Менеджер по персоналу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:13, доклад

Краткое описание

Задача менеджера по продажам — способствовать успешному продвижению товара на рынок; он не сам стоит за прилавком, а управляет процессом продаж. Ему необходимо создать сеть сбыта, поэтому приходится обзванивать постоянных клиентов и постоянно заниматься поиском новых. Менеджер по продажам должен располагать полной информацией о товаре и знать предпочтения своих клиентов, чтобы при отсутствии необходимого товара предложить замену. Также в обязанности менеджера по продажам входят переговоры с поставщиками, оформление контрактов, подготовка платежных документов, контроль за выполнением условий поставки, определение размеров скидок.

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджер по персоналу.docx

— 45.78 Кб (Скачать файл)

 
Менеджер по персоналу

Обеспечивает  подбор работников на вакантные должности, в ряде случаев выполняет и  другие функции, связанные с управлением  персоналом и обеспечением условий  для повышения его квалификации.

Менеджер  по персоналу общается с людьми, выслушивает  информацию и принимает  решение, размещает  объявления о вакансиях  в СМИ, Интернете. Анализирует большое  количество резюме, проводит собеседование  с претендентами. Обязанности менеджера  по подбору персонала  зависят от размера  компании, а также  от политики руководства.

В небольших компаниях  менеджер подбирает  и обучает сотрудников, определяет, как поощрять их усилия, ведет  личные дела. В его  обязанности могут  входить разработка и поддержание  корпоративного стиля  компании, создание системы поощрения  и наказания работников предприятия, проведение мероприятий, способствующих сплочению сотрудников, повышению их мотивации, открытие перед работниками  перспектив карьерного роста.

Он  совместно с администрацией участвует в принятии кадровых решений: кого выдвинуть на повышение, кого перевести на другую должность, в  случае с кем придется ставить вопрос об увольнении. Работает менеджер по графику, но часто рабочий  день ненормированный, так как многие соискатели трудятся где-то еще и общение  с ними происходит по окончании их трудового  дня. Иногда телефонные переговоры менеджеру  приходится проводить  дома в нерабочее  время. Вакантные  места имеются  в средних и  крупных компаниях.

Специалисты сходного профиля  работают на биржах труда, в кадровых агентствах (хотя там  сотрудники обычно являются не менед-жерами по персоналу, а психологами-профконсультантами). 
 
Для работы требуется высшее образование, лучше всего по специальности «Управление персоналом» (она бывает на факультетах менеджмента или экономики). Однако часто в этой профессии находят себя и люди, имеющее другое образование (торговое, психологическое, педагогическое или экономическое).

Специалист  в данной области  должен иметь подготовку в области социальной психологии, психологии труда, управления. Он должен знать трудовое законодательство, ориентироваться  в вопросах социальной защиты граждан, безопасности труда, конфликтологии. Менеджеру по персоналу пригодятся знания по этике делового общения, чувство такта и эмоциональная устойчивость, терпение.

Понадобятся также проницательность, организованность, коммуникабельность, умение выслушивать, но при необходимости  нужно проявлять  и жесткость, авторитетность. Не обойтись без общей  эрудиции, грамотной  речи, хорошо поставленного  голоса и приятной внешности. В качестве медицинских противопоказаний можно назвать  нервно-психические  расстройства, а также  дефекты речи и  явные физические недостатки. 
 
Профессия менеджера по персоналу хорошо востребована, ведь сейчас грамотного специалиста стремятся иметь не только во всех крупных компаниях, но и в небольших развивающихся фирмах. Уровень доходов представителя данной профессии зависит от величины компании, обычно несколько выше средней зарплаты в промышленности.

Карьерные перспективы связаны  с тем, что по мере накопления опыта  работы и повышения  квалификации (прохождения  дополнительных курсов, тренингов и т. п.) появляются возможности  для трудоустройства  во все более крупные  и престижные организации  и, соответственно, можно  рассчитывать на существенный рост материального  вознаграждения.

Психограмма менеджера по продажам

Задача менеджера  по продажам — способствовать успешному  продвижению товара на рынок; он не сам стоит за прилавком, а управляет  процессом продаж. Ему необходимо создать сеть сбыта, поэтому приходится обзванивать постоянных клиентов и  постоянно заниматься поиском новых. Менеджер по продажам должен располагать  полной информацией о товаре и  знать предпочтения своих клиентов, чтобы при отсутствии необходимого товара предложить замену. Также в  обязанности менеджера по продажам входят переговоры с поставщиками, оформление контрактов, подготовка платежных  документов, контроль за выполнением условий поставки, определение размеров скидок. 
Исходя из требований профессии, менеджер по продажам должен обладать следующими   личными качествами: 
    1. Трудолюбие - должен любить, чтобы работа выполнялась хорошо, всегда проверять, чтобы именно так работа и выполнялась. 
    2. Состязательность - не   должен бояться конкуренции, смело вступать в нее  и выигрывать. 
    3. Организованность -   должен имеет цель, план ее достижения, стремиться продумывать в деталях, как достичь заданной цели. 
    4. Инициативность -   должен проявляет творчество при подборе новых идей и видов деятельности, активно внедрять их в жизнь. 
    5. Хорошая обучаемость – должен быстро   воспринимать новую информацию и новые технологии. Быстро схватывать их. 
    6. Ораторские способности – умение управлять клиентами и подчиненными. 
    7. Умение   вдохновлять других словом и примером. 
    8. Умение слушать в чем заинтересованы другие люди. Это является одним из основных качеств для продажи и эффективного управления людьми. 
    9. Хорошее   отношение к людям. Это очень важная черта для любого, кто занимается сбытом или менеджментом. 
  10. Обладание   позитивным, оптимистическим настроением. Лидер в сбыте должен уметь постоянно настраивать на успех и поддерживать такое настроение. 
  11.   Креативность – умение подходить к поставленной задаче нестандартно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Менеджер: понятие, личные и деловые качества, функции


Менеджер (англ. manager, от manage — управлять) — это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

Термин «менеджер» имеет  довольно широкое распространение и употребляется применительно:

  • к организатору конкретного вида работ в рамках отдельного подразделения или программно-целевой группы;
  • руководителю предприятия или его подразделения (управления, отделения, отдела);
  • руководителю по отношению к подчиненным;
  • администратору любого уровня управления, организующему работу в соответствии с современнымиметодами;
  • специалисту по управлению производством;
  • предпринимателю-организатору в определенной сфере;
  • члену руководящего состава фирмы, наделенному исполнительной властью и осуществляющемуопределенные ему функции.

Таким образом, менеджеры  занимают различные позиции в организации, решают далеко не одинаковыезадачи, выполняют разные функциональные обязанности.

Организация не может существовать без менеджеров, так как они выполняют следующие функции:

  • устанавливают связи между отдельными операциями в организации;
  • обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
  • осуществляют руководство коллективом организации или подразделения;
  • выступают в роли лидера, способного вести за собой подчиненных, используя авторитет, высокий профессионализм и положительные эмоции;
  • разрабатывают и реализуют стратегию и тактику деятельности организации;
  • несут ответственность за результаты деятельности организации или подразделения;
  • обеспечивают интересы лиц или органов, которым принадлежит организация;
  • выполняют роль основного звена по связи организации с внешним окружением (властью, партнерамии т. д.);
  • создают коллектив и направляют его развитие в нужное русло, воспитывают членов коллектива, обладая высокими нравственными качествами;
  • выступают в роли инноватора, понимающего роль науки в современных условиях, умеющего ценить и безпромедления внедрять в производство (коммерцию) то или иное изобретение или ноу-хау;
  • генерируют идею, находят в ней сильные и слабые стороны, стремятся заглянуть в суть проблемы, добраться до истины;
  • анализируют, оценивают сделанное, намечают и реализуют меры по улучшению положения дел;
  • представляют организацию в различных мероприятиях. Функции менеджера как и ситуации, в которых они реализуются, разнообразны, тем не менее можно выделить три основные.

Во-первых, менеджер определяет основные задачи организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки, при этом он несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения, но и решиться на то, чтобы повести руководимый им коллектив в определенном направлении.

Во-вторых, менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее и, наконец, разъясняет цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, зависит результат его работы.

В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и внеорганизации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия,выступающего в качестве представителя организации. Он должен быть человеком, за которым люди готовы идти.

В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач данные функции могут быть присущи им в большей или меньшей степени. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем организации (подразделения).

Причем какую бы управленческую функцию руководитель ни выполнял в определенный момент времени, все остальные функции присутствуют в его текущих действиях в виде интеллектуальных операций, условий, способов или средств деятельности, т. е. простым перечислением управленческих функций нельзя определить действительную сущность деятельности руководителя.

Менеджеров традиционно  подразделяют на три уровня, или звена: низшее, среднее и высшее (рис. 7.1).

Менеджеры низшего звена (младшие начальники) руководят непосредственно рабочими и другимиработниками (не управляющими). Их напряженная работа характеризуется частыми переходами от однойзадачи к другой. Временной период для реализации решений весьма короткий.

Менеджеры среднего звена  координируют и контролируют работу младших начальников. Они обычновозглавляют в организации крупные подразделения и являются своего рода буфером между руководителями высшего и низшего звеньев.

Рис. 7.1. Уровни менеджеров предприятия

Менеджеры высшего звена  отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом. Их работане имеет четкого завершения, содержит значительный риск. Менеджеров этого звена значительно меньше, чем менеджеров других звеньев. Их труд высоко ценится и, как правило, хорошо оплачивается.

На западных предприятиях также различаются:

  • top management, т. е. высшее звено управления (генеральный директор и другие члены правления);
  • middle management — среднее звено управления (руководители управлений и самостоятельных отделов);
  • lower management — низшие звенья управления (руководители подотделов и других аналогичных им подразделений).

Образ менеджера постоянно  обогащается, становится более человечным. До сих пор в США, на родинеменеджмента, преобладали менеджеры рационального типа, которые обладали преимущественно инженерно-экономическими навыками и подходами к управлению.

Но уже в наше время появились менеджеры нового типа, которые постепенно поворачиваются к учетучеловеческого фактора производства. Более того, эти разновидности приобретают характерные черты делового поведения.

Необходимо также отметить, что чем выше уровень иерархии, тем больше рабочего времени менеджер должен затрачивать на решение стратегических, перспективных задач. На низшем уровне, наоборот, менеджер должен заниматься больше оперативными вопросами. Рекомендуется следующая структура рабочего времени менеджеров высшего уровня: стратегические задачи — 60% времени, тактические — 25%,оперативные — 15%; менеджеров среднего звена — соответственно 25, 50 и 25%; менеджеров низшегозвена — 10,25 и 65%.

Можно также выделять менеджеров линейных и функциональных. Первые возглавляют организации, учреждения, объединения, вторые руководят функциональными подразделениями.

Существуют и другие принципы деления менеджеров. Так, С. Паркинсон и М. Рустомджи выделяют производственных и административных менеджеров. Первый занимается технической стороной производства, выпуском продукции, создает требуемые материально-технические условия для успешного протекания технологических процессов, а второй — обеспечением общих условий работы, организацией совместной деятельности, финансами, планированием, правом, экономической безопасностью, связямис общественностью, исследованиями, маркетингом, коммерцией, бухгалтерским учетом и некоторымидругими вопросами.

В последние годы в промышленно развитых странах наряду с традиционным руководителем — менеджером возникла потребность в новом типе управляющих — инновационном менеджере. Он, по характеристикеБ. Санто, не начальник в традиционном смысле этого слова, а сотрудник, партнер. Его деятельностьнаправлена на передачу знаний, реализацию экономических решений, формирование механизмов стимулирования и т. д. Он выступает как бы катализатором совместной деятельности, ведет к поиску новых целей, приводит в движение тех, кто отождествляет себя с этими целями.

Менеджеры составляют социальную прослойку, которая играет заметную роль в обществе. В основномменеджеры работают в частных компаниях. Признание их особой роли в управлении поставило вопрос обих профессиональном обособлении, специальной подготовке.

Профессионализм менеджера  заключается во владении им специальными знаниями и навыками в областиуправления, организации производства (коммерции), в способности работать с людьми в различных сферах.

Причем раньше считалось, что для управления организацией совершенно не требуется быть специалистомв данной отрасли, достаточно знать лишь технологию и технику управления, уметь работать с людьми.

В настоящее время в результате развития общественного производства такой подход подвергается критике, так как наемные менеджеры не идентифицируют себя с производством, цели фирмы не становятсяих собственными целями. К тому же их подготовка в школах бизнеса часто не соответствует потребностям производства, а выпускники школ плохо адаптируются к его условиям. Поэтому в европейских и японскихкомпаниях практикуется, как правило, не приглашать управляющих со стороны, а «выращивать» их в самихфирмах. Тем не менее в компаниях ряда государств, особенно США., еще распространена практика найма профессиональных управляющих.

В нашей стране в предыдущие десятилетия имел место и другой уклон в подготовке специалистов среднейи высшей квалификации, когда весьма глубоко изучалась технология отрасли, но практическине осуществлялась управленческая подготовка.

По данным исследований, современный руководитель лишь на 15-20% должен быть специалистом в своейотрасли, прежде всего он должен быть организатором, психологом, социологом. Современные предприятияв большей степени нуждаются в специалистах по социотехническим системам, где человек стоит в центревнимания.

К менеджеру любого уровня предъявляется целый ряд требований. Он должен обладать следующими основными качествами:

  • наличие знаний и опыта в области управления современной организацией;
  • компетентность в вопросах состояния и развития той отрасли, к которой относится организация по видуи характеру деятельности (состояние исследований, техника, технология, конкуренция, динамика спросана продукцию);
  • владение навыками предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках;
  • умение обосновывать и принимать компетентные решения в условиях высокой динамичностии неопределенности на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками,распределять участие их в реализации принятых решений;
  • наличие практического опыта и знаний в области анализа ситуации на определенных рынках илиих сегментах, на которых уже работает или намеревается работать;
  • высокая культура, честность, способность быть образцом во всем;
  • умение анализировать деятельность и действия фирм- конкурентов;
  • способность и умение управлять ресурсами организации;
  • умение прогнозировать и планировать работу организации;
  • владение способами повышения эффективности управления и функционирования организации;
  • владение современными информационными технологиями, средствами коммуникации и связи;
  • умение управлять самим собой, своими эмоциями в стрессовых ситуациях и временем;
  • хорошая риторика, выразительность, быстрая словесная реакция;
  • убедительность, высокий интеллект, чувство юмора, уверенность в себе;
  • уверенность в суждениях, оригинальность, творческий подход;
  • инициативность, целеустремленность;
  • высокая работоспособность, жизненная активность, выносливость;
  • обаяние, популярность, привлекательность;
  • готовность взять на себя ответственность;
  • решительность, энергичность, динамичность в решении вопросов;
  • знания и проницательность (знание конкретных условий в организации, умение в них ориентироваться, быть проницательным и находчивым);
  • умение оказывать самопомощь (помощь самому себе), поддерживать себя за счет развития навыков управления в определенных условиях организации;
  • умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.

Менеджеры должны обладать организаторскими способностями, под которыми понимаются индивидуально-психологические особенности личности, позволяющими человеку овладевать методами организационной деятельности и успешно их реализовать. К организаторским способностям обычно относятся:

  • адаптационная мобильность, т. е. склонность к творческим формам деятельности, углублению знаний, инициативность, нетерпимость к консерватизму, готовность к обоснованному риску, стремлениек нововведениям, самообладание, предприимчивость и др.;
  • контактность, т. е. общительность, способность располагать к себе людей, умение выслушивать, пониматьи убеждать людей, а также способность взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника;
  • стрессоустойчивость, т. е. интеллектуальная и эмоциональная защищенность в проблемных ситуациях, самообладание и трезвость мышления при принятии решений;
  • доминантность, т. е. властность, честолюбие, стремление к личной независимости, лидерству, самоуважение, волевой характер.

Считаем целесообразным относить к организаторским способностям также следующие:

  • способность организовывать людей, включающую коммуникабельность, привлекательность, навыки межличностного общения, способность влиять на людей, сплачивать их, вести за собой, находить исполнителей, способность к внушению, вызывать доверие;
  • способность организовывать мероприятия, включающую навыки планирования и подготовки мероприятий, реализации намеченного, реальность мышления, развитое воображение, способность представлятьв деталях предстоящее мероприятие, возможные проблемы и срывы.
  • Важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение работать с людьми. Сюда относятся:
  • знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;
  • знание условий, связывающих предприятия и работников; защита интересов тех и других на справедливойоснове;
  • психологическая компетентность менеджера;
  • умение устранять неспособных работников с целью удержания единства коллектива и обеспеченияэффективности функционирования организации (подразделения);
  • умение строить отношения с людьми с учетом взаимосвязи формальной и неформальной структур;
  • способность и умение влиять на подчиненных;
  • умение общаться с людьми, знание «человеческих отношений».

Таким образом, перечень качеств, которыми должен обладать человек, занимающий должность менеджера, весьма внушительный, а содержание его подчас противоречиво.

Нетрудно понять, что людей, в полной мере обладающих всеми указанными качествами, практически нет.В связи с этим целесообразно в каждом отдельном случае при рассмотрении определенной должности выделять те качества, которыми должен обязательно обладать человек, занимающий эту должность. Точнее, следует четко представлять уровень знаний, перечень навыков и умений, необходимых для профессионального ведения данного конкретного дела.

В производственной обстановке такая задача решается с помощью квалификационного справочника или классификатора должностей, а также должностной инструкции. Данные документы содержат перечень требований к специалисту, претендующему на занятие конкретной должности.

Наиболее полное описание конкретной должности менеджера и требований к человеку, который должен занимать ее, отражаются в профессиограмме менеджера.

Профессиограмма — это документ, в котором отражены (описаны) особенности специальности, профессии (психологические, производственно-технические, медико-гигиенические и т. п.). В профессиограмме дается подробное описание профессии с указанием наиболее сложных функций данной профессии, которые вызывают определенные затруднения в ее освоении. При этом указываются затруднения, связанныес определенными психофизиологическими качествами человека (недостаточная острота зрения, медленная реакция и т. д.) и с организацией производства.

После этого следует провести оценку личных деловых качеств конкретного человека, претендующего или занимающего данную должность, соответствия их предъявляемым требованиям.

Для анализа и оценки личности человека социологами разработана модель, которая включает следующие качества:

  1. деловые (образование, знания, опыт);
  2. способности (одаренность, талант, гениальность, способность к данному виду работ);
  3. культурный ценз и эрудиция, честность и порядочность;
  4. характер (воля, активность, самостоятельность, обязательность, оперативность, забота о подчиненных,умение воспринимать критику, признавать свои ошибки);
  5. темперамент (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик);
  6. направленность интересов (материальная, социальная, духовная);
  7. возрастной ценз (молодой возраст, средний, пожилой, старческий);
  8. здоровье (хорошее, удовлетворительное, плохое).

При этом устанавливаются условия оценки:

  • · качество отсутствует — 1 балл;
  • · качество проявляется очень редко — 2 балла;
  • · качество проявляется не сильно и не слабо — 3 балла;
  • · качество проявляется часто — 4 балла;
  • качество проявляется систематически — 5 баллов.

Далее экспертным путем определяется весомость каждого качества, а также дается оценка каждому качеству конкретного человека.

 


 

 

 

 

 

Функции

Личностные качества

Тесты


 

Административная функция  заключается в разработке и реализации кадровой политики. Выполнение этой функции предполагает проведение анализа трудового потенциала, планирование персонала, наем, подбор, маркетинг персонала, формирование штата, расстановку, адаптацию персонала, повышение квалификации, увольнение.

деловые (образование, знания, опыт)

 

Стратегическая функция  требует одновременного осуществления  контроля, который, в свою очередь, должен, отвечать следующим условиям: иметь  постоянный характер, быть объективным, должен быть формой проявления уважения к подчиненному.

способности (одаренность, талант, гениальность, способность к данному виду работ)

 

Экспертно-консультативная  функция требует профессиональной компетенции по поводу производственно-экономической  деятельности предприятия, коммуникаций, межличностных отношений; делегирования  полномочий; а также использования  в ежедневной работе элементов консультирования.

характер (воля, активность, самостоятельность, обязательность, оперативность, забота о подчиненных)

 

Воспитательная функция  должна базироваться на единстве морали, слова и дела, помощи в адаптации  работников в коллективе.

возрастной ценз (молодой возраст, средний, пожилой, старческий)

 

Психотерапевтическая функция  имеет целью обеспечение сотрудникам  ощущение безопасности, уверенности  в завтрашнем дне, оказания помощи.

здоровье (хорошее, удовлетворительное, плохое)

 

Коммуникативно-регулирующая функция состоит в построении специальной системы информационного  обеспечения управления подразделениями  и организацией в целом.

умение воспринимать критику

(признавать свои ошибки)

 

Инновационная функция предполагает поиск эффективных методов управления, организации работы предприятия  с учетом изменений внешней и  внутренней среды.

направленность интересов (материальная, социальная, духовная)

 

Дисциплинарная функция  заключается в осуществлении  контроля, мотивации деятельности персонала.

темперамент (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик)

 


Информация о работе Менеджер по персоналу