Критериями сформированности познавательной мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 23:27, лекция

Краткое описание

Обучение социально-гуманитарным дисциплинам в средней школе – неотъемлемая составная часть школьного образования. Оно нацелено на формирование личности человека и гражданина и базируется
- на овладении учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древности до нашего времени, его социальном, политическом, экономическом, духовном и нравственном опыте;
- на развитии способностей осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа, в их уникальности и вместе с тем органической принадлежности к единому потоку исторического движения;

Вложенные файлы: 1 файл

Критериями сформированности познавательной мотивации.doc

— 45.50 Кб (Скачать файл)

Критериями  сформированности познавательной мотивации

Обучение социально-гуманитарным дисциплинам в средней школе  – неотъемлемая составная часть  школьного образования. Оно нацелено на формирование личности человека и  гражданина и базируется

- на овладении учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древности до нашего времени, его социальном, политическом, экономическом, духовном и нравственном опыте;

- на развитии способностей осмысливать  события и явления действительности  на основе исторического анализа, в их уникальности и вместе с тем органической принадлежности к единому потоку исторического движения;

- выработке умений творчески  применять исторические знания, осознанно используя различные  подходы к анализу истории  человечества.

 

Проблема качества предметных знаний и их оценка относятся к ключевым проблемам в системе образования. Это поистине глобальная проблема, так как от качества образования, в конечном итоге, зависит будущее страны.

 

Личностно ориентированный подход к образовательному процессу невозможен без осознания педагогическими работниками, что они обязаны дать ребенку не только сумму определенных знаний, соответствующих образовательному стандарту, но и помочь формированию тех ключевых компетенций, без которых немыслим современный человек.

 

В современной педагогической и  методической литературе нет недостатка в теоретических подходах и концепциях критериев качества образования. Однако в практической повседневной деятельности учителя они не всегда находят  себе применение, не всегда бывают доведены до сведения каждого учителя. В то же время учителя эмпирическим путем пытаются решить проблему диагностики качества знаний и умений учащихся, скорректировать учебную деятельность и добиться эффекта.

 

Анализ педагогической литературы, собственный опыт практической работы учителя-предметника и опыт коллег позволяют сделать некоторые выводы. Образование не может ограничиваться представлениями о качестве образования как об определенном уровне усвоения предметных знаний, получающих выражение в отметках («3», «4», «5»). Образование (и обучение как часть образования) должно быть личностно ориентированным, и, следовательно, достижения нужно оценивать не только по отношению к усвоению предметных знаний, сколько по отношению к личности и изменениям в ней в процессе развития и обучения.

 

Традиционная форма педагогического  контроля знаний и умений учащихся далека от оптимального варианта, она  культивирует репродуктивную, подражательную деятельность и не обеспечивает в  должной степени условий для  формирования творческих способностей учащихся.

 

В соответствии с современным технологическим  подходом к системе образования  должны быть поставлены новые задачи: центром внимания педагога является познавательная деятельность самого учащегося, продуктивные формы учебной деятельности.

 

В основе системы контроля знаний должно лежать целеполагание, которое  позволяет самим учащимся ставить  проблему развития себя как личности. Реализация этих задач возможна при  переходе на новые педагогические развивающие  технологии, которые позволяют осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексию (применять в новых условиях полученные знания).

 

Критериями сформированности познавательной мотивации являются наличие интереса к выполняемому заданию, потребность  видеть новое, умение посмотреть на известное с новой точки зрения.

 

Оценка знаний и умений учащихся по истории может быть определена с учетом анализа следующих уровней  учебной деятельности, выявления  степени овладения учащимися  следующими учебными компетенциями:

- предметными компетенциями

- оперативными компетенциями

- социальными компетенциями

- личностными компетенциями.

 

КРИТЕРИИ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ИЛИ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ (ИНФОРМИРОВАННОСТИ) УЧАЩИХСЯ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

 

Оценивая  знания и умения учащихся, следует  обращать внимание на следующие критерии:

- знание  основных исторических периодов, выделение их отличительных особенностей;

- знание  важнейших явлений, событий и  процессов исторической эпохи,  их характерных качественных  показателей;

- знание  основных представителей исторических периодов разных стран и народов;

- знание  хронологических рамок исторических  периодов, дат важнейших исторических  событий;

- навыки  описания исторических событий  и их представителей;

- картографические  навыки, связанные со знаниями  в сфере исторической географии;

- умение  проведения сопоставительного анализа  исторических явлений, процессов  и событий в рамках одного  исторического периода.

 

Для проверки знаний, умений и навыков этого  уровня могут быть использованы следующие  формы проверки знаний (в процессе индивидуальной или групповой, устной или письменной работы):

- устная  или письменная работа на определение  типичности и/или своеобразия  исторического процесса, явления  или события, особенностей развития  стран и народов, исторической  роли личности и т.д.

- тестовые  задания самого широкого спектра  выявления знаний, умений соотносить  явления и факты и т.д.;

- письменные или устные работы  описательного характера, позволяющие  понять адекватность восприятия и умение использования вербальных форм осмысления изучаемого материала;

- ролевые игры-погружения с предлагаемыми  обстоятельствами изучаемой исторической  эпохи;

- практическая работа с историческими  документами на выявление по  характерным признакам эпохи, периода, страны, события, исторической личности и т.д.;

- практическая работа по заполнению  контурной карты с опорой на  соответствующий исторический атлас,  а также без помощи атласа;

- проверка собственной письменной  работы или работы одноклассника с использованием различных информационных источников.

КРИТЕРИИ ОПЕРАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ИЛИ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Критериями второго уровня являются сформированность и владение учащимися  следующими способами умственной деятельности:

- умение выделять главное (ключевой  термин, ключевую фразу, событие,  символ);

- умение группировать и систематизировать  (явления, признаки явлений, события,  страны, исторические личности и  т.д.);

- наличие логики в изложении  материала (умение составлять план изучаемого материала, выступления, проекта, реферата, построения логической цепочки тезисов, аргументов, символов);

- владение навыками анализа,  сравнительного анализа с определением  принципов и критериев сопоставления;

- владение навыками обобщения и синтеза (выведение критериев на основе наблюдения общих черт в различных явлениях, фактах, событиях; сопоставительный анализ и интеграция знаний с целью синтезирования целостного восприятия исторической эпохи).

 

Формы проверки знаний могут включать различные виды практических заданий на выявление уровня сформированности способов умственной деятельности, такие как составление планов и конспектов, таблиц сравнительных и синхронистических, создание опорных конспектов и т.д.

КРИТЕРИИ  СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ИЛИ УРОВЕНЬ  СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

 

Третий  уровень анализирует навыки социализации личности и коммуникативные навыки на основе следующих критериев:

- готовность  учащихся объединяться в различные  учебные группы по случайному  принципу, адаптироваться в процессе выполнения различных учебных задач;

- умение  распределить социальные и творческие  роли в команде, обязанности,  выполняемые в процессе решения  конкретной учебной задачи;

- умение  «услышать» другого, сопоставить  оценку явлений, событий, исторических деятелей со своей точкой зрения, задать уточняющий вопрос, выйти на новый качественный уровень знаний;

- умение  строить образовательную деятельность  как многофункциональный диалог: в предметном контексте (диалог  эпох, времен, культур, исторических персонажей) и в коммуникативном контексте.

КРИТЕРИИ  ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ИЛИ УРОВЕНЬ  СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ

 

Оценивается уровень развития ценностных ориентаций, духовно-нравственная и эстетическая оценка в процессе освоения исторического прошлого с учетом следующих критериев:

- сформированная  культура аудиовизуального восприятия;

- приобретение  позитивного духовно-нравственного  опыта в процессе изучения  истории, в первую очередь истории  Отечества, толерантности по отношению  к другим оценочным позициям;

- наличие  собственной ценностной оценки  и умение аргументированно ее  высказывать;

- умение  выстраивать «шкалу ценностей»  того или иного исторического  явления, события, личности, определяемую  как «ценность исторической эпохи», «общемировая, общечеловеческая ценность», «ценность для Отечественной истории», «ценность для меня лично» и т.д.;

 

Формами проверки этих умений могут быть различные  творческие задания:

- рассуждение  с выстроенной системой доказательств  и примерами из исторического  прошлого;

- реферативная  и проектно-поисковая деятельность  учащихся;

- проведение  самоанализа собственной творческой  работы и другие формы.

 

Безусловно, все эти умения и навыки могут  быть только результатом длительной и кропотливой работы, в которую  должен быть включен весь педагогический коллектив. В системе внутришкольного контроля целесообразно определять конкретные задачи для учителей, работающих с детьми одной параллели с тем, чтобы с учетом возраста, психологических и познавательных особенностей учащихся добиваться формирования конкретных ключевых компетенций, учебных умений и навыков. Идеальным условием достижения указанных целей является не только осуществления диагностики и контроля знаний и умений учащихся, но и осуществление мониторинга, т.е. длительного и постоянного отслеживания изменений, происходящих в процессе овладения знаниями, умениями и навыками с последующей коррекцией. Только в этих условиях результатом станут не только хорошие знания учащихся по отдельным предметам, но успешная реализация главной педагогической задачи – формирования активной творческой компетентной личности.


Информация о работе Критериями сформированности познавательной мотивации