Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:38, курс лекций
ЛЕКЦИЯ № 1. Природа менеджмента
1. Понятие менеджмента, его необходимость. Определения управления
2. Управление как особый вид деятельности, его специфика
3. Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы
4. Элементы процесса управления. Функции управления
5. Кадры управления и их роли
6. Необходимые навыки и качества менеджера
Операционные (производственные) цели устанавливаются низшим и средним звеньями управления для низшего уровня в организации. Они относятся к краткосрочным ориентирам, вытекающим из тактических целей. Это специфические, измеряемые результаты деятельности отделов, рабочих групп, отдельных работников в организации. Являются средством достижения тактических целей.
Организация определяет цели для различных функциональных подразделений (производство, маркетинг, финансы и т. д.); различных результатов деятельности (качество продукции, производительность труда, издержки производства, объем продаж, эффективность и др.).
Основными сферами постановки целей являются: прибыльность, рынки, производительность, продукция, финансовые ресурсы, производственные мощности, исследования и внедрение нововведений, организация (изменение структуры), человеческие ресурсы, социальная ответственность.
Представим схему целей, разрабатываемых японскими компаниями.[1]
1. Базовые цели:
1) объем продаж;
2) темп роста (объема продаж или прибыли);
3) трибыль:
а) размер прибыли;
б) норма прибыли на весь капитал;
в) отношение прибыли к объему продаж;
г) доход на одну акцию;
4) доля рынка;
5) структура капитала;
6) Дивиденды;
7) цена акции;
8) заработная плата работников;
9) уровень качества продукции;
10) базовая политика роста;
11) базовая политика устойчивости;
12) базовая политика извлечения прибыли;
13) базовая политика в отношении социальной ответственности. 2.Оперативные вопросы:
1) задания по добавленной стоимости;
2) задания по производительности труда;
3) инвестиции на 1 работающего;
4) коэффициент оборачиваемости капитала;
5) политика в области снижения издержек.
2. Сущность и значение стратегического планирования
Стратегическое планирование – процесс разработки стратегий и основных методов их осуществления. Это адаптивный процесс, в результате которого происходит регулярная (ежегодная) корректировка решений, оформленных в виде планов, пересмотр системы мер по выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений внутри и вне организации.
Стратегическое планирование определяет, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь желаемых целей в будущем исходя из того, что окружение и организация будут меняться. Другими словами, при стратегическом планировании как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее.
Стратегическое планирование правомерно трактовать как систему всего многообразия видов плановой деятельности в организации. Оно обобщает долгосрочное, среднесрочное, годовое, оперативное, функциональное планирование. Основная смысловая нагрузка возлагается на долгосрочное планирование. Его назначение – сделать оперативные управленческие решения обоснованными не только с точки зрения сложившейся конъюнктуры, но прежде всего с позиций завтрашнего дня.
В соответствии с пос-тавленными целями разрабатываются стратегические, тактические и производственные (операционные) планы.
Для эффективного управления процессами постановки целей, планирования и контроля за выполнением планов широко используется метод управления по целям (УПЦ). Посредством УПЦ менеджеры совместно с работниками определяют цели организации, подразделений, отдельного человека и используют их для последующего контроля достигнутых результатов.
Первый этап – постановка целей. Это наиболее трудный шаг в УПЦ, он предполагает взгляд за пределы текущих, ежедневных обязанностей, чтобы ответить на вопрос: «Чего мы пытаемся достичь в ближайшей перспективе, через полгода, год?» Совместное соглашение между менеджерами и служащими создает прочное обязательство для достижения поставленных целей. Хорошо сформулированная цель должна быть конкретной, реалистичной, иметь временные рамки и конкретных исполнителей.
Второй этап – разработка планов действий. Эти планы определяют последовательность действий, необходимых для достижения намеченных целей. Они разрабатываются как для подразделений, отделов, так и для отдельных сотрудников.
Третий этап – наблюдение, контроль за реализацией планов и при необходимости – их корректировка. В ходе выполнения плана руководитель должен предоставить подчиненным свободу действий, например через снятие текущего, ежедневного контроля за их деятельностью.
Вместо этого можно больше внимания уделять обучению и консультированию сотрудников для достижения ими поставленных целей. Контроль обычно проводится через три, шесть и девять месяцев после начала планового периода. Этот периодический контроль позволяет менеджерам и служащим видеть, как реализуются планы и не нужны ли корректирующие действия для достижения запланированных целей.
Четвертый этап – оценка результатов деятельности, их соответствия поставленной цели. Оценки могут быть положены в основу системы вознаграждения персонала. Оценка результатов деятельности работников, отделов, организации в целом служит основанием для постановки целей на следующий год, и цикл УПЦ возобновляется.
Преимущества УПЦ в том, что оно:
1) концентрирует усилия людей на корпоративных целях, что повышает вероятность их достижения;
2) расширяет сотрудничество между менеджерами и работниками;
3) делает задачи ясными и четкими для исполнителей;
4) улучшает мотивацию людей;
5) позволяет выявить талантливых менеджеров для будущего продвижения (так как акцентирует внимание на соответствии целей и планов);
6) повышает личную ответственность исполнителей. Недостатки УПЦ:
1) оно требует высокого профессионализма руководителя;
2) плохие отношения между администрацией и работниками снижают эффективность УПЦ;
3) оно требует проведения большого объема работ, знания целей организации и отделов;
4) процедура УПЦ склоняется к определению краткосрочных целей;
5) появляется возможность возникновения конфликта между операционными и стратегическими целями;
6) УПЦ вступает в противоречие с механистической структурой организации, препятствующей участию работников в управлении.
3. Стратегия, ее элементы и уровни
Стратегия – комплексный план достижения
миссии и целей организации
Хорошо продуманная стратегия содержит четыре компонента: масштаб, распределение ресурсов, конкурентные преимущества и синергию. Под масштабом понимается тип и количество рынков, на которых организация собирается конкурировать. Выбор рынков определяет структуру и объем производства. Стратегия включает проект распределения ресурсов организации по различным подразделениям, бизнес-единицам, отделам.
Конкурентные преимущества – это уникальные материальные и нематериальные активы, которыми владеет фирма и которые создают ее превосходство над конкурентами. Существенные конкурентные преимущества обеспечивают корпорации ее внутренние и внешние компетенции. Как правило, для их создания требуется значительный период времени и опыт работы в конкретной отрасли. Например, к внутренним компетенциям можно отнести следующие:
1) НИОКР (НОУ-ХАУ, технологии, способность создавать конкурентоспособную продукцию);
2) наличие отработанных и эффективных бизнес-процессов (управление проектами, логистика, сбыт, маркетинг, планирование, мотивация персонала и т. д.);
3) наличие уникальных технологий, недоступных конкурентам;
4) наличие квалифицированного персонала, который нелегко может быть найден на рынке и на подготовку которого требуется значительное время.
К внешним компетенциям относятся:
1) связи с поставщиками и потребителями (агентами, дилерами, дистрибьюторами);
2) возможности лоббирования;
3) наличие «раскрученной» торговой марки;
4) способность обеспечивать финансирование в требуемом объеме и по приемлемой стоимости (связи с финансовыми институтами и инвесторами).
Синергия возникает, когда совместная деятельность всех частей организации производит эффект больший, чем сумма их отдельных действий. Синергия подчеркивает, что первые три элемента стратегии не только взаимосвязаны между собой, но и дополняют, усиливают друг друга, приводят к наилучшему эффекту взаимодействия.
Стратегия формулируется на трех уровнях: корпоративном, уровне бизнес-единиц и функциональном.
4. Формулирование стратегии: основные этапы и инструменты
Формулирование стратегии – это процесс разработки и определения стратегии, т. е. процесс стратегического планирования. Каждая организация имеет свой специфический подход к формулированию стратегии, но существует и общая последовательность этапов в этом процессе:
1) постановка стратегических целей;
2) анализ организации;
3) анализ внешней среды;
4) установление соответствия между организацией и средой.
Анализ организации, ее потенциала предполагает диагностику ее сильных и слабых сторон в сравнении с другими организациями. Потенциал организации обычно оценивают в таких областях, как маркетинг, финансы, производство, исследования и разработки, человеческие ресурсы, качество управления, структура организации.
Анализ внешней среды
После завершения анализа внешней среды и предприятия необходимо привести в соответствие его сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами внешней среды. Баланс между средой и организацией устанавливается таким образом, чтобы конкурентные преимущества организации, ее сильные стороны были направлены на реализацию возможностей и устранение угроз внешней среды, а также слабых сторон организации. Рассмотренный метод анализа организации и ее среды называется SWOT– анализ.
Кроме того, для формулирования стратегии, установления соответствия между характеристиками организации и ее внешней среды можно использовать матрицу SWOT.
Для изучения среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, деловой среды и внутренней среды организации.
Этот метод применяется для оценки относительной значимости для организации отдельных факторов среды. Метод состоит в следующем.
В таблицу профиля среды выписыва
1) оценка его важности для отрасли по шкале: 3 – высокое значение;
2 – умеренное значение;
1 – низкое значение;
2) оценка его влияния на организацию по шкале:
3 – сильное влияние;
2 – умеренное влияние; 1 – слабое влияние;
0 – отсутствие влияния;
3) оценка направленности влияния по шкале: + 1 – позитивная направленность;
– 1 – негативная направленность.
Далее все три экспертные оценки перемножаются, и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации.
По этой оценке руководство может заключить, какие факторы среды имеют относительно более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания.
5. Многообразие стратегий: корпоративная стратегия и ее типы; бизнес-стратегия и ее типы; функциональные стратегии организации
Существует два основных подхода к формулированию корпоративной стратегии – формулирование главной (основополагающей) стратегии и анализ бизнес-портфеля. Главная стратегия – это общая программа действий, разработанная на корпоративном уровне.
Она обычно формулируется для организации, которая конкурирует на одном рынке или нескольких, но тесно связанных между собой. Существуют три основные главные стратегии: рост, стабилизация, сокращение.
Рост может быть генерирован изнутри. Сюда относятся стратегии концентрированного роста, которые связаны с изменением продукта или рынка:
1) усиление позиций на существующем рынке, увеличение доли рынка;
2) развитие рынка, освоение новых рынков;
3) разработка новых товаров.
Рост может базироваться на внешних источниках. К ним относятся приобретения других производств, слияния, объединение рисковых предприятий, создание стратегических альянсов. Вторую группу стратегий роста образуют стратегии интегрированного роста.
К ним относятся стратегии