Малые предприятия как альтернативная форма предприятий в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования анализ влияния альтернативных форм предприятий на российскую экономику.
Целью курсовой работы является рассмотрение альтернативных форм предприятий в российской экономике.
В связи с поставленной целью в курсовой работе определенны следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты альтернативных форм предприятий;
Провести анализ альтернативных форм предприятий в российской экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
3
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ФОРМ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………………………………

5
1.1
Альтернативные формы прав собственности предприятий………………..
5
1.2
Альтернативные цели предприятий…………………………………………
10
2
АНАЛИЗ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ФОРМ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………………………...

14
2.1
Малые предприятия как альтернативная форма предприятий в российской экономике………………………………………………………..

14
2.2
Малые предприятия как альтернативная форма в системе торговли и общественном питании……………………………………………………….

15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
21

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………...
23

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….
25

Вложенные файлы: 1 файл

Альтернативные формы предприятий в российской экономике.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

Сделав предметом исследования взаимодействие экономической и правовой систем общества, теория прав собственности существенно обогатила современную экономическую науку [15, с. 52].

 

1.2. Альтернативные цели  предприятий

 

Рассмотрим альтернативные цели предприятий на примере следующих моделей:

1) Максимизация продаж или общей выручки. Предложена В. Баумолем -Модель Баумоля

 

Рисунок 1 – Модель Баумоля [10, с. 164].

 

Выпуск при максимизации прибыли  будет меньше, чем выпуск при максимизации выручки

 

 

 

т.к. MR(Q1)>MR(Q2) => Q1<Q2

Для менеджеров снижение выручки до объемов максимизации прибыли не выгодно по следующим причинам:

1) Падение привлекательности  фирмы;

2) Потери дистрибьюторов и сокращение каналов сбыта;

3) Снижение рыночной  власти;

2) Модель Уильямсона.

Подход Уильямсона принимает  ограничение прибыли по типу модели Баумоля. Модель Уильямсона основана на предпочтении расходов, в ней детально изучается дискреционное (дискреционный - действующий по своему усмотрению) поведение, проявляемое управляющими.

Рисунок 2 – Модель Уильямсона [2, с. 173].

 

В рамках этой модели рассматриваются  следующие основные цели управляющих:

1) Жалование плюс другие денежные вознаграждения;

2) Число сотрудников, подчиненных  данному управляющему и их  квалификация;

3) Контроль за инвестиционными расходами фирмы;

4) Привилегии – автомобили компании, роскошные офисы, превосходящие по затратам т.е., что необходимы для работы фирмы. (Форма организационной или управленческой слабины).

Все эти цели возрастают с увеличением  размера фирмы. Модель сосредотачивает  свое внимание на непосредственных целях  управляющих.

Формально функция полезности Уильямсона содержит:

1) S - избыточные расходы на штат (pмакс - pА) - разность между максимальной и реальной прибылью pА

2) М - управленческую  слабину (pА - pR) - разница между реальной прибылью и объявленной (отчетной) прибылью, которая по существу поглощается управляющими в натуральной форме

3) I - дискреционные инвестиционные расходы – величина, превышающая те расходы, что необходимы для поддержания минимально допустимого для акционеров уровня прибыли pмин , I= (p-pmin-T)

Преследование этих целей  ограничено необходимостью сохранения приемлемого уровня отчетной прибыли. Это можно обобщить, пользуясь  приведенными обозначениями и Т - как общей суммы налогов:

 

 

где S=(pмакс - pА), M=(pА - pR), I=(p- pmin-T)

В добавление к объему выпуска Q управляющие могут выбирать S, которые определяют цену и реальную прибыль; М, которая определяет отчетную или объявленную прибыль, I - определяется однозначно, т.к. минимальная прибыль и уровень налогов заданы.

Модель решается подстановкой значений S, M, I в функцию полезности с последующим дифференцированием и приравниванием к нулю производных по Q, S, и M. Это показывает, что у такой фирмы будут более высокие расходы на штаты и большая управленческая слабина, чем у фирмы, максимизирующей прибыль.

Уильямсон сопоставил эти  модели, сведя результаты в таблицу [19, с. 58].

Переменная

Повышение спроса

Повышение ставки налога на прибыль

Повышение паушальной (целой) суммы  налога

Модель Уильямсона

     

Объем выпуска

+

+

-

Расход на персонал

+

+

-

Отношение отчетной прибыли к реальной прибыли

_

_

+

Модель максимизации прибыли

     

Объем выпуска

0

0

 

Расход на персонал

+

0

0

Отношение отчетной прибыли к реальной прибыли

0

0

0


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АНАЛИЗ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ФОРМ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

2.1. Малые предприятия как альтернативная форма предприятий в российской экономике

 

Предпринимательство в  масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.

Не менее значимы  функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным «полигоном» для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).

Уже сегодня актуальна  и будет актуализироваться и  далее экологическая функция  малого бизнеса, которая уже имеет  место в странах с развитой рыночной экономикой.

 

2.2. Малые предприятия как альтернативная форма в системе торговли и общественном питании

 

Среднесписочная численность  работников малых предприятий в 2011 году возросла на 14,1 % от уровня 2010 года и составила 13,1% от общей среднесписочной численности занятых в экономике области против 11,2 % в 2010 году. Число малых предприятий и среднесписочная численность работников по основным видам деятельности распределяется следующим образом:

- оптовая и розничная  торговля, ремонт автотранспортных  средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования - 3351 предприятий, что составляет 44,3% от общего числа малых предприятий с численностью работающих 25,8 тыс. чел. 40,4%- от общей численности работников малых предприятий;

- обрабатывающие производства  – 1381 предприятий (18,2%), и 17,6 тыс. чел. (27,5%);

- строительство –  913 предприятий (12,1%), и 5,8 тыс. чел. (9%);

- транспорт и связь  – 365 предприятий (4,8%), и 4,1 тыс.  чел. (6,5%).

Оборот малых предприятий  в 2011 году составил 34997,0 млн. руб., что в ценах соответствующих лет на 34,8 % больше аналогичного периода 2010 года. Распределение оборота малых предприятий, по основным видам экономической деятельности следующее:

- оптовая и розничная  торговля, ремонт автотранспортных  средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования – 22213,5 млн. руб., что составляет 63,5% от общего объема оборота малых предприятий и превышает уровень 2010 года на 28,8 % в ценах соответствующих лет;

- обрабатывающие производства  – 7011,4 млн. руб. (20 % от общего  объема оборота, на 59,6% выше уровня 2010 года в ценах соответствующих лет);

- строительство –  1758,9 млн. руб. (5 % от общего объема  оборота, на 25 % выше уровня 2010 года в ценах соответствующих лет);

- транспорт и связь  – 1414,6 млн. руб. (4% от общего  объема оборота);

- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 1469,7 млн. руб. (4,2% от общего объема оборота).

Распределение объема отгруженных  товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами малых предприятий, по основным видам экономической деятельности в 2011 году, в % представлена на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Распределение объема отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами малых предприятий, по основным видам экономической деятельности в 2011 году, в %

 

Распределение объема отгруженных  товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами малых предприятий, по основным видам экономической деятельности следующее:

  • обрабатывающие производства – 6746,4 млн. руб. (56,8%);
  • оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 519,3 млн. руб. (4,4%);
  • строительство – 1710,1 млн. руб. (14,4 %);
  • транспорт и связь – 1256,9 млн. руб. (10,6%)
  • операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 779,6 млн. руб. (6,6%)
  • гостиницы и рестораны – 251,8 млн. руб. (2,1%).

Объем отгруженных товаров  собственного производства, работ и  услуг, выполненных собственными силами, в расчете на одного постоянно работающего на малом предприятии, в 2011 году составил 185,2 тыс. руб.:

  • обрабатывающие производства – 382,6 тыс. руб.;
  • оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 20,1 тыс. руб.

Объем инвестиций малых  предприятий в основной капитал в 2011 году составил 807,8 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 8 % больше аналогичного периода 2010 года. Распределение объема инвестиций малых предприятий по основным видам экономической деятельности следующее:

  • обрабатывающие производства – 195 млн. руб. (24,1%);
  • оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 183,5 млн. руб. (22,7%);
  • строительство – 209,5 млн. руб. (25,9%);
  • транспорт и связь – 15,8 млн. руб. (2%)
  • операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 11,4 млн. руб. (1,4%)
  • гостиницы и рестораны – 150 млн. руб. (18,6%).

Торговля, общественное питание, услуги:

  • доля торговли и общественного питания в объеме ВРП области – 9,5%;
  • доля занятых в торговле, общественном питании и службе быта от общего числа занятых в экономике области – 11,5%.

Деятельность объектов потребительского рынка в 2011 году характеризуется следующими показателями:

  • число объектов розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг – 10 тыс. ед.;
  • оборот розничной торговли – 31,5 млрд. руб.;
  • оборот общественного питания – 1,6 млрд. руб.;
  • объем бытовых услуг населению – 1,6 млрд. руб.

Информация о работе Малые предприятия как альтернативная форма предприятий в российской экономике