Лидерство в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:02, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является – изучение и анализ лидерства в организации.
Задачи контрольной работы заключается в следующем:
1. Дать характеристику понятию лидерство.
2. Исследовать типологию лидерства в организации.
3. Рассмотреть управление лидерством в организации.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление персоналом 1.docx

— 35.34 Кб (Скачать файл)

На практике типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т.п. Лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации). Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками [11, с. 419].

Таким образом, проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воз действует на других, с другой лидерство – это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Подходы к изучению типологии лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер.

 

 

 

 

 

3. Управление лидерством  в организации

 

Первостепенная значимость лидерства для эффективности руководства, его позитивное и негативное воздействие на управление персоналом придают задаче влияния на этот феномен особую практическую важность. Проблема управления лидерством в организации включает пять аспектов [11, с. 512]:

1. Выявление лидеров: выявление  лиц с прирожденными и (или) сформировавшимися  лидерскими качествами и их, привлечение  для занятия руководящих позиций, постов. Это направление деятельности  может исходить как из тезиса  «лидерами рождаются», так и из  признания возможности целенаправленного  формирования лидеров. В первом  случае речь идет об обнаружении  лидерских способностей и их  использовании в организационных  целях, во втором – о привлечении (или переманивании) на предприятие  уже подготовленных и проявивших  себя лидеров.

Существует несколько способов выявления лидерских способностей. Это тестирование и другие психологические методы, особенно широко применяемые к молодым претендентам на руководящие должности, а также изучение биографии и трудового стажа, подбор уже как-то проявивших себя людей и т.д.

2. Развитие лидерства  – целенаправленное формирование  и углубление соответствующих  качеств и навыков. Речь идет  о возможности в большей или  меньшей степени формировать  и развивать лидерские способности  путем обучения и самообучения, мотивирования, тренингов и практического  опыта.

Для развития лидерства используется ряд процедур [6, с. 124]:

– выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей, сознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т.п.

– развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств. К таким качествам относятся прежде всего профессиональная компетентность; порядочность (честность, соблюдение общепринятых нравственных норм), без которой, как правило, трудно, а то и вовсе невозможно завоевать авторитет; развитый интеллект, который проявляется в аналитичности, быстроте понимания сути проблемы, гибкости ума, предусмотрительности, умении планировать и ставить цели и т.д.;

– обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с членами группы. Это предполагает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать сотрудников, делать замечания, давать советы, внимательность, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку и т.п.;

– приобретение умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов группы.

3. Тесная увязка и интеграция  индивидуальных целей и интересов  членов группы с организационными  целями, реализация потребностей, представительство  и защита интересов как отдельных членов группы, так и коллектива в целом. Это устраняет почву для возникновения деструктивных групп и лидеров, деятельность которых наносит ущерб организации, а также повышает авторитет руководителя в глазах сотрудников и значимость делового лидерства по отношению к эмоциональному лидерству [11, с. 512].

4. Сочетание в деятельности  руководителя формального и неформального  лидерства. Подчиненные всегда желают  видеть в руководителе не только  начальника или лишенного эмоций  технократа, но и человека, обладающего  лучшими нравственными качествами, заботящегося не только об  эффективности организации и  о себе лично, но и о сотрудниках. Живое общение с людьми, уважение в них личностей, внимание к каждому человеку, учет индивидуальных особенностей и наклонностей, личный пример в отношениях к людям и к делу, мотивирование сотрудников, «заражение» окружающих увлеченностью, энтузиазмом и т.п. – все это позволяет руководителю совмещать роли формального и неформального лидера и повышает эффективность руководства [11, с. 513].

5. Организационная интеграция  лидеров, обеспечение конструктивной  направленности их деятельности  и устранение деструктивного  лидерства. В силу различных причин (индивидуальных способностей, занятости  производственными задачами, большого  количества подчиненных и др.) даже в первичных организациях  далеко не каждый руководитель  способен одновременно выполнять  все функции неформального лидерства. Очень часто это просто физически  невозможно. Интеграция лидеров  предполагают обеспечение лояльности  существующих руководителей, отбор  наиболее способных работников, мотивированных на реализацию  целей организации, поощрение их  профессионально-должностного роста, налаживание добрых отношений  и сотрудничества со стихийно  сложившимися группами и их  лидерами, формализация, если это  возможно и целесообразно, лидерства [11, с. 513].

Таким образом, управление – это структурирование организации, обеспечение ее квалифицированным персоналом, мониторинг деятельности; лидерство выходит за рамки этих функций, вдохновляя людей на достижение поставленных целей. Великие лидеры сосредотачивают внимание коллектива на достижении идеального будущего организации, помогая сотрудникам преодолевать все препятствия, которые лежат на их пути. Профессиональное долголетие лидера и продолжительность каждого из этапов его лидерства зависят от многих социально – психологических факторов, но можно сознательно уберечься от столь печального развития ситуации: постоянно самосовершенствоваться, развивая собственную компетентность, самоконтроль и самокритичность или поощрять творческую атмосферу и командный дух в организации.

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, в данной работе рассмотрено понятие лидерства в современной науке. Нами выяснено, что проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство – это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.

Эффективное руководство необходимо любой организации, для этого руководитель должен обладать набором определенных навыков и способностей. Руководитель должен направлять усилия группы и личности на выполнение общих задач и находить выходы из разных ситуаций. Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер – последователь», чем «начальник – подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства [8, с. 54].

Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Типология лидерства может быть разной в зависимости от основания, по которому разводится понятие [10, с. 80].

Для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый процесс. Сам по себе «лидер» – это статус человека в группе. Статус определенного человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу. Новые подходы концентрируют свое внимание на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, передать ее значение последователям таким образом, чтобы это вдохновило и вызвало у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению целей. Поэтому любому управленцу для успешного осуществления своих функций нужно уметь вести за собой подчиненных, проявляя себя как лидера в организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Беляцкий, Н. П. Менеджмент. Основы лидерства [Текст] : учеб. пособие / Н. П. Беляцкий. – Минск, 2002. – 250 с.

2. Бендас, Г. В. Психология лидерства [Текст] : учеб. пособие / Г. В. Бендас. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 448 с.

3. Виханский, О. С. Менеджмент [Текст] : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – Москва : ИНФРА-М, 2012. – 5-е изд., стер. (ГРИФ). – 576 с.

4. Данилова, Н. И. Лидерство как социальная технология развития организационной культуры [Текст] :автореф. дис. канд. соц. наук / Н. И. Данилова. – Санкт-Петербург, 2009. – 24 с.

5. Друкер, П. Ф. Менеджмент: задачи, обязанности, практика [Текст] : учебник / П. Ф. Друкер. – Москва : Вильямс, 2008. – 589 с.

6. Друкер, П. Ф. Эффективное управление предприятием [Текст] : учеб. пособие / П. Ф. Друкер. – Москва : Вильямс, 2010. – 224с.

7. Евтихов, О. Стратегии и приемы лидерства. Теория и практика [Текст] : учеб. пособие / О. Евтихов. –  Москва : Речь, 2007. – 240 с.

8. Кочетков, В. Н. Основы теории управления [Текст] : учеб. пособие / В. Н. Кочетков. – Москва : Феникс, 2012. – Серия: Высшее образование. – 350 с.

9. Кретов, Б. И. Типология лидерства [Текст] / Б. И. Кретов // Социально-гуманитарные знания, 2004. – № 3. – С. 16-22.

10. Кричевский, Р. Л. Если вы руководитель [Текст] : учебник / Р. Л. Кричевский. – Москва : ИНФРА-М, 2006. – 180 с.

11. Кричевский, Р. Л. Психология лидерства [Текст] : учебник / Р. Л. Кричевский. – Москва : Статус, 2007. – 554 с.

 

 

 


Информация о работе Лидерство в организации