Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 10:52, реферат
На протяжении многих лет идёт большая дискуссия о проектно-исследовательской деятельности учащихся. Мнений отрицательных, равно как и положительных, было огромное количество. На сегодняшний день стало понятно, что без подобной деятельности в школе обучение невозможно. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения записано, что в его основе «…лежит системно - деятельностный подход, который предполагает… учет индивидуальных возрастных особенностей обучающихся,…разнообразие форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, …что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения знаний.
На протяжении многих лет
идёт большая дискуссия о проектно-
В соответствии со Стандартом,
на ступени начального общего образования
осуществляется формирование основ
учиться и способности к
Современный подход существенным образом меняет порядок взаимодействия педагога и учащегося. Он переводит деятельность педагога на новую ступень. Сегодня это не просто обучение – это управление развитием ученика, с учетом особенностей его индивидуального развития; мотивированная деятельность педагога, направленная на достижение запланированного результата: воспитание САМости каждого ученика.
Анализ моего многолетнего опыта ведения проектно-иследовательской деятельности учащихся, позволяет мне с уверенностью сказать: - Успешный проект строится на сильных сторонах учащегося, его внешнего окружения. И в начальной школе эта работа определяется целью, направленной на развитие личности и способностей каждого ребенка, при этом педагог ориентируется на умения и навыки, которые сформировались в дошкольный период.
Все дети от природы любознательны.
Но… Не секрет, что в первый класс общеобразовательной
школы приходят дети с разной подготовкой.
Есть дети, у которых склонность к исследованию
в дошкольный период поддерживалась и
уже есть интерес
к исследовательской деятельности, и
дети, у которых подобная склонность еще
не сформирована.
Поэтому работа учителя начальных
классов строится в двух направлениях:
первое – работа с детьми мотивированными
на проектно-исследовательскую
Работа в первом направлении имеет своей целью, опираясь на уже сформированный интерес, научить ребенка самостоятельно «добывать» информацию из различных источников (книги, цифровые носители), анализировать эту информацию, делать свои выводы, представлять результаты своей работы.
Работа по второму направлению
изначально ставит перед собой цель
– сформировать у ребенка интерес
к исследовательской
ТАКИМ ОБРАЗОМ, работа по двум направлениям разделяет учеников класса на две различные группы по уровню развития: группа детей, у которых интерес уже сформировался и группа, у которой интерес предстоит сформировать.
Мои наблюдения показали,
что ведение отдельных
Предлагаю методику, которая позволяет эффективно достигнуть целей по обоим направлениям одновременно. Это коллективная работа всего класса над одним проектом.
Преимущество этой методики
состоит в том, что, внося свой
посильный вклад в общую
Поясню работу моей методики на примерах коллективных проектов учеников моего класса.
1. Проект "Культура домашнего очага"
Цель педагога: развивать каждого учащегося в соответствии с его уровнем, опираясь на сильные стороны личности: доброта, любовь к близким, внимательность, усидчивость и т.д.
План проекта для педагога:
Описание проекта.
В первом классе накануне Дня Матери в классе прошел конкурс чтецов «Мама родная, мама моя». Дети читали разные стихи о маме, о бабушке, о сестричках и братиках; читали по-разному, и слушали по-разному…
И вот прозвучало одно стихотворение, которое заставило весь класс замереть.
У некоторых даже появились на глазах слезы…
Дальше последовали вопросы - ответы о культуре семейного очага, о культуре семейного общения. Я предложила ребятам узнать: а есть ли в их семьях люди, которые поддерживают культуру домашнего очага, передают её по наследству. Есть ли такие ребята, кто мог бы рассказать об этом – хорошо понимает и чувствует поставленный вопрос. Таким образом, была поставлена первая задача - ПРОБУДИТЬ интерес к исследовательской деятельности.
Дети, с уже сформированным умением заниматься исследовательской работой (первая группа) через день-два принесли материалы о своих близких, о семейныхтрадициях, правилах поведения в их семьях. Сообщения мы прочитали в классе и, конечно, вывесили на стенд. А дальше началась, можно сказать индивидуальная, работа с детьми второй группы. Они перечитывали чужие сообщения по несколько раз и подходили ко мне со словами: «...и у меня есть бабушка. Это она нам по выходным вкусные дни устраивает. Моя мама учит вежливо разговаривать даже дома. Это по нашейтеме «Культура домашнего очага»? Можно, я просто расскажу, как мы дома живём?»?
Начал формироваться интерес, и здесь появляется вторая задача – ПОДДЕРЖАТЬ ИНТЕРЕС учащегося.
Конечно, без поддержки и помощи родителей ученик первого-второго класса с такой работой самостоятельно справиться не может. На этом этапе у педагога появляется еще одна задача – пробудить интерес к своей БОЛЬШОЙ цели (формирование и развитие способности к самостоятельной учебной деятельности учащихся) у родителей.
Дети рассказывали дома о проекте класса; всем приходящим в школу родителям я рассказывала о проекте и показывала стенд с работами учеников.
В результате было собрано большое количество работ. Мне предстоял завершающий этап проекта: объединить результат каждого ученика в общий результат класса. И настал момент, когда сами ученики поставили перед собой цель: создать свою книгу о своих родных и близких, о культуре семейного общения, о бережном отношении друг к другу в семье - о культуре семейного очага.
Далее было обсуждение: как должны выглядеть страницы, можно ли писать от руки или набирать на компьютере, и другие подобные вопросы…
В результате этой работы получилась книга, которую мы посвятили своим семьям. Каждая семья получила подарок – книгу «Культура семейного очага», где увидела страничку, созданную дружной совместной деятельностью своей семьи. Книга стала результатом работы каждого ребенка. Повысилась самооценка, у детей появилась уверенность в своих силах и интерес к проектно-исследовательской деятельности. Это была победа. Победа не только моя, как педагога, поставившего перед собой цель – развить в детях стойкий интерес к проектно-исследовательской деятельности, это была победа КУЛЬТУРЫ СЕМЕЙНОГО ОЧАГА, которая ещё раз продемонстрировала цементирующую силу взаимной любви, нежной, бережной любви.
Эта методика работы с коллективными проектно-исследовательскими проектами возникла в результате опыта совместной деятельности над ранее осуществлёнными коллективными проектами:
2004 – 2005 уч.г. «Мы выбираем спорт». Книга о всех спортсменах класса: тех, кто занимается, и тех, кто мечтает заниматься. Победитель конкурса «Я выбираю жизнь»
2005 – 2006 уч. г. «Игры
и игрушки, в которые мы
2006 – 2007 уч. г. Проектная работа «Грустные сказки печального человека», которая связана с творчеством Г. Х. Андерсена. Результатом проекта стала большая книга “Сказки нашего класса” с иллюстрациями авторов. Книга участвовала в конкурсе библиотек, и каждый ребенок получил диплом 1 степени.
Подводя итог всему вышеизложенному, еще раз хочу подчеркнуть, что применение методики «коллективный проект класса» позволяет создать мотивирующую среду для работы учеников обеих групп, и является эффективным способом достижения цели педагога по развитию личности каждого ребенка. Результаты проекта должны быть представлены учащимся класса, родителям, могут выступать как конкурсные работы: важно сделать результат проекта значимым этапом в жизни, как учащегося и его семьи, так и самого педагога.