Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 20:26, курсовая работа
Целью данной работы является определение влияния стиля управления на процесс управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать понятие стиля управления и определить его виды
Выявить различия между лидерством и властью.
Введение 3
Раздел I. Стили управления 5
Раздел II. Лидерство и власть 11
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Оглавление
Введение 3
Раздел I. Стили управления 5
Раздел II. Лидерство и власть 11
Заключение 18
Список использованной литературы 20
В повседневной работе перед каждым руководителем стоит проблема, как согласовать свои действия с действием подчиненных. Это получило название стиля руководителя. Успех работы менеджера зависит от многих обстоятельств: содержания задачи и сроков решения; личности руководителя; особенностей коллектива или характера подчиненного; специфики сложившейся ситуации и многого другого. Вопрос, когда какой стиль применять, является, пожалуй, наиболее сложным в менеджменте.
Под стилем управления понимается манера поведения управленца по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент нужно. В настоящее время существует целый ряд теории об основах формирования стилей управления. Разработаны и более сложные подходы к данной проблеме, влияющие дополнительные факторы оценки стиля руководителя.
Ни один стиль управления нельзя абстрактно оценить как положительный или отрицательный. Выработка оптимального стиля руководителя, зависит от многих составляющих самого разного плана в их взаимодействии. Стиль управления во многом определяется личностью самого руководителя. Этот процесс рассматривается достаточно подробно, но все же следует отметить, что по всей природе, согласно психофизиологическим особенностям руководитель может быть склонен к определенному стилю управления.
Актуальность данной темы
состоит в том, что в настоящее
время эта область менеджмента
имеет огромное значение в управлении,
обязательна и полезна для
изучения. Конкурентоспособность компании
любого масштаба напрямую зависит от
способности руководства
Целью данной работы является
определение влияния стиля
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.1 Понятие «Стиль руководства». Взаимосвязи стиля с основными категориями управления
Исследования специалистов в области управления привели их к выводу, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести. Так как по-английски название всех этих составляющих начинается на «s», эта концепция получила название «7-S». Ключевыми составляющими являются следующие:
• стратегия — планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей;
• структура — внутренняя композиция организации, отражающая распадение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними;
• системы — процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации;
• штат — ключевые группы персонала, существующие в организации и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.;
• стиль — способ, каким руководители управляют организацией; сюда же относится организационная культура;
• квалификация — отличительные возможности ключевых людей в организации;
• разделенные ценности — смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов.
В соответствии с данной концепцией, только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи составляющих.
Исходя их поставленной цели данной курсовой работы, мы рассмотрим подробнее одно из ключевых составляющих – стили управления.
Руководитель осуществляет
управление группой людей (
Понятие «стиль управления» возникло вслед за выделением управленческого труда в деятельности организации. Но в отличие от менеджмента стиль управления не имеет самостоятельных этапов своего развития и прямой зависимости от развития науки и практики управления. Основное отличие в том, что управление отбрасывает устаревшие методы (методики, модели, положения), обогащаясь новыми формами и методами. Стиль отражает не только передовой опыт. Понятием «стиль управления» обозначается всякая форма, в которой менеджерами выполняются задачи управления.
Существует взаимосвязь понятия «стиль управления» с различными категориями управления. Стиль находится на стыке следующих взаимосвязей:
Четыре взаимосвязанных направления стиль объединяет в одно: стиль – качество управленческого труда – управленческое решение – деятельность персонала – результат.
Взаимосвязи стиля с основными категориями управления таковы, что стиль является следствием, с одной стороны, методов, задач и целей управления, с другой стороны, стиль оказывает влияние на применение того или иного метода управления, поэтому стиль руководителя (руководства) следует рассматривать как стиль управления.
Стиль подчинен также законам,
действующим в социальной системе, и принципам
управления. Объективными факторами (условиями)
Единство задач, функций, методов управления, качеств руководителя и позиций управленческих должностей интегрируется в единство развития оргструктуры и стиля управления. Это единство находит свое выражение в соответствующем механизме управления или деловой активности организации.
Стиль управления – это система сложившихся и постоянно применяемых принципов, манер поведения, правил, процедур, реакций на возникающие ситуации, методов, свойственных для определенного государства, организации и личности.
1.2 Характеристика стилей управления
В зависимости от того, какими принципами руководствуется государство, организация или личность в своей жизнедеятельности, формируются определенные стили управления.
Автократичный (от греч. autokrateia – самодержавие, самовластие) стиль управления представляет собой форму управления, когда руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому.
Автократичный стиль управления включает
следующие виды стилей: тоталитарный,
Тоталитарный стиль
Авторитарный (командный) стиль характеризуется тем, что руководитель обычно как можно больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы принятия решений. Чтобы обеспечить выполнение работы, он может оказывать психологическое давление путем угроз. Этот стиль также основан на жестком централизованном управлении – олигархии с выраженным элементом принуждения (примеры: Брежнев, Хрущев, Андропов и др.).
Такой стиль управления широко
применялся в советский период при
административно-командной
Авторитарно-правовой стиль управления характеризуется тем, что методы, формы и средства строятся на административном уровне и основываются на административно – правовых нормах, правилах, процедурах и законах, установленных конституциями и парламентами стран.
Демократический стиль управления осуществляется через демократические нормы, правила, процедуры, которые регламентированы конституцией и законами. Это стиль основан на соблюдении прав и свобод личности, на широком привлечении людей к управлению (развивает самоуправление) и предполагает подготовку и принятие решений с заинтересованным участием членов коллектива, наиболее подготовленных специалистов и способных организаторов. Организациям, где доминирует демократический стиль, характерна высокая степень децентрализации полномочий. Руководитель такого стиля лично занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчиненным решать самостоятельно все остальные соразмерно их квалификации и выполняемым функциям. Управление через влияние и опору на сотрудников является характерной чертой демократического стиля управления, поэтому данный стиль считается наиболее эффективным.
Либеральный стиль управления характеризуется минимальным участием руководителя в управлении, персонал имеет полную свободу принимать самостоятельные решения по основным направлениям производственной деятельности организации (согласовав их, естественно с руководителем). Такой стиль оправдан в том, случае, если персонал выполняет творческую или индивидуальную работу и укомплектован специалистами высокой квалификации с оправданно высокими амбициями. Этот стиль управления опирается на высокую сознательность, преданность общему делу и творческую инициативу всего персонала, хотя управлять таким коллективом - задача не из легких.
Руководитель–либерал должен мастерски владеть принципом делегирования полномочий, поддерживать добрые отношения с неформальными лидерами, уметь корректно ставить задачи и определять основные направления деятельности, координировать взаимодействие сотрудников для достижения общих целей.
Попустительский стиль управления. При этом стиле управления руководитель проявляет очень мало заботы как о достижение целей организации, так и о создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Фактически руководитель устраняется от работы, пускает все на самотек и просто проводит время, передавая информацию от вышестоящих руководителей подчиненным и наоборот.
Смешанный стиль управления присущ руководителям, которые проявляют в равной мере заботу как о достижении высоких производственных результатов, так и о подчиненных. Такие руководители добиваются средних результатов по обоим направлениям составляющим стиля.
1.3 «Правила для руководителей» по Ф. Дж. Роджерсу
Обращаясь к опыту работы Ф. Дж. Роджерса, ведущего специалиста и одного из руководителей компании IBM, можно вывести несколько правил, общих для руководителей, желающий улучшить свой стиль руководства и управления.
Как он пишет в своей книге: "…есть несколько чисто личных особенностей, которые сказались на моем стиле руководства и управления и помогли добиться успехов:
1. Mнe нравятся люди.
Они мне нравятся гораздо больше, чем компьютеры,
спорт или книги. Я люблю говорить с ними,
люблю их слушать и просто представить
себе не могу, что работал бы в изоляции
от других людей.
2. Я хорошо отношусь к самому
себе.
Я живу в полном согласии со своими ценностями
и личной философией. Как только у меня
возникает намерение сделать что-то, противоречащее
этим ценностям, в моем мозгу вспыхивает
предупредительная сигнализация, и я начинаю
заново оценивать и анализировать мотивы
своей деятельности.
3. Облечение ответственностью
для меня - честь.
Мне известно, что чем больше ответственность,
тем сложнее проблемы, и чем больше риск,
тем выше награда. Хотя на протяжении последних
30 лет я действовал как "мотиватор"
и знаю, сколь важна "мотивация", лично
меня гораздо больше привлекала ответственность,
чем финансовые выгоды. Конечно, я никогда
не отказывался от денег, которые предлагала
мне IBM, но не думаю, что именно они придавали
мне уверенность. Впрочем, будь IBM менее
щедрой, я мог бы относиться к ответственности
совсем по-иному.
4. Мне нравится решать проблемы.
И я уверен, что любая проблема, если она
выявлена и четко определена, разрешима.
Беспроблемная должность мне бы быстро
наскучила.
5. Мой темперамент таков, что в споре я не стремлюсь к победе по всем пунктам…."