Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 00:53, курсовая работа
Лидерство – это искусство влияния на людей, умение вдохновить их на то, чтобы они стремились достичь нужных целей. Люди следуют за лидером потому, что он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их потребностей, указать направление деятельности. Если провести статистический анализ публикаций по менеджменту, то весьма вероятно, лидерство окажется самой популярной темой. Феномен лидерства занимает особое место также и в политической психологии. С одной стороны, власть в политико-психологическом измерении — это способность властвующего субъекта («верхов») заставить себе подчиняться, то есть некоторая потенция лидера, политического института или режима. С другой стороны, власть — это готовность «низов» подчиняться «верхам».
Представляется, что внимание к феномену лидерства не случайно и, более того, сам он в определенном смысле оказывается интегратором целого ряда серьезных проблем современного менеджмента. В частности, резко возросшая скорость изменений бизнес- среды привела к необходимости пересмотра знаменитой дилеммы "менеджер или лидер": теперь, когда делегирование полномочий является не исключением, а нормой, практически любой менеджер должен в той или иной степени владеть искусством лидерства. Но наука породила такое множество теорий лидерства, что иногда трудно разобраться, применение какой именно из них уместно в данной управленческой ситуации. Для ответа на этот вопрос необходимо представлять проблемное поле лидерства. Этим определяется актуальность и научный интерес темы исследования.
Объект исследования – лидерские качества менеджера. Цель – комплексный анализ и оценка существующих лидерских качеств менеджера.
Задачи:
- определение понятия «лидерство»;
- историческое обозрение осмысления и развития темы лидерства;
- определение существующих основных теорий о лидерстве;
- классификация основных современных теорий лидерства;
- анализ постулатов основных теорий о лидерстве.
Методология настоящей работы представляет собой сочетание ряда общенаучных методов (индукция, дедукция, анализ и синтез, метод комплексного подхода, системный, логический, и др.) и специально-научные (метод социологического исследования, наблюдения, статистический метод).
Данная тема ввиду её значимости часто раскрывается в научной и публицистической литературе, однако среди ученых – социологов, историков, политологов нет единого мнения и понимания современной феномена лидерства, что определяет многообразие теорий о лидерстве. Попытки классифицировать теории лидерства предпринимались неоднократно, однако и среди классификаций нет единства или наиболее точной их систематизации.
Введение..………………………………………………………………………………………..2
Глава 1 (теоретическая часть)
1. Понятие и природа лидерства...........................................................................3
2. Формальный и неформальный менеджмент............................................3
3. Искусство менеджера и степень лидерства...............................................4
4. Основные черты и проявления лидерства ................................................5
5. Качества успешного лидера................................................................................5
6. Ценности в менеджменте.....................................................................................6
7. Проявления лидерства...........................................................................................6
8. Лидер и менеджер. Лидерство как ресурс менеджмента...................7
Глава 2 (анализ и оценка лидерских качеств менеджера)
9. Лидерские качества менеджера, имидж менеджера..........................8
10. Разновидности лидерства...............................................................................12
11. Теории лидерства.................................................................................................18
12. Стили менеджера .................................................................................................20
Глава 3
мои предложения как улучшить лидерские качества менеджера…
4.1. Понятие стиля менеджера........................................................................20
4.2. Факторы формирования стиля менеджера.....................................21
Заключение………………………………………………..……………………………….26
Литература………………………………………………………………………………....27
9. Лидерские качества менеджера,
имидж менеджера.....................
Лидерство – это искусство влияния на людей, умение вдохновить их на то, чтобы они стремились достичь нужных целей. Люди следуют за лидером потому, что он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их потребностей, указать направление деятельности. Если провести статистический анализ публикаций по менеджменту, то весьма вероятно, лидерство окажется самой популярной темой. Феномен лидерства занимает особое место также и в политической психологии. С одной стороны, власть в политико-психологическом измерении — это способность властвующего субъекта («верхов») заставить себе подчиняться, то есть некоторая потенция лидера, политического института или режима. С другой стороны, власть — это готовность «низов» подчиняться «верхам».
Представляется, что внимание к феномену лидерства не случайно и, более того, сам он в определенном смысле оказывается интегратором целого ряда серьезных проблем современного менеджмента. В частности, резко возросшая скорость изменений бизнес- среды привела к необходимости пересмотра знаменитой дилеммы "менеджер или лидер": теперь, когда делегирование полномочий является не исключением, а нормой, практически любой менеджер должен в той или иной степени владеть искусством лидерства. Но наука породила такое множество теорий лидерства, что иногда трудно разобраться, применение какой именно из них уместно в данной управленческой ситуации. Для ответа на этот вопрос необходимо представлять проблемное поле лидерства. Этим определяется актуальность и научный интерес темы исследования.
Объект исследования – лидерские качества менеджера. Цель – комплексный анализ и оценка существующих лидерских качеств менеджера.
Задачи:
- определение понятия «лидерство»;
- историческое обозрение осмысления и развития темы лидерства;
- определение существующих основных теорий о лидерстве;
- классификация основных современных теорий лидерства;
- анализ постулатов основных теорий о лидерстве.
Методология настоящей работы представляет собой сочетание ряда общенаучных методов (индукция, дедукция, анализ и синтез, метод комплексного подхода, системный, логический, и др.) и специально-научные (метод социологического исследования, наблюдения, статистический метод).
Данная тема ввиду её значимости
часто раскрывается в научной
и публицистической литературе, однако
среди ученых – социологов, историков,
политологов нет единого мнения
и понимания современной
ГЛАВА 1
1. понятие и природа лидерства
Слово лидер (англ. leader - от lead
«вести») многозначно, в русском
языке имеет следующие
Лидерство - ведущее положение
индивидуума в области
Управленческие
2. Формальный и неформальный менеджмент
В деятельности человека и в развитии производства все большую роль играет творческий подход к работе, личная инициатива. Именно они являются главными факторами качества и динамики развития. Но отношение к делу с позиций творчества и инновации определяется в большей степени неформальным менеджментом, позитивной социально-психологической мотивацией.
Формальный менеджмент в качестве управленческого воздействия использует директивно принятые меры.
Неформальный менеджмент - это такой тип менеджмента, в котором основанием для управленческого воздействия являются сложившиеся в группе неформальные отношения.
Иногда бывает ошибочным
стремление менеджера к предельно
четкой формальной организации. Конечно,
она имеет определённые преимущества.
Повышение ответственности, возможности
контроля, продуманности в распределении
функций, исполнительская дисциплина,
некоторый автоматизм в работе, что
способствует оперативности и
Для любой структуры, как формальной, так и неформальной (хотя порой трудно отделить одну от другой), характерны в большей в большей степени одни приоритеты и в меньшей - другие.
Так, для формального менеджмента характерны такие приоритеты для воздействия, как максимум формальных требований, детализация регламента, исполнительство и дисциплина.
Для неформального менеджмента характерными приоритетами в ходе воздействия являются интересы и ценности, лидерство и группа, творчество и индивидуальность.
Если в любой структуре присутствуют и те, и другие вышеназванные приоритеты, то это повышает эффективность взаимодействия в подразделении.
3. Искусство менеджера и степень лидерства
Необходимо сочетание формального и неформального менеджмента, их взаимное дополнение друг друга. В таком сочетании проявляется искусство менеджера.
Это позволяет использовать преимущества формального и неформального менеджмента, нейтрализуя их недостатки. Такая модель менеджмента является наиболее результативной и эффективной.
Факторы, от которых зависит такое сочетание:
· качество персонала;
· личность менеджера;
· социально-экономическая внешняя и внутренняя обстановка;
· психологический климат в коллективе;
· тип управления;
· интересы, ценности и мотивы, господствующие в коллективе;
· динамика развития коллектива.
Для менеджера степень его лидерства заключается в возможности управлять людьми, опираясь не столько на свои полномочия, сколько на авторитет и признание, уважение и способности убеждать и воодушевлять людей.
Резюме
1. Слово лидер означает «ведущий, руководитель». В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя и подчиненных, ситуацией.
2. Лидерство возникает в группе в процессе взаимодействия людей и проявляется в межличностных и деловых неформальных отношениях. Лидерство, являясь феноменом области неформальных отношений, в современных условиях играет большую роль в повышении эффективности управления. Природа лидерства проявляется в том, что группа признает лидерскую позицию индивида и начинает следовать за ним.
3. Формальная структура группы отражает документально зафиксированные связи между должностями и соподчиненность между ними, фиксирует отношения «руководитель - подчиненный». А неформальная структура отражает неформальные отношения в группе, которые формируются благодаря неформальным связям в группе, возникающим как следствие индивидуальных усилий и развивающимся на основе общих интересов и дружбы.
4. Признаками формального менеджмента являются формально действующие организационные положения, а неформального - опора на личностные отношения.
5. Искусство менеджера проявляется в сочетании формального и неформального менеджмента.
4. Основные черты и проявления лидерства
Лидера выделяют его интеллектуальные способности, унаследованные и воспитанные черты характера, приобретенные умения. Лидер не обязан быть менеджером, но менеджер, как правило, всегда лидер. Лидерство есть психологический феномен, а менеджмент - социальный. Лидерство - важный ресурс менеджмента.
5.Качества успешного лидера
Любая организация может рассматриваться в двух планах: как формальная и как неформальная организация. Соответственно двум этим организацион-ным структурам правомерно говорить и о двух присущих им типах отношений людей: формальных и неформальных. Отношения первого типа - должностные, функциональные; второго - психологические, эмоциональные.
Изучение личностных качеств лидера привело к выделению трех групп параметров: интеллектуальные способности, черты характера личности и приобретенные умения.
Связь с лидерством интеллектуальных качеств проявляется в том, что большинство исследователей отмечают более высокие интеллектуальные характеристики у лидеров. Этому способствует то, что лидер должен делать эффективный вклад в деятельность группы.
Черты характера могут
иметь как наследственную основу,
так и воспитательную. Изучение их
взаимосвязи привело к
Приобретенные умения связанны с выполнением лидером своих функций, к ним чаще всего относят: умение заручаться поддержкой, умение брать на себя риск и ответственность, умение убеждать и пр.
6. Ценности в менеджменте
Ценностная ориентация личности определяет практически все ее действия, в том числе и профессиональное поведение. Ценности личности можно разделить на абсолютные и операционные. Абсолютные ценности определяют устремление личности, в частности, те цели, которые человек ставит в жизни. Операционные ценности регулируют способ достижения целей. Система принятых ценностей в группе имеет большое значение для потенциального лидера, так как для того, чтобы большинство членов группы признали его лидирующую роль, ему необходимо их разделять.
7. Проявления лидерства
В чем суть основных черт и проявлений лидерства?
Во-первых, лидер группы, как правило, выдвигается во взаимодействии людей, ее составляющих. Он есть олицетворение ценностей, мотивов (заинтересованности) и стремлений ее членов.
Важно отметить, что лидерство личности проявляется в признании ее эффективного вклада в деятельность коллектива. Необходимо, чтобы в коллективе были его последователи и четко определена и зафиксирована его лидерская роль.
8. Лидер и менеджер. Лидерство как ресурс менеджмента
Как мы с вами выяснили ранее, менеджмент - феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство - феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль менеджера заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно - в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет.
Руководитель коллектива назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций (как позитивных, так и негативных). Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, в сущности, равных (или, по крайней мере, близких) ему по статусу (служебному положению), он как бы «один из нас». Вместе с тем, лидер также может прибегать к санкциям в отношении кого-то из партнеров, но эти санкции носят неформальный характер, право на их применение нигде официально не зафиксировано.
Здесь следует обратить внимание еще и на такой любопытный момент. Как бы человек ни стремился стать лидером (а это, что скрывать, мечта многих людей), он никогда им не станет, если окружающие не воспримут его так. А вот в руководстве дело обстоит совсем иначе. Менеджер нередко назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет.
Короче говоря, менеджмент есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство - психологический. И в этом - основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего.