Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:56, реферат
Политические факторы, отражая общую политическую ситуацию в стране и в мире, оказывают сильное влияние на организации бизнеса, определяя их стратегическое (в том числе и логистическое) поведение, например, в плане принятия стратегических решений по расширению или свертыванию бизнеса, инвестиционной и финансовой политики, политики дистрибьюции, экспортно-импортных операций и т.д.
Такие возможности предоставляет
им логистика. Например, эффективный
логистический менеджмент может
уменьшить общие издержки, давая
фирме постоянное лидерство в
затратах на определенном сегменте рынка,
где это имеет решающее значение.
Одновременный акцент на минимальные
цены и высокий уровень качества
продукции и сервиса (или поддержание
мировых стандартов качества) может
позиционировать фирму как
Необходимо отметить, что функция логистики (в особенности, интегрированной) становится в современных условиях все более значимой для достижения стратегического фокуса. Так М. Портер, формулируя задачу обеспечения конкурентных преимуществ, вводит понятие так называемой "цепи полной стоимости" как инструмента декомпозиции бизнеса на ключевые и поддерживающие активности фирмы, выделения соответствующих затрат и установления потенциальных источников дифференциации. При этом он утверждает, что фирма достигает конкурентных преимуществ только в том случае, если совершает эти действия лучше конкурентов или с меньшими затратами.
В цепи (пирамиде) полной стоимости ключевую роль играет логистика как внутренняя (в производстве), так и внешняя (в снабжении и сбыте). К ключевым активностям относятся также производство, маркетинг и организация продаж, сервис.
В состав поддерживающих активностей входят инфраструктура фирмы, закупки (МР), менеджмент персонала, инвестиционный и инновационный менеджмент. При этом М. Портер определяет прибыль как разницу между конечной ценой продукта (сервиса) и коллективными затратами (фирмы и ее логистических партнеров), создающими цену активностей. Очевидно, что стремление логистических посредников фирмы (например, в системах дистрибьюции, организации продаж, предпродажного и послепродажного сервиса) получить как можно большую прибыль может существенно увеличить общую стоимость и цену готовой продукции у конечного потребителя. Поэтому необходим логистический мониторинг затрат в цепи полной стоимости и первоочередное внимание к тем логистическим активностям, которые не поддерживаются самой фирмой, для контроля ситуации на рынке и выполнения стратегических задач.
Логистику в фирме часто воспринимают как другую половину маркетинга. Выше подчеркивалось, связи между ними настолько сильны и переплетены, что иногда бывает трудно разделить сферы интересов этих двух ключевых активностей любого бизнеса.
Логистическая стратегия, подобно
рекламе и продуктовой
Маркетинг и логистический менеджмент взаимодействуют между собой в основном в системе сбыта (дистрибьюции) фирмы, причем логистика, отвечая за процедуры физического распределения готовой продукции, играет важную роль в организации продаж. В некоторых случаях физическое распределение может быть ключевым элементом и критическим фактором реализации маркетинговой стратегии и тактики продаж.
Для анализа логистического интерфейса с маркетингом в западной литературе часто используют традиционное понятие маркетингового микса "4 P-s": "price — product — promotion — place" ("цена — продукт — продвижение — место"). Тогда интерфейс логистики и маркетинга можно представить в виде схемы взаимодействия маркетингового и логистического миксов с целью удовлетворения требований потребителей.
2. Мировые и отечественные достижения в логистике
Рассмотрим взаимодействие
логистического менеджмента с ключевыми
и поддерживающими активностями
на уровне внутрифирменной организации
бизнеса. Наряду с маркетингом, определяющую
роль играет взаимодействие логистики
с производственными
Это взаимодействие должно
анализироваться с двух сторон. Во-первых,
с позиций
Для внутрипроизводственной
логистики классический интерфейс
с операционным менеджментом представляется
длиной производственного периода
(lead-time). Сокращение длины производственного
периода (производственно-
Интерфейс логистического и
операционного менеджмента
Определяющее значение для производства имеет такая комплексная логистическая активность внешних ЛС, как управление закупками МР. Современный подход к управлению закупками базируется на концепции JIС и минимизации уровней запасов МР у производителя. Дефицит МР или отсутствие их гарантийного запаса могут привести к прерыванию производственного цикла, недогрузке производственных мощностей или возрастанию себестоимости продукции. В большинстве западных фирм ответственность за поддержание необходимых уровней запасов МР в производстве передана персоналу внешнего логистического менеджмента, занимающемуся закупками, что означает расширение границ логистической ответственности.
Взаимодействие между логистикой и операционным менеджментом прослеживается в вопросе об упаковке, которую большинство фирм трактует как логистическую активность не только в сбыте, но и в производстве. При этом в отличие от интерфейса маркетинга и логистики, рассмотренного нами выше, логистический подход к производству упаковки заключается прежде всего в ее защитных свойствах против повреждений.
Еще одна проблема взаимоотношений логистики и производства в современной экономике (в том числе и в глобальном плане) связана с решением вопроса "производить или покупать"? Учитывая большие затраты на дистрибьюцию готовой продукции, многие фирмы, ранее производившие продукцию для конечного потребителя, предпочитают производить компоненты, продавая их оптом торговому посреднику или фирме, осуществляющей сборку готовой продукции из компонентов (например, компании, производящие аудио-, видеотехнику, компьютеры и т.п.).
Влияние внешней логистики на производство определяется также задачами размещения производственных (сборочных) подразделений фирмы в определенной территориальной зоне и особенно решениями в системе сбыта (дислокацией складов готовой продукции, способами транспортировки, процедурами хранения и управления запасами готовой продукции).
В современном высококонкурентном бизнесе логистика стала играть одну из главных ролей в потребительском сервисе, а именно: в обеспечении сервиса доставки, предпродажного и послепродажного набора услуг для покупателей готовой продукции. На Западе стали даже применять в этом смысле термин "логистический сервис". Сервис становится решающим элементом маркетинговых стратегий зарубежных фирм, еще более усиливая интерфейс логистики и маркетинга. В цепи полной стоимости (рис. 3.4) сервису принадлежит ключевая роль, так как в условиях сильной конкуренции именно сервис оказывается в конечном итоге главным аргументом для потребителя. Достижение конкурентных преимуществ сегодня в этой сфере заключается в предоставлении большего количества сервисных услуг и повышения их качества в процедурах выставления продукта на рынок, доставки, ремонта, обеспечения запасными частями, поддержания процесса возврата товаров и т.д. Перечисленные активности представляют собой прямой объект логистического менеджмента. Логистический менеджмент должен гарантировать качество и надежность доставки (сохранность груза, обеспечение заданного места и времени доставки), страховать возможные риски, поддерживать снабжение запасными частями, реализовывать немедленный возврат готовой продукции фирме в случае отказа от нее покупателя из-за дефектов.
Кроме этого логистический менеджмент должен прогнозировать сервисные потребности и соответственно строить свою тактику. Фирменная логистическая позиция в сервисе заключается в построении и внедрении эффективной системы доставки сервиса потребителям и организации послепродажного обслуживания.
Среди важнейших ключевых активностей во внутрифирменной организации бизнеса необходимо отметить управление закупками МР (Procurement). Управление закупками является одной из комплексных логистических активностей любого бизнеса и частично рассмотрено нами выше.
Реализация всех функций фирмы, в том числе и логистических активностей, так или иначе связана с менеджментом персонала. Речь идет о подборе, расстановке, обучении, повышении квалификации, стимулировании персонала во всех структурных подразделениях фирмы. Большое значение в этом плане имеет подбор и расстановка персонала высшего логистического менеджмента (например, начальника отдела логистики, интегрального логистического менеджера), которые должны обладать стратегическим видением проблем, уметь координировать усилия всех ЛС для достижения целей, задаваемых логистической миссией фирмы.
Взаимодействие логистики с инвестиционным и инновационным менеджментом определяет сферу взаимных интересов в технической и технологической политике фирмы. Инвестиции в передовые производственные технологии, приводящие к изменениям длины производственного цикла и атрибутов готовой продукции, ставят перед логистическим менеджментом новые проблемы, связанные с обеспечением производства дополнительными МР, вариацией внутрипроизводственных логистических активностей, обеспечением дополнительного логистического сервиса в сбыте и т.д. В то же время инвестиции в складское и грузоперерабатывающее оборудование, транспортные средства и коммуникации, вычислительную и оргтехнику расширяют возможности логистического менеджмента для принятия эффективных решений.
Логистический интерфейс
с инфраструктурой фирмы
В стратегическом, тактическом и оперативном внутрифирменном планировании логистическому планированию отводится одна из ведущих ролей. Планирование охватывает все логистические активности в разрезе той иерархии, которая определена синтезированной фирменной микро-ЛС. Взаимодействие логистики и финансового менеджмента проявляется прежде всего в объеме и оборачиваемости оборотного капитала фирмы. Так как большую долю оборотного капитала составляют денежные средства, вложенные в запасы МР, готовой продукции, то эффективность логистических решений по управлению запасами (например, снижение их объемов в производстве и дистрибьюции) напрямую связана с ускорением оборачиваемости и высвобождением финансовых средств для инвестирования в производство или сервис. Другой аспект взаимодействия относится к концепции общих затрат. Так как издержки во внешних логистических каналах внутрифирменных ЛС сопоставимы, а иногда и превышают себестоимость производства готовой продукции, то финансовый менеджмент должен акцентировать свои усилия на поиске (совместных с логистическим менеджментом) путей снижения затрат, связанных с закупками МР и сбытом готовой продукции (например, оптимизации транспортировки, грузопереработки и т.п.).
Близкой к финансовому
менеджменту является проблема взаимоотношений
логистики с действующей в
фирме системой бухгалтерского учета
и отчетности. Выше мы видели, что
неприспособленность в прошлом
этой системы к выделению
Ранее мы уже касались проблем
управления качеством продукции
и сервиса в эволюции логистики.
Широкомасштабные заявления большинства
фирм о поддержании мировых
Резюмируя материал этой главы,
можно сказать, что логистика
обладает активным интегрирующим потенциалом,
способным связать воедино и
улучшить взаимодействие между такими
базовыми фирменными функциональными
сферами, как снабжение, производство,
маркетинг, дистрибьюция, организация
продаж. Например, преобразуя маркетинговую
информацию, логистический менеджмент
воздействует на производство, оптимизируя
производственно-