формы». В более широком смысле креативность – это процесс выявления скрытых возможностей и творческого использования их потенциала в определенной области [8].

Информация о работе Креативное управление. Приемы и способы генерирования идей