Лидерство и стиль руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:15, реферат

Краткое описание

Тема лидерства становится все более популярной во всем мире. И это объяснимо: все больше компаний осознают, что эффективность и успешность их деятельности зависит от того, насколько силен их лидерский потенциал.
Применительно к России, в последние годы российские компании все больше внимания уделяли повышению эффективности своей деятельности. Многие наиболее очевидные изменения уже проведены, и, судя по опыту эволюции компаний в других странах, в ближайшем будущем одной из ключевых задач российского бизнеса станет развитие лидерского потенциала на всех уровнях организации.

Содержание

Введение 3
Лидерство. Сущность лидерства 4
Качества и характеристика лидерства 5
Формальное и неформальное лидерство 5
Типы лидерства 7
Стили руководства 10
Имидж руководителя 13
Отличия руководителя и лидера 14
Заключение 15
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

социология реф.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто  не совпадают или накладываются  друг на друга. Так, один сотрудник может  оценивать лидера как «одного  из нас», другие же воспринимают его  одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т.п.

В зависимости от направленности влияния  на реализацию целей организации  лидерство делится на:

  • конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;
  • деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство в сформировавшейся на предприятии группе воров или взяточников);
  • нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности.

Конечно, уровень  позиции, занимаемой руководителем в системе эмоциональных отношений, также  влияет на эффективность руководства. Встречаются  руководители,  которые  авторитетны по своей природе как в личном, так и в профессиональном плане, под влияние и обаяние которых попадает каждый. Такие люди убеждают уже своей личностью. Ради таких людей сотрудники сами охотно проявляют инициативу, их окрыляют замыслы и представления таких руководителей, они способны превзойти себя. Харизматическая личность является идеальным руководителем, за которым следуют не из чувства долга, а потому, что верят в него и доверяют ему.

Руководство. Сущность руководства.

Обычно руководителя характеризуют по его роли в организации. В социологии роль определяется как  поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенное положение и обладающего определенным статусом.

Руководитель – это ключевое слово в кадровой системе. Опираясь на аппарат, руководитель направляет деятельность всего коллектива организации. Он одновременно и представитель высшего звена управления (или собственника) в управленческом коллективе, и лидер коллектива.

Руководитель  занимает центральное место в  сложной системе менеджмента  и выполняет следующие функции: выработка общего плана действий всей организации (выработка целей, плана, осуществление контроля и т.д.); координация всех подразделений управления; воздействие на нижестоящие звенья и их руководителей; подбор кадров.[3, С. 267-268]

Стили руководства

В своей деятельности руководитель использует определенные методы и приемы, совокупность этих приемов и методов, их определенное сочетание называют стилем руководства. Стиль руководства - один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

• Директивный стиль (авторитарный);  
• Демократический стиль (коллегиальный);  
• Либеральный стиль (попустительский или анархический). [10 С. 213]

Директивный стиль управления характеризуется централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллек -тив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников.

Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью. [6]

Существует  типология руководителей по 2 основным критериям:

- внимание  к людям;

- ориентация  на цель организации.

1. Демократ. Заботится больше всего о состоянии межличностных отношений в рабочей группе. Слабо учитывает потенциальные возможности работников. В связи с этим не всегда наилучшим образом выполняет задачу.

2. Диктатор. Основная ориентация – решение профессиональное задачи оптимальным способом и в срок. Проблемы человека его не интересуют. Считает, что для решения управленческой задачи основой являются профессиональная подготовка.

3.  Пессимист. Мало внимания уделяет решения задачи и больше интересуется потребностями и возможностями человека. В руководстве группой придерживается анархического стиля, считая, что работа в одиночку значительно эффективнее коллективных действий.

4. Организатор. Сочетает в себе все качества руководителя творческой группы. Дает возможность каждому работнику, проявить инициативу и творчество. Решение управленческих задач под руководством такого лидера осуществляется самым рациональным путем.

5. Манипулятор. Основной задачей своей деятельности считает улаживание отношений внутри группы. Умеет гасить острые моменты в отношениях между людьми. Считает, что согласованность действий членов рабочей группы является основным условием решения задач управления.

Американскими   учеными    Р. Таннебаумом и     В. Шмидтом    проведено 

исследование  вариантов того, каким образом  руководители оказывают влияние на сотрудников, как сочетаются авторитарный стиль руководства и демократический. Это определяется действиями, которые предпринимает руководитель:

  1. Принимает решение и сообщает свое решение подчиненным как приказ.
  2. Принимает решение и объясняет, почему он его принял.
  3. Принимает решение, интересуется мнениями подчиненных, получая

возможность сверить свое решение с их мнениями и в случае необходимости внести изменения.

  1. Принимает решение и представляет его группе на доработку.
  2. Излагает суть проблемы, выслушивает мнения подчиненных и только потом принимает решение.
  3. Ставит проблему и просит группу представить варианты решения, оставляя за собой право выбора.
  4. Излагает проблему и принимает только то решение, которое предложено

группой.

Не  существует «плохих» или «хороших» стилей управления.  Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый стилей руководства.  

Вопреки распространенным стереотипам преобладающий  стиль руководства практически  не зависит от пола. Причинами разделения стилей руководства  скорее могут быть личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики. Успешные топ - менеджеры — и мужчины, и женщины — не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства. [4,С.  258-261]

Имидж руководителя

Термин «имидж» в управление пришел из психологии. Психологи под имиджем понимают сложившееся в уме представление (образ) о каком-либо товаре, технологии, организации, человеке (личности). Речь идет именно о мысленном образе. Имидж – это правильный выбор модели поведения. Человек стремится осваивать те модели поведения, которые ему приносят успех. Искусство и техника создания образа заключается в том, чтобы понять, что является привлекательным для других, познать себя и привести в соответствие свой образ. Специалисты по имиджированию выделяют три составляющие имиджа руководителя (менеджера):

  • личное обаяние и технику самопрезентации (умение подать с наилучшей стороны свои нания, умения, опыт).
  • нравственные характеристики – коммуникабельность,
  • эмпатичность (способность к сопереживанию),
  • рефлексивность (способность понять другого),
  • красноречивость (способность воздействовать словом) [4, С. 261-262].

Отличия руководителя и лидера

В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.

Если  руководитель группы и ее лидер не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что, в конечном счете, определяется уровнем группового развития [8].

Б.Д.Парыгин  называет следующие различия лидера и руководителя: 1)лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 2)лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений; 3)лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается; 4)явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное; 5)руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;6)процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7) сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе *. Эти различия (с некоторыми вариантами) называют и другие авторы.

Заключение

Тема  лидерства в последние годы привлекает к себе очень много внимания.

Руководитель  — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Ответственные за будущее лидеры компаний стоят  перед нелегкой задачей, ведь именно на них ложится значительная доля ответственности за поиски путей развития. Темпы изменений постоянно нарастают: сегодня многое не так, как было вчера, а завтра – всё будет иначе, чем сегодня. Действенность привычных стратегий снижается, а потому возникает вопрос о разработке новых.

 

Список литературы

  1.  Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент.- СПб.: Питер, 2000. – 752 с.: ил. -(Серия «Теория  и практика менеджмента»)
  2. Менеджмент: учеб. для студентов вузов, обуч. по экономическим специальностям/ Под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009. – 320 с.
  3. Шкатулл В.И. Настольная книга менеджера по кадрам/ Изд. 2-е, изм.  и доп. – М.:  НОРМА (Изд. группа НОРМА – ИНФРА . -  М, 2005. – 560 с.
  4. Менеджмент: учеб. для вузов/ М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и [др].; под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. – 343 с.
  5. Менеджмент XXI века/ Под ред. С. Чоудхари: Пер. с англ. – М.: ИНФРА – М, 2002. – XIV, 448 с. – (Серия «Менеджмент для лидера»).
  6. Алиев В. Г. Лидерство и руководство//http://www.elitarium.ru
  7. Большаков А. С. Менеджмент //http://exsolver.narod.ru
  8. Емельянов Ю.Н. О сущности лидерства//http://psyfactor.org
  9. Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. - М., 1971. – 423с.
  10. Лукичева Л. И. Управление организацией: учеб. пособие/ Л. И. Лукичева; под ред. Ю. П. Анискина- - 5 – е изд. – М.: «Омега – Л», 2009. – 355 с.: ил., табл. – (Высшая школа менеджмента)



Информация о работе Лидерство и стиль руководства