Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 15:11, курсовая работа
Актуальность темы: В течение прошлого века твердое убеждение в необходимости жесткого администрирования, обезличенных процедур и административных методов воздействия сменилось концепцией менеджмента как сбалансированной системы управления ресурсами компании, учитывающей природу каждого типа ресурса. Это положение вещей породило так называемый великий парадокс управления, когда менеджерам приходится контролировать все менее управляемые и непредвиденные ситуации. Причем с ростом общей нестабильности в мире этот парадокс усиливается.
Введение………………………………………………………………….....4
I. Основы лидерства……………………………………………………...........5
1.1 Понятие и содержание лидерства………………………………………5
1.2 Современная парадигма лидерства…………………………................10
1.3 Виды и классификация лидерства…………………………………......14
1.4 Работа лидера с командой………………………………………….......20
1.5 Роль лидера в осуществлении реинжиниринга……………………….23
1.6 Стратегическое лидерство………………………………………….......27
II. Психологические аспекты лидерства………………………………….......33
2.1 Теории личностных качеств…………………………………………....33
2.2 Харизматическое лидерство и его концепции………………………...36
2.3 Ценности и установки лидера……………………………………..........41
2.4 С каким полом связывается лидерская роль?........................................44
III. Практическая ценность лидерства……………………………...…………47
Заключение……………………………………………………………….....55
Список используемых источников………………………………………..56
Чтобы команда была эффективной, нужно установить баланс между необходимостью выполнять корпоративные задания и удовлетворением социально-эмоциональных потребностей сотрудников. Здесь уместно вспомнить стили руководства, ориентированные на задания и людей. Ориентация на задания в основном связана с высокой производительностью, тогда как ориентация на людей — с взаимоотношениями и удовлетворением потребностей сотрудников.
Чтобы команда показывала хорошие результаты в течение длительного периода, она должна не только выполнять поставленные перед ней задания, но и удовлетворять потребности людей, входящих в ее состав. Эти условия выполняются при участии в работе лидеров, играющих одну из двух основных типов ролей.
Роль может осмысляться как ряд определенных форм поведения, ожидаемых от своего лидера участниками команды.
Роль специалиста связана с предложением новых идей и способов решения проблем, а также с оценкой эффективности команды. Человек, исполняющий эту роль, рассматривает факты, вносит предложения, добывает необходимую информацию, чтобы прояснить задания, суммирует данные и воодушевляет коллег. Социально-эмоциональная роль включает в себя такие формы поведения, как вовлечение участников команды в процесс решения проблем, чуткое восприятие чужих идей, устранение разногласий и конфликтов, внимательное отношение к чувствам и потребностям коллег. Человек, исполняющий эту роль, является примером для остальных. Он устанавливает нормы поведения и налаживает взаимодействие и сотрудничество между участниками команды, помогая им преодолевать трудности.
В идеальном случае лидер команды исполняет две роли одновременно, чем заслуживает уважение и восхищение участников команды. Однако иногда бывает необходимо концентрировать больше внимания на какой-то одной из ролей. Например, если члены команды в значительной степени ориентированы на задания, лидер может исполнять в основном социально-эмоциональную роль. И напротив, когда участники команды ориентированы на взаимоотношения, лидеру следует исполнять роль специалиста, проясняя задания и устанавливая цели. Усилия лидера направлены на обеспечение условий, в которых участники команды могли бы удовлетворять оба типа потребностей: профессиональные и социально-эмоциональные. Хорошо сбалансированные команды способны успешно работать в течение длительного времени, если каждый сотрудник удовлетворяет свои основные потребности и выполняет поставленные перед ним задания.
Два типа ролей, исполняемых лидерами команд
Роль специалиста Социально-эмоциональная роль
Предлагает новые идеи и решения. |
Воодушевляет коллег: вовлекает их в общую работу, проявляет теплоту и заботу. |
Оценивает эффективность команды, высказывает мнение по поводу предложений коллег. |
Разрешает конфликты, возникающие между участниками команды, сглаживает разногласия и помогает устранить различия. |
Ищет информацию для решения
проблем, а также определения
заданий и круга |
Проявляет дружелюбие и поддерживает участников команды, внимательно относится к потребностям и чувствам коллег. |
Обобщает идеи и факты |
Утверждает нормы поведения, напоминает другим о необходимости соблюдения этих норм, налаживает взаимодействие |
Заряжает энергией участников команды и стимулирует работу |
Стремится разрешить проблемы, возникающие в результате командного взаимодействия и стимулирует работу взаимодействия или неправильного поведения коллег; чутко реагирует на эмоциональное состояние окружающих |
1.5 Роль лидера в осуществлении реинжиниринга
Лидер добивается осуществления реинжиниринга. Это старший руководитель, имеющий достаточное влияние, чтобы заставить компанию вывернуться наизнанку и стать с ног на голову; он может убедить людей смириться с радикальными изменениями, которые произойдут в результате реинжиниринга. Без лидера организация может провести документальные исследования и даже предложить новые концепции схем процесса, но сам реинжиниринг не получится. Даже если он начнется, то без лидера существенно сбавит темпы или сойдет на нет к моменту начала внедрения.
Обычно старших руководителей не назначают на роль лидера: они вызываются и назначают сами себя. Человек с достаточным влиянием становится лидером реинжиниринга, когда его охватывает стремление перестроить компанию, сделав ее лучшей в отрасли.
Основная роль лидера — быть провидцем и вдохновителем. Представив себе, какой должна быть организация, и сформулировав свое представление, лидер внушает всем сотрудникам компании целеустремленности и понимания миссии. Лидер должен объяснить всем, что для реинжиниринга требуются серьезные усилия. Убеждения и энтузиазм лидера дают организации духовную энергию для путешествия в неизведанное.
Лидер также дает старт реинжинирингу в компании. Именно он назначает старших менеджеров руководителями бизнес-процессов и поручает им достичь прорывов в эффективности. Лидер обрисовывает общий план, задает новый стандарт и с помощью руководителей процесса побуждает других воплотить этот план.
Лидеры должны создавать условия, способствующие реинжинирингу. Одних лозунгов недостаточно: любой разумный сотрудник корпорации с опаской или даже скепсисом отнесется к призывам нарушать правила, бросать вызов общепринятым представлениям и нестандартно мыслить. Поэтому лидер должен не только призывать руководителя процесса и команду реинжиниринга добиться результатов, но и обеспечить им нужную поддержку, говоря: «Смело действуйте, а если кто-то будет вас критиковать, я приму огонь на себя. Если кто-то станет у вас на пути, скажите мне, и я с этим разберусь».
Кто играет роль лидера? Этот
человек должен обладать достаточной
властью над всеми участниками
перестраиваемого процесса (или процессов),
чтобы эти преобразования осуществились.
В большинстве крупных компаний
они занимаются широким кругом вопросов:
от получения капитала на Уолл-стрит
и работы с ключевыми клиентами
до взаимоотношений с
Если планируется реинжиниринг лишь одной части корпорации, лидером может быть руководитель ниже рангом — например, директор подразделения. Но тогда он должен обладать полномочиями по использованию ресурсов, необходимых для выполнения процессов его подразделения.
Например, если подразделение
использует производственные мощности,
которыми заведует директор производства,
не подчиняющийся директору
Лидерство зависит не только
от должности, но и от характера. Лидер
реинжиниринга отличается честолюбием,
активностью и
Лидер также должен быть лидером. По нашему определению, лидер — не тот, кто заставляет других выполнять его желания, а тот, кто побуждает их хотеть того же, что и он. Лидер не принуждает сотрудников к изменениям, которым они сопротивляются, — он формулирует общий план и убеждает людей, что они хотят в нем участвовать, так что они охотно смиряются с трудностями при его выполнении.
Моисей был лидером-провидцем. Он убедил сынов Израилевых идти в землю, где течет молоко и мед, когда кругом был один песок. Один человек не мог заставить целый народ отправиться в пустыню; он должен был вдохновить их своим планом. Когда они подошли к Красному морю, Моисей сказал: «Вот наш план: мы войдем в море, Господь сделает так, что воды расступятся, и мы пройдем среди моря по суше». И евреи, доверившись ему, пошли по внезапно обнажившемуся морскому дну. Это иллюстрация обязанностей лидера — в опасный момент идти в авангарде и не оставлять своих подопечных.
Лидер реинжиниринга может продемонстрировать свое лидерство с помощью сигналов, символов и систем.
Сигналы — это четкие сообщения лидера о реинжиниринге для организации: его значение, почему мы им занимаемся, как мы к нему приступим и что потребуется. Успешные лидеры реинжиниринга по опыту знают, что они всегда недооценивают количество необходимых сообщений. Одной, двух и даже десяти речей недостаточно: слушатели даже не начнут осознавать нужную информацию. Людям трудно усвоить понятие реинжиниринга, потому что оно противоречит всему, что они делали на протяжении своей карьеры. Во многих случаях они не видят (или отказываются видеть) потребность в нем. И правильные сигналы может подавать только человек с серьезным отношением к реинжинирингу, которое может доходить до фанатизма. Как сказал Уинстон Черчилль, фанатик — это человек, который не может изменить взгляды и не может переменить тему. По этому определению, лидер реинжиниринга должен быть фанатиком, так как он должен постоянно говорить об этом, чтобы люди поняли и приняли его всерьез.
Символы — это подкрепляющие содержание сигналов действия лидера, призванные показать, что он следует собственным словам. Назначая в команды по реинжинирингу лучших людей, отвергая схемы, которые приведут лишь к небольшим улучшениям, и устраняя мешающих реинжинирингу менеджеров, лидер выполняет символичные действия, важность которых значительно превышает их фактическую ценность. Эти действия доказывают сотрудникам организации, что лидер серьезно относится к реинжинирингу.
Чтобы подкрепить решение о реинжиниринге, лидеру следует использовать системы управления, которые должны измерять и вознаграждать эффективность таким образом, чтобы сотрудники стремились к значительным изменениям. Если нововведение оказывается неудачным и новатора наказывают, попыток новаторства больше не будет. Одна из самых успешных страховых компаний в США, Progressive Insurance, процветает благодаря постоянному новаторству. Брюс Марлоу так формулирует подход компании: «Мы никогда не наказываем за неудачи. Мы наказываем только за небрежное исполнение и нежелание осознать реальность».
Системы управления должны
вознаграждать, а не наказывать людей,
которые испытывают хорошие, но оказавшиеся
неудачными идеи. Лозунг компании Motorola
— «Мы рады благородным неудачам».
Если организация требует
Некоторые лидеры обнаружили,
что не смогут начать работу по реинжинирингу
в корпорациях, чья культура и
организация будут слишком
Какую часть своего времени лидер должен посвящать реинжинирингу? Ведь у старшего менеджера есть и другие заботы, в том числе поддержание жизнеспособности компании на стадии реформирования. На этот вопрос у нас два ответа. С одной стороны, лидер должен уделять реинжинирингу как таковому лишь небольшой процент своего времени, обычно при выполнении обзоров проекта и произнесении вдохновляющих речей. Вместе с тем реинжиниринг должен глубоко проникнуть в сознание и цели лидера, чтобы стать основой всех его действий.
Большинство провалов реинжиниринга является результатом неудачного лидерства. Без сильного, напористого, приверженного делу и знающего лидера никто не сможет убедить функциональных руководителей подчинить интересы их подразделений интересам процессов, выходящих за рамки их функций; никто не сможет добиться изменений в системах вознаграждения и измерений; никто не сможет вынудить отдел управления персоналом изменить систему оценки работы; никто не сможет убедить людей, которых затрагивает реинжиниринг, что альтернативы не существует и что результаты будут стоить мучений, связанных с этим процессом.