Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:39, курсовая работа
Целью работы является анализ лидерства и властных отношений в системе менеджмента.
Задачи работы:
охарактеризовать понятие и сущность лидерства;
рассмотреть проблемы властных отношений в различных организациях;
изучить методы подхода к этим проблемам;
сравнить различные виды власти;
рассмотреть различные формы власти;
ознакомиться с биографией Г. Форда и процессом становления компании «ФОРД МОТОР КОМПАНИ»;
рассмотреть основные принципы, применяемые Г. Фордом в управлении компанией.
Введение. 3
I.Лидерство и властные отношения в теории менеджмента 5
1.1.Понятие лидерства и его сущность 5
1.2. Властные отношения как элемент власти 15
1.3. Значение власти для организации 17
II.Методы осуществления властных отношений в организации 18
2.1. Источники власти и влияния в огранизации.. 18
2.2. Формы власти 20
2.3. Власть, основанная на принуждении. 22
2.4. Власть, основанная на вознаграждении.. 23
2.5. Традиционная власть. 24
2.6. Экспертная власть. 25
2.7.Эталонная власть. 26
III. Роль лидера Г. Форда в становлении компании «Форд Мотор Компани» 27
3.1.Биография Г. Форда и процесс становления компании 27
3.2. Основные принципы, применяемые Г. Фордом. 28
Заключение. 37
Список литературы. 38
Данный
тип лидерских отношений до сих
пор существует в бизнесе и
является там наиболее распространенным.
Наибольшее соответствие этого типа
лидерства внешней среде
В
целом лидерские отношения
Изучение
опыта работы многих лидеров-практиков
свидетельствует, что для успеха
им необходимо иметь способность
создавать образ будущего состояния
организации и доведения его
до последователей. Также успешного
лидера характеризует то, что он
наделяет последователей соответствующими
правами и полномочиями по осуществлению
выраженной в видении цели, может
признать свои слабые стороны и привлечь
для их устранения необходимые ресурсы,
в том числе и людские (рис. 1.2.).
Рис.
1.2.Черты эффективного лидерства
Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ. Настоящие лидеры постоянно задают себе вопросы типа: Что у меня хорошо получается? В чем мои сильные стороны? Чего мне как лидеру не хватает? Над чем я еще должен работать, чтобы быть лучше?
Признается, что лидерским способностям и умениям можно научиться. Известно также, что лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации или в организациях, помогающий развить эти навыки и умения. В ведущих школах бизнеса существуют программы развития лидерских качеств у тех, кто собирается стать лидером. При этом основополагающим является то, что лидерство — это не набор навыков и умений, а качества характера, такие как, например, принятие на себя риска.
Сила лидерского влияния прямо пропорциональна степени принятия последователем того, что лидер предлагает сделать. Власть и влияние являются главными в работе лидера .
Экспертная
власть может помочь лидеру вести
последователей за собой, если они поверили
в то, что лидер имеет больше
специальных знаний в определенной
области, чем они. Однако в целом
экспертная власть имеет узкое применение,
и возможность ее использования
обратно пропорциональна
Другая ситуация наблюдается в случае, когда лидер пользуется властью примера, так как она является во многих случаях причиной признания и последующего обожания (харизма) лидера последователями. Данный источник власти исходит непосредственно от последователей, и для этого лидеру необходимо «найти» своих обожателей, а не наоборот.
Право на власть приобретается лидером в ходе его карьеры и исходит из его позиции в организации. Однако реально этим правом лидер может пользоваться только до того момента, пока это признается его последователями и принимается ими как указание к действию.
Власть
информации в лидерском варианте
связана с индивидуальными
Вознаграждение и принуждение как источники власти в рамках эффективного лидерства больше ассоциируются с возможностью быть или не быть в одной «упряжке» с эффективным лидером, нежели с месячной премией или выговором.
Власть
над ресурсами используется эффективным
лидером для сбалансирования
недостатков и улучшения
Все
большее значение для достижения
эффективного лидерства играет власть
связей, реализуемая, в частности, путем
создания так называемых сетевых
структур, способствующих поддержанию
эффективного лидерства на должном
уровне без количественного роста
организации. Лидер должен стремиться
к эффективному сочетанию всех возможных
и имеющихся у него основ и
источников власти, так как это
является одним из главных условий
эффективного лидерства (рис. 1.3.).5
Рис. 1.3. Условия эффективного лидерства
Лидерство — это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.
Различие
между лидером и менеджером проводится
по многим позициям (табл. 1.1.1.). Эффективный
менеджер не обязательно является эффективным
лидером, и наоборот.
Таблица 1.1. Отличие менеджера от лидера
Менеджер | Лидер |
Администратор | Инноватор |
Поручает | Вдохновляет |
Работает по целям других | Работает по своим целям |
План – основа действий | Видение – основа действий |
Полагается на систему | Полагается на людей |
Использует доводы | Использует эмоции |
Контролирует | Доверяет |
Поддерживает движение | Дает импульс движениию |
Профессионал | Энтузиаст |
Принимает решение | Превращает решения в реальность |
Делает дело правильно | Делает правильное дело |
Уважаем | Обожаем |
Менеджер — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу.
Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.
Менеджеры имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.
Менеджеры склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину.
Менеджеры
предпочитают порядок во взаимодействии
с подчинёнными. Они строят свои
отношения с ними соответственно
тем ролям, которые подчиненные
играют в запрограммированной цепочке
событий или в формальном процессе
принятия и реализации решений. Это
во многом происходит оттого, что менеджеры
видят себя определенной частью организации
или членами особого
Менеджеры обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они кладут доверие в основу групповой, совместной работы.
Используя
свой профессионализм, различные способности
и умения, менеджеры концентрируют
свои усилия в области принятия решений.
Они пытаются сузить набор путей
решения проблемы. Решения часто
принимаются на основе прошлого опыта.
Лидеры, в противоположность, предпринимают
постоянные попытки разработки новых
и неоднозначных решений
Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами.7
Таким
образом, лидерство – это неотъемлемая
часть организации, которая непосредственно
влияет на эффективность ее деятельности.
Благодаря наличию лидеров
1.2.
Властные отношения
как элемент власти
Власть – это способность или возможность индивидуума (группы) влиять на других людей.
Внутри организации
существует сложная сеть властных отношений.
Во-первых, речь идёт о формальной иерархии,
вокруг которой строится любая организация.
Во-вторых, важную роль играют неформальные
коалиции и группы влияния, преследующие
собственные интересы. Чем большей
является организация, тем более
сложной становится структура формальных
и неформальных отношений власти.
Между формальными и
С точки зрения формальной
иерархической структуры
Структура властных отношений обуславливается как внеорганизаионными, так и внутриорганизационными факторами. Первые включают в себя формальные институты (положения законодательства), а также неформальные традиции и нормы.
Помимо институтов
своё давление на внутриорганизационные
властные отношения оказывает и
конкурентная среда. Она ограничивает
возможности для чрезмерного
ужесточения внутренней конкуренции
в ущерб интересам организации
в целом, а также чрезмерной формализации
механизмов принятия решений.
1.3.
Значение власти
для организации
Информация о работе Лидерство и властные отношения в системе менеджмента