Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:04, курсовая работа
До сегодняшнего дня вопросы о лидерстве остаются актуальными, поскольку ещё не дано каких-либо чётких и определённых ответов.
Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе. Начиная с 70-ых годов, интерес к изучению лидерства начал расти еще больше.
Введение 3
1 глава. Лидерство
1.1. Сущность понятия «лидерство» 5
1.2. Теории лидерства 9
1.2.1. Теория черт 9
1.2.2. Поведенческий подход 12
1.2.3. Ситуационный подход 13
1.2.3.1. Теория жизненного цикла 14
1.2.3.2. Теория конституентов 16
1.2..4. Теория «путь – цель» 17
1.2.5. Атрибутивный подход 18
1.2.6. Харизматический подход 19
1.2.7. Психологические теории 21
1.3. Типы лидерства 23
1.4. Качества лидера 28
1.5. Соотношение понятий «лидер» и «руководитель» 31
2 глава. Власть
2.1. Понятие власть. Элементы власти 33
2.2. Влияние. Методы и стратегии влияния 36
2.3. Источники власти 38
2.4. Виды и формы власти 39
Заключение 43
Список литературы 44
По характеру деятельности различают:
Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера:
Помимо названных, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:
1) «Один из нас». Лидер
этого типа особо не
2) «Лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;
3) «Хороший человек».
Лидер такого типа
4) «Служитель». Такой
лидер всегда стремится
Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т.п.
В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство делится на:
1. Конструктивное (функциональное),
т.е. способствующее осуществле
2. Деструктивное (
3. Нейтральное, т.е.
не влияющее непосредственно
на эффективность
Конструктивное лидерство — один из важнейших компонентов эффективного руководства. Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера. Однако совмещение в одном лице этих социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, трудно достижимо. Для эффективности управления обычно достаточно, чтобы руководитель одновременно являлся и деловым лидером.
1.4. Качества лидера.
Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди.
Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков. Среди проблем, находящихся в компетенции лидера, основными являются: утверждение и развитие определенного типа организационной культуры; построение эффективной коммуникации в организации; формирование рабочих групп и управление ими; управление конфликтами; построение коалиций и развитие партнерских отношений; своевременное реагирование на динамику внешней среды и управление изменениями.
Качества лидера – наличие существенных признаков или особенностей, которыми он отличается от других сотрудников.
По данным американской Академии менеджмента, лидерство ассоциируется, как правило, со следующими основными качествами руководителя:
Можно добавить ещё несколько важных качеств, присущих истинному лидеру:
Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты; ценности, которые присущи группе. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности.
1.5. Соотношение понятий «лидер» и «руководитель».
«Руководство - феномен,
имеющий место в системе
Различия неформального
лидерства и формального
1) лидер в основном
призван осуществлять
2) сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он является лидером; сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет группу в более широкой социальной системе;
3) лидерство возникает стихийно; руководитель всякой реальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а напротив – целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов структуры;
4) явление лидерства
менее стабильно, выдвижение
5) руководство подчиненными,
в отличие от лидерства,
6) процесс принятия решения руководителя гораздо более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;
Итак, лидерство есть
преимущественно
Таким образом, все рассмотренные понятия следует разделить на две группы, что дифференцирует явления лидерства и руководства.
Лидерство (лидер) |
Руководство (руководитель) |
Неформальная организация |
Формальная организация |
«Ведущий» |
«Организующий» |
Координация |
Управление |
Влияние |
Власть |
Авторитет |
Статус |
Видение – основа действий |
План – основа действий |
Дает импульс движению |
Поддерживает движение |
2 глава. Власть.
2.1. Понятие «власть». Элементы власти.
Власть является необходимым условием успешной деятельности организации. Как утверждает социолог Р.Бирстед, “власть стоит за каждой организацией и подпирает её структуру. Без власти нет организации и нет порядка”.
Власть - это возможность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью права распоряжаться чем-либо, авторитета, подчинения своей воле. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом.
Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:
- власть - это потенциал, имеющийся у ее пользователя, т.е. она существует не только тогда, когда применяется;
- между тем, кто
использует власть, и тем, к
кому она применяется, существу
- тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.
Реальной абсолютной власти не существует, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. В организации власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.
Поскольку руководитель имеет власть над подчиненными, они зависимы от него по вопросам объёма выполняемой работы, расширения полномочий, продвижения по службе, повышения заработной платы, удовлетворения социальных потребностей. Однако в определенной степени и подчиненный имеет власть над руководителем. Это может проявляться в способности подчиненных качественно и в срок выполнять задания; оказании воздействия на других людей, от которых зависит сам менеджер; передачи менеджеру необходимой информации. Поэтому каждый руководитель должен поддерживать разумный баланс власти, которой должно быть достаточно для достижения целей организации, но не вызывающий у подчиненных отрицательной реакции.