Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:53, курсовая работа
Предмет исследования анализ влияния альтернативных форм предприятий на российскую экономику.
Целью курсовой работы является рассмотрение альтернативных форм предприятий в российской экономике.
В связи с поставленной целью в курсовой работе определенны следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты альтернативных форм предприятий;
Провести анализ альтернативных форм предприятий в российской экономике.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
3
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ФОРМ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………………………………
5
1.1
Альтернативные формы прав собственности предприятий………………..
5
1.2
Альтернативные цели предприятий…………………………………………
10
2
АНАЛИЗ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ФОРМ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………………………...
14
2.1
Малые предприятия как альтернативная форма предприятий в российской экономике………………………………………………………..
14
2.2
Малые предприятия как альтернативная форма в системе торговли и общественном питании……………………………………………………….
15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
21
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………...
23
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….
25
Сделав предметом исследования взаимодействие экономической и правовой систем общества, теория прав собственности существенно обогатила современную экономическую науку [15, с. 52].
1.2. Альтернативные цели предприятий
Рассмотрим альтернативные цели предприятий на примере следующих моделей:
1) Максимизация продаж или общей выручки. Предложена В. Баумолем -Модель Баумоля
Рисунок 1 – Модель Баумоля [10, с. 164].
Выпуск при максимизации прибыли будет меньше, чем выпуск при максимизации выручки
т.к. MR(Q1)>MR(Q2) => Q1<Q2
Для менеджеров снижение выручки до объемов максимизации прибыли не выгодно по следующим причинам:
1) Падение привлекательности фирмы;
2) Потери дистрибьюторов и сокращение каналов сбыта;
3) Снижение рыночной власти;
2) Модель Уильямсона.
Подход Уильямсона принимает ограничение прибыли по типу модели Баумоля. Модель Уильямсона основана на предпочтении расходов, в ней детально изучается дискреционное (дискреционный - действующий по своему усмотрению) поведение, проявляемое управляющими.
Рисунок 2 – Модель Уильямсона [2, с. 173].
В рамках этой модели рассматриваются следующие основные цели управляющих:
1) Жалование плюс другие денежные вознаграждения;
2) Число сотрудников,
3) Контроль за инвестиционными расходами фирмы;
4) Привилегии – автомобили компании, роскошные офисы, превосходящие по затратам т.е., что необходимы для работы фирмы. (Форма организационной или управленческой слабины).
Все эти цели возрастают с увеличением размера фирмы. Модель сосредотачивает свое внимание на непосредственных целях управляющих.
Формально функция полезности Уильямсона содержит:
1) S - избыточные расходы на штат (pмакс - pА) - разность между максимальной и реальной прибылью pА
2) М - управленческую слабину (pА - pR) - разница между реальной прибылью и объявленной (отчетной) прибылью, которая по существу поглощается управляющими в натуральной форме
3) I - дискреционные инвестиционные расходы – величина, превышающая те расходы, что необходимы для поддержания минимально допустимого для акционеров уровня прибыли pмин , I= (pR -pmin-T)
Преследование этих целей ограничено необходимостью сохранения приемлемого уровня отчетной прибыли. Это можно обобщить, пользуясь приведенными обозначениями и Т - как общей суммы налогов:
где S=(pмакс - pА), M=(pА - pR), I=(pR - pmin-T)
В добавление к объему выпуска Q управляющие могут выбирать S, которые определяют цену и реальную прибыль; М, которая определяет отчетную или объявленную прибыль, I - определяется однозначно, т.к. минимальная прибыль и уровень налогов заданы.
Модель решается подстановкой значений S, M, I в функцию полезности с последующим дифференцированием и приравниванием к нулю производных по Q, S, и M. Это показывает, что у такой фирмы будут более высокие расходы на штаты и большая управленческая слабина, чем у фирмы, максимизирующей прибыль.
Уильямсон сопоставил эти модели, сведя результаты в таблицу [19, с. 58].
Переменная |
Повышение спроса |
Повышение ставки налога на прибыль |
Повышение паушальной (целой) суммы налога |
Модель Уильямсона |
|||
Объем выпуска |
+ |
+ |
- |
Расход на персонал |
+ |
+ |
- |
Отношение отчетной прибыли к реальной прибыли |
_ |
_ |
+ |
Модель максимизации прибыли |
|||
Объем выпуска |
0 |
0 |
|
Расход на персонал |
+ |
0 |
0 |
Отношение отчетной прибыли к реальной прибыли |
0 |
0 |
0 |
2.1. Малые предприятия как альтернативная форма предприятий в российской экономике
Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.
Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.
Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.
Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.
Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).
Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.
В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.
Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным «полигоном» для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).
Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.
2.2. Малые предприятия как альтернативная форма в системе торговли и общественном питании
Среднесписочная численность работников малых предприятий в 2011 году возросла на 14,1 % от уровня 2010 года и составила 13,1% от общей среднесписочной численности занятых в экономике области против 11,2 % в 2010 году. Число малых предприятий и среднесписочная численность работников по основным видам деятельности распределяется следующим образом:
- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 3351 предприятий, что составляет 44,3% от общего числа малых предприятий с численностью работающих 25,8 тыс. чел. 40,4%- от общей численности работников малых предприятий;
- обрабатывающие производства – 1381 предприятий (18,2%), и 17,6 тыс. чел. (27,5%);
- строительство – 913 предприятий (12,1%), и 5,8 тыс. чел. (9%);
- транспорт и связь – 365 предприятий (4,8%), и 4,1 тыс. чел. (6,5%).
Оборот малых предприятий в 2011 году составил 34997,0 млн. руб., что в ценах соответствующих лет на 34,8 % больше аналогичного периода 2010 года. Распределение оборота малых предприятий, по основным видам экономической деятельности следующее:
- оптовая и розничная
торговля, ремонт автотранспортных
средств, мотоциклов, бытовых изделий
и предметов личного пользовани
- обрабатывающие производства – 7011,4 млн. руб. (20 % от общего объема оборота, на 59,6% выше уровня 2010 года в ценах соответствующих лет);
- строительство – 1758,9 млн. руб. (5 % от общего объема оборота, на 25 % выше уровня 2010 года в ценах соответствующих лет);
- транспорт и связь – 1414,6 млн. руб. (4% от общего объема оборота);
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 1469,7 млн. руб. (4,2% от общего объема оборота).
Распределение объема отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами малых предприятий, по основным видам экономической деятельности в 2011 году, в % представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Распределение объема отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами малых предприятий, по основным видам экономической деятельности в 2011 году, в %
Распределение объема отгруженных
товаров собственного производства,
работ и услуг, выполненных собственными
силами малых предприятий, по основным
видам экономической
Объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами, в расчете на одного постоянно работающего на малом предприятии, в 2011 году составил 185,2 тыс. руб.:
Объем инвестиций малых предприятий в основной капитал в 2011 году составил 807,8 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 8 % больше аналогичного периода 2010 года. Распределение объема инвестиций малых предприятий по основным видам экономической деятельности следующее:
Торговля, общественное питание, услуги:
Деятельность объектов потребительского рынка в 2011 году характеризуется следующими показателями:
Информация о работе Малые предприятия как альтернативная форма предприятий в российской экономике