Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:26, контрольная работа
Цель контрольной работы - раскрыть роль личности в организации.
Задачи контрольной работы:
Проанализировать феномен личности;
Рассмотреть мотивацию личности как субъекта деятельности;
Охарактеризовать поведение личности в организации
Введение
Различные аспекты сферы менеджмента предполагают активное воздействие на человеческую личность в рамках определенной сферы. Человек - главный ресурс организации. Личностные особенности человека формируют качества самой организации, и, наоборот, личность под влиянием микросреды организации способна проявить себя в новом качестве. Роль личности в организационной микросреде сложно переоценить. Руководитель и подчиненный как личности выполняют различные функции в соответствии с социальной ролью. Способности, темперамент, особенности мышления – далеко не полный перечень качеств человека, которые формируют его личность.
Творческая активность, вовлеченность и увлеченность профессией позволяют не только удовлетворять собственные потребности, но и изменять мир вокруг себя. Положительное влияние личности на мир характеризуется в психологии как «биофильное». Подтверждение этому можно найти в любой созидательной деятельности. Противоположное, то есть, «некрофильное» воздействие проявляет себя в разрушении сложившегося порядка микро- и макро - среды.
Актуальность данной работы подтверждается двумя аспектами. Во-первых, сложностью и многомерностью самого феномена личности, который не имеет общепринятой трактовки. Во-вторых, особенностями включения самодостаточной личности в среду организации, здесь на первый план выходят адаптационные и самоадаптационные механизмы. Именно они позволяют личности через преломление ценностей приобщиться к организации и в лучшем случае, стать ее частью.
Цель контрольной работы - раскрыть роль личности в организации.
Задачи контрольной работы:
Методологической базой работы послужили труды следующих авторов: Маслова Е. В., Григорьевой М. В., Карташовой Л. В., Кравченко А. И. и Тюриной И.О.
Методы работы: анализ документов, синтез, сравнение, описание.
Понятие «личность» трактуется различно специальными науками. В психологии акцент сделан на психические особенности человека. В социальных науках человек или личность рассматривается с позиций социума, как субъект социальных отношений. В культурологической трактовке личность – субъект культуры. Следовательно, личность представляет собой сложный феномен междисциплинарного характера. Личность означает лик, образ, данное понятие характеризует человека как многоликое существо, способное изменяться (меняющий маски). Многогранность человеческой личности подчас поражает, человек способен меняться так, словно примеряет маски (лики, личины). Наиболее близко термину «личность» понятие «персона». В различных источниках термины «личность», «персона», «человек» отожествляются, что не всегда верно.
Вопросы, связанные со становлением и развитием личности, наиболее подробно рассматривались психологией. В психологии имеется множество попыток выявления ядра личности. Все подходы можно систематизировать следующим образом [1]:
1. Существенное разделение понятий «человек», «индивид», «субъект деятельности», «индивидуальность» и «личность». Следовательно, нельзя сводить понятие «личности» к понятиям «человек», «индивид», «субъект», «индивидуальность», хотя, с другой стороны, личность – это и человек, и индивид, и субъект, и индивидуальность, но лишь в той мере, с той стороны, которая характеризует все эти понятия с точки зрения включенности человека в общественные отношения.
2. Следует различать «расширительное» понимание личности, когда личность отождествляется с понятием человек, и «вершинное» понимание, когда личность рассматривается как особый уровень социального развития человека.
3. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального в личности. Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности. Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления.
4. Личностью не рождаются – личностью становятся, личность формируется в онтогенезе относительно поздно.
5. Личность не есть пассивный результат воздействия извне на ребенка, а она развивается в процессе его собственной деятельности.
Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Психологические теории личности, например З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма и др. акцентуируются на биологической составляющей человеческой сущности. В психологии «личность» – это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого. Для психолога потенции субъектов различны, поскольку как врожденные, так и приобретенные качества людей индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальной действующей единицей некой группы или общности.
Философия больше оперирует емким понятием «человек», которое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. В философии «личность» в соответствии со сложившимися традициями рассматривается как:
1. Произведение (Природы, Бога или Общества), продукт условий существования, который может лишь познать себя и не должен пытаться изменить (человек адаптирующийся, приспосабливающийся);
2. Творец, беспредельно активный, либо медитирующий, изменяющий свои собственные условия, либо управляющий своим воображением об условиях своей жизни и о себе (человек, создающий себя сам, самопроизводящийся);
3. Деятель, преобразующий сам себя посредством инструментальной, предметной активности, связывающей его развитие с внешним объективным миром (человек, производящий новые предметы, совершенствующийся посредством деятельности и передающий в предметах свой опыт) [5].
И философия, и психология оказывают существенное влияние на развитие представлений о личности, однако их особый взгляд на сей предмет и специфическая терминология используются только на уровне специальных теорий.
Социологи, как правило, оперируют понятиями «социальный субъект» и «личность» для описания социальной сути и социальных качеств человека. В современной социологии личность, как и субъект, означает активное социальное начало, некий социально-исторический тип, обладающий способностью к деятельности.
Таким образом, с позиций различных наук, сущностная характеристика личности и её основные особенности определяются:
Для большей
конкретизации можно
При деятельностном подходе, преобладающем в отечественной психологии, личность рассматривается как:
Таким образом, «…личность – это индивид, который приобретает системные качества во взаимодействии с социальным окружением, протекающим в трех ведущих формах: общении, познании и совместной деятельности» [1].
Всякий человек рождается индивидом, но только в процессе развития, формирования способности к сознательной деятельности, общению он становится личностью. На процесс развития личности влияют наследственные, биологические факторы, социальная среда и воспитание, собственная активность человека.
Следовательно, личность – это многоуровневая система, объединяющая психофизиологический, психологический и социальный уровни.
Структура личности — набор наиболее стабильных и неизменных свойств, проявляемых разумными субъектами в разное время в различных обстоятельствах, а также отношения между ними; в психодиагностике зависит от принятой классификации свойств, или диагностических факторов; принято различать три широких класса свойств: способности, черты характера и мотивы [7].
Множество отечественных авторов обращались к проблеме структурирования личности, среди них : Кохановский А. А., Платонов К.К., Ковалев А.Г., Фрейд З., Фромм Э., Юнг К., Айзенк Г. и другие.
В рамках данной работы не представляется возможным проиллюстрировать все теории личности. В любом случае, большинство концепций являются синтетическими и охватывают как биологические, так и социальные основы личности. Одно бесспорно, личность – это степень развития субъекта, его характеристика. Личность включена в социальную реальность посредством действия. Без активной деятельности мы не можем говорить о личности, а лишь о субъекте.
Посредством деятельности человек утверждается и реализуется в социальном пространстве. Для данной реализации необходима мотивация. При ее отсутствии нет оснований говорить о личности в социуме. Изучение мотивации трудовой деятельности личности имеет и теоретическое, и огромное практическое значение. В основе побуждений личности к той или иной активности лежат соответствующие потребности. Ученые обычно различают две категории потребностей:
1) свойственные человеку как естественному организму (воздух, питье, пища, сон, движение, секс и т.п.);
2) присущие лишь человеческой
личности. Согласно классификации
А.Н. Леонтьева потребности
Потребности, характерные только для человеческой личности, в свою очередь, подразделяются на материальные и духовные. К материальным относятся потребности в различных орудиях труда, предметах быта и т.д., к духовным – потребности в любимом труде, в общении с другими людьми, в различного рода информации, произведениях искусства и т.д. Потребности этой группы можно с полным правом назвать социальными. Рассматривая в соответствии с концепцией Ананьева Б.Г. человеческую личность как субъект труда, общения и познания, к основным социальным потребностям можно отнести, соответственно, потребности в трудовой активности, контактах с другими людьми, получении новой информации. Содержание каждой из этих трех потребностей, естественно, поддается конкретизации. Так, анализируя потребность в труде, можно выделить потребности в определенном виде трудовой деятельности, в необходимых для данного труда знаниях, в самостоятельности при решении возникающих в процессе деятельности задач, в повышении квалификации, творчестве и ряд других.
Имеющиеся данные показывают, что мотивация трудовой деятельности весьма сложное психологическое явление. Побуждения человека к той или иной работе обычно связаны со стремлением удовлетворить не одну, а целый ряд потребностей. Следует также отметить большие индивидуальные различия в потребностях людей, причем одна и та же потребность личности может приобретать для нее различную значимость в зависимости от конкретной ситуации. Более того, характер побуждений к труду одного и того же человека непрерывно изменяется с возрастом, а также с интеллектуальным, моральным и эмоциональным развитием. Таким образом, мотивация трудовой деятельности личности представляет собой непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. К числу важнейших объективных факторов необходимо отнести влияние социальной макросреды – особенностей общества в целом и всех существенных изменений, которые в нем происходят [5].
К настоящему времени насчитывается уже немало теорий, в которых делаются попытки определить и объяснить факторы, побуждающие личность к трудовой деятельности. Мы не ставим перед собой цель рассмотреть их все, остановимся лишь на некоторых.
Еще Ф. Тейлор – основоположник классической школы менеджмента, предположил, что индивид будет работать эффективнее, если вознаграждение и наказание прямо связаны с эффективностью его труда.