Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 21:19, реферат
Международный бизнес является мощным инструментом экономической интеграции страны в мировую экономику, а следовательно — инструментом глобализации как таковой.
1. Введение………………………………………………………………….2
2. Основная часть…………………………………………………………..3
2.1. Понятие международного бизнеса………………………………3
2.2. Этапы развития международного бизнеса……………………...3
2.3. Виды и основные черты международного бизнеса…………….4
2.4. Мотивация международного бизнеса…………………………...6
2.5. Международные компании и их роль в процессе глобализации……7
3. Заключение…………………………………………………...........................9
4. Список литературы………………………………………………………...10
Содержание
Введение
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в современной глобальной экономике международный бизнес представляет главную и наиболее значимую область реализации международных экономических отношений.
Практически все крупные компании либо осуществляют деловые операции в других странах мира, либо вовлечены в процесс глобализации экономики другими способами. Бурное развитие торговли с использованием электронных средств коммуникации открыло новые возможности и для мелких компаний. В прошлом, для того, чтобы выйти на внешний рынок, компании приходилось кропотливо заниматься созданием сети центров распределения продукции, а также обеспечивать признание торговой марки в каждой стране, – процесс, реализация которого так много раз ставила крупные компании в гораздо более выгодные условия по сравнению с мелкими фирмами. В современных условиях хорошо разработанный web-сайт позволяет любой компании, независимо от ее размера, расширить свой бизнес на сегмент рынка, охватывающий потребителей во всем мире, без необходимости физического присутствия в каждой отдельно взятой стране. Такая возможность существенно облегчает процесс выхода мелких компаний на мировой рынок.
Международный бизнес является мощным инструментом экономической интеграции страны в мировую экономику, а следовательно — инструментом глобализации как таковой.
Понятие международного бизнеса
Международный бизнес - это
деловое взаимодействие государственных
или частных фирм (или их подразделений),
находящихся в различных
При этом возможности извлечения выгод рассматриваются исходя именно из преимуществ межстрановых деловых операций, т. е. из того факта, что продажи данного товара в другой стране или налаживание фирмой одной страны производства в другой, или предоставление услуг совместно фирмами двух стран третьей и так далее
обеспечивают вовлеченным в бизнес сторонам большие преимущества, чем они имели бы, ведя дело только в своих странах.
Это является ключевым моментом не только в понимании природы и специфики собственно международного бизнеса, но и в объяснении возникновения и развития международного менеджмента как такового.
Этапы развития международного бизнеса
В историческом развитии международного бизнеса можно выделить (согласно периодизации, проведенной американским исследователем Р. Робинсоном, четыре главных периода, или эры):
1. Коммерческая эра (1500 – 1850 гг.). Начинается с великих географических открытий и заканчивается захватом заморских колоний и началом промышленной революции.
2. Эра экспансии (1850 – 1914 гг.). В этот период происходят окончательные оформление и структуризация колониальных империй с одновременным бурным индустриальным развитием европейских государств, а затем и США. Приоритетными становятся не вывоз экзотических заморских товаров, а добыча сырья и систематическое плантационное хозяйство в колониальных странах. В результате потребовались согласованные действия власти в метрополии и национального бизнеса в колониях, что, в свою очередь, обусловило необходимость учета местных культурных особенностей управления, образования и социальных проблем колониального населения. Одновременно велись торговые войны и развивался международный финансовый сервис.
3. Эра концессий (1914 – 1945 гг.). Характеризовалась превращением компаний-концессионеров в «автономные экономические государства» со своим специфическим менеджментом. Происходят формирование слоя туземных менеджеров среднего звена, усложнение структуры международного бизнеса и формирование интернационального мирового рынка рабочей силы.
4. Эра национальных государств (1945 – 1970 гг.). В этот период относительно закрытые ранее для внешнеэкономической деятельности колониальные империи превратились во множество самостоятельных «игроков» на внешнем рынке. Потребовались инвестиции в экономику новых национальных государств, что обусловило развитие международных рынков капитала, появление новых финансовых инструментов, развитие сферы международного аудита и консалтинга. Произошел практический переход к созданию мультинационального бизнеса и формированию транснациональных корпораций (ТНК).
Современный период
в развитии международного бизнеса
(1970 – по настоящее время) характеризуется как эра глобализации.
Этот период начался как бум информатизации,
вызвавший революционные технологические
изменения во всех сферах общественной
жизни. Увеличился разрыв между развитыми
и развивающимися странами. Одновременно
развитие информационно-
Виды и основные черты международного бизнеса
Виды международного бизнеса представлены на рис 1.
Международный бизнес – наиболее мощный инструмент экономической интеграции государства в мировую экономику и развития международной торговли, основными чертами которого являются:
1. Глобализация, под которой
понимается глобальное
Рис.1. Виды международного бизнеса
2. Либерализация международной
торговли, сопровождающаяся упрощением
торговых и транспортных
3. Электронная торговля,
главной характеристикой
4. Электронный бизнес, характеризующийся
широким применением в
5. Конкурентоспособность,
предполагающая использование
6. Кросскультурные проблемы, вызванные со взаимодействием национальных культур в ходе внешнеэкономической деятельности и торговли, а также формированием мультинациональной деловой культуры, фиксируемой в международных договорах и соглашениях.
7. Безопасность международной
торговли, характеризующаяся все
более высокими требованиями
к обеспечению прозрачности
8. Возрастание значимости
человеческого капитала, вызванное
тем, что менеджеров среднего
звена и передней линии стали
наделять большими
Перечень этих факторов показывает, что страны, освоившие высокие технологии, Интернет и электронную коммерцию, пользуются преимуществами глобализации и электронной коммерции (маркетинг во всем мире, возможность дешевых закупок, дополнительного экспорта, интернет-предпринимательства). Там, где этого не произошло, пожинают ее негативные последствия. Странам с высоким образовательным уровнем населения, грамотным менеджментом, новыми технологиями и развитым сектором ИКТ глобализация не страшна.
Мотивация международного бизнеса
Совершенно очевидно, что международный бизнес не получил бы такого развития, если бы в его основе не лежали мотивационные факторы. Их принято разделять на три группы (приложение 2).
Рис.2. Мотивация международного бизнеса
Первая группа мотивационных факторов — поиск и освоение новых рынков. Стремление компаний расширить рынок сбыта своей продукции и услуг является, пожалуй, основным мотивом участия компаний в международном бизнесе. Высокий уровень сбыта означает и более высокий уровень прибыли. Кроме того, здесь действует правило «экономии на масштабах деятельности».
Вторая группа мотивационных
факторов — приобретение необходимых
компании ресурсов. Фирмы-производители
и дистрибьюторы довольно часто
подыскивают необходимые виды изделий
и услуг, а также полуфабрикаты,
комплектующие изделия и
Третья группа мотивационных
факторов — диверсификация (использование
возможностей, открывающихся для
бизнеса на рынках разных стран). Обычно
компании предпочитают не допускать
больших колебаний в уровне своих
продаж и прибылей и с этой целью
тщательно подыскивают
Международные компании и их роль в процессе глобализации
Международные компании имеют зарубежные активы и рассматривают мировое хозяйство как единый рынок для своей деятельности.
В современной литературе
используются и другие термины для
обозначения международных
МНК - это компания, использующая международный подход в поиске заграничных рынков и при размещении производства, а также комплексную глобальную философию бизнеса, предусматривающую функционирование компании как внутри страны, так и за рубежом. ТНК - это компании, у которых более 20 % активов вынесены за национальные границы. Некоторые авторы определяют ТНК как компании, имеющие «национальность», т.е. капитал которых принадлежит предпринимателям одной страны, а МНК - как компании с многонациональным капиталом. Однако этот подход является спорным, поскольку в настоящее время происходит масштабное слияние, «переплетение» финансов предпринимателей разных стран и определить национальную принадлежность капитала компании достаточно сложно.
Масштабы деятельности международных компаний растут из года в год. Доход многих из них сопоставим с валовым национальным продуктом небольших стран. Их уже называют глобальными. Они интегрируют хозяйственную деятельность, осуществляемую в разных странах.