Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 10:53, реферат
Цель работы – исследовать особенности лидера и руководителя.
Актуальность заключается в том, что эффективность управлять подчиненными, руководитель должен обладать лидерским влиянием. Одной только должности с соответствующими властными полномочиями недостаточно, чтобы быть хорошим руководителем.
Задачи исследования:
- изучить литературу по заданной теме
- определить сущность лидера и руководителя;
- проанализировать связь лидера и руководителя;
- проанализировать стили лидера-руководителя.
- сделать выводы по теме
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретическая часть.
1. Понятие «лидер» и «руководитель»……………………………………………5
2. Стили руководства и лидерства………………………………………………...9
2.1. Четыре системы Лайкерта…………………………………………………...20
2.2. Стили руководства по классификации университета Огайо……………...21
Заключение………………………………………………………………………..27
Список использованных источников……………………………………………75
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоретическая часть.
1. Понятие «лидер» и «руководитель»…………………………………………
2. Стили руководства и
лидерства………………………………………………...
2.1. Четыре системы Лайкерта…………………
2.2. Стили руководства по классификации университета Огайо……………...21
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………75
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Преуспевающие организации, которые обычно добиваются успеха, отличаются от противоположных им тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством понимается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
Природу лидерства легче понять, если его сравнивать с управлением. Однако быть менеджером и быть лидером в организации - это далеко не одно и тоже. Руководитель в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношения с ними, прежде всего активно использует свое должностное положение. Что же касается лидера, как особого типа в отношении управления, то он основывается больше на процессе взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно лидерства от управления предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».
Цель работы – исследовать особенности лидера и руководителя.
Актуальность заключается в том, что эффективность управлять подчиненными, руководитель должен обладать лидерским влиянием. Одной только должности с соответствующими властными полномочиями недостаточно, чтобы быть хорошим руководителем.
Задачи исследования:
- изучить литературу
по заданной теме
- определить сущность
лидера и руководителя;
- проанализировать связь лидера и руководителя;
- проанализировать стили лидера-
- сделать выводы по теме
Глава 1.Теоретическая часть.
1.Понятие «лидер» и «руководитель»
Для начала дадим определение понятиям «лидер» и «руководитель».
Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка на русский как: 1) Ведущий, руководитель; 2) Корабль, возглавляющий группу, караван судов; 3) Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании; 4) Едущий впереди велосипедиста мотоциклист (гонка за лидером). В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией [10, с.326].
«Руководитель» - это лицо, которое руководит кем-нибудь или чем-нибудь. [10, с.687]
Выделяют несколько типов руководителей и лидеров.
«Не вожак, а погоняла». Это – главное отличие руководителя (администратора) от лидера. Администратор неплохо умеет командовать, но не способен поощрять. Гневаясь, готов накричать на человека, а то и оскорбить его.
«Вверх – почтение, вниз – презрение». Небезызвестное высказывание: «Я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак» принадлежит ему, поклоннику номенклатуры. Он чуток к настроениям, тех, от кого зависит, и потому настроение собственного коллектива его заинтересует лишь после приказа «сверху».
Достижение целей организации
определяет и деятельность руководителя.
Однако руководитель и лидер - не тождественные
понятия. Руководитель может быть и
лидером, но в то же время лидер
может не являться руководителем
всей организации либо вообще не занимать
руководящей должности. Руководитель
и лидер имеют общие
1. Руководство может
2. Цели руководителя и
3. Руководителя организации
4. Руководитель воспринимает
5. Руководитель должен
Лидер увлекает за собой своих последователей. Значит, он должен отвечать более высоким требованиям, руководствоваться не только узко прагматическими ценностями. Настоящее лидерство - благодать для последователей и тяжкое бремя для лидера.
6. Руководитель может
7. Руководитель, как правило, широко известен. И чем более высокий пост он занимает, тем шире его известность. Иное дело с лидером. Р.Таунсенд приводит очень интересную цитату Лао-Цзы. «Что же касается наилучших лидеров, то люди и не подозревают об их существовании. Затем идут лидеры похуже, этих люди хранят и почитают. Затем идут руководители, которых люди боятся; и, наконец, те, которых ненавидят».
Когда лидер завершил свое самое лучшее дело, люди говорят: «Мы это сделали сами!» Может быть, поэтому Р.Таунсенд скептически замечает: «Боюсь, что лидерство становится забытым искусством» [12, с.46].
В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:
Считается, что идеальным для лидера-руководителя является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.
Решение проблем, возникающих перед группами людей, при достижении ими общей цели решалось путем сплочения вокруг одного лидера.
Рассмотрим стили руководства и лидерства.
2.Стили руководства и лидерства
Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства. Этот подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным.
Важный вклад поведенческого
подхода в теорию лидерства заключается
в том, что он помог провести анализ
и составить классификацию
«Стили руководства»
Стиль управления |
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
Природа стиля |
Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера
Личное установление целей и выбор средств их достижения
Коммуникационные потоки идут преимущественно с верху |
Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера
Принятие решений разделено по уровням на основе участия
Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях |
Снятие лидером с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме Коммуникации строятся в основном по горизонтали |
Сильные стороны |
Внимание срочности и порядку, предсказуемость результата |
Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении |
Позволяет начать дело так,
как это видится без |
Слабые стороны |
Сдерживается индивидуальная инициатива |
Требует много времени на принятие решений |
Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера |
Каждая организация
Рис.2 «Стили руководства»
Оказывается, что стиль
управления, сосредоточенный на человеке,
из-за характера ситуации часто не
способствовал повышению