Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 15:56, доклад
Основные принципы системы управления «Тойота»
1. «Точно вовремя» – производство нужного вида изделий в нужном количестве и в нужное время.
1. «Точно вовремя» – производство нужного вида изделий в нужном количестве и в нужное время.
2. Автономизация – самостоятельный контроль работника за браком. Она поддерживает точную поставку продукции тем, что исключает возможность поступления дефектных деталей предшествующего производственного процесса на последующий и предотвращает сбои.
3. Гибкое использование рабочей силы – изменение численности рабочих в зависимости от колебаний спроса.
Система управления производством.
Система управления производством фирмы
«Тоёта» была разработана и усовершенствована
«Тоёта Мотор Корпорейшн» и после 1973 г.
была принята многими другими японскими
компаниями. Основной целью системы является
снижение издержек. Она помогает также
увеличить норму оборота капитала
(отношение общего объема продаж к общей
стоимости основных производственных
фондов) и повышает эффективность работы
фирмы в целом. Даже в периоды медленного
роста система управления производством
«Тоёты» позволила обеспечить прибыль
посредством уменьшения цен необычным
образом: с помощью ликвидации излишних
материальных запасов или рабочей силы.
Не будет преувеличением сказать, что это новая революционная система управления производством. Она основана на системе Ф. Тейлора (научное управление производством) и системе Г. Форда (поточное конвейерное производство).
Производство по принципу «точно вовремя»
Принцип производства необходимых деталей в необходимых количествах в нужное время обозначается термином «точно вовремя» (jush-in-time). Он означает, например, что в процессе сборки автомобиля необходимые для этого детали, производящиеся в ходе других процессов, должны поступать к конвейерной линии в необходимое время и в необходимом количестве. Если система «точно вовремя» действует на всей фирме, она позволяет устранить с предприятия становящиеся ненужными запасы материалов, делая бесполезными также складские запасы и склады. Затраты на содержание запасов уменьшаются, и норма капиталооборота растет.
Однако нельзя полагаться исключительно
на методы централизованного планирования,
которые определяют производственные
графики сразу для всех стадий производства.
В этих условиях трудно реализовать принцип
«точно вовремя» на всех этапах производства.
Поэтому в системе «Тоёты» следят за течением
производственного процесса в обратном
порядке. Рабочие, выполняющие определенный
процесс, получают необходимые им детали
с предшествующего процесса производства
в нужное время и в нужном количестве.
На предшествующем же процессе должно
быть произведено только такое количество
продукции, которое необходимо для замещения
изъятого количества.
Тип и количество требуемых изделий заносятся
на карточку, называемую
«канбан». «Канбан» адресуется рабочим
предшествующего производственного участка.
В результате многие участки на предприятии
оказываются связаны друг с другом напрямую.
Эти связи позволяют лучше контролировать
необходимое количество выпускаемой продукции.
В системе «Тойоты», как в любой «тянущей системе», рабочие получают необходимые им детали с предшествующего процесса производства в нужное время и в нужном количестве. Тип и количество требуемых изделий заносятся на карточку, называемую «канбан», которая обычно представляет собой прямоугольную карточку в пластиковом конверте. В карточке отбора указывается количество деталей, которое должно быть взято на предшествующем участке обработки, в то время как в карточке производственного заказа – количество деталей, которое должно быть изготовлено на предшествующем участке производства. Эти карточки циркулируют как внутри предприятий «Тойоты», так и между корпорацией и сотрудничающими с ней компаниями, а также на предприятиях филиалов. Таким образом, карточки «канбан» несут информацию о расходуемых и производимых количествах продукции, что позволяет обеспечивать производство по принципу «точно вовремя».
В результате многие участки на предприятии оказываются связаны друг с другом напрямую, что позволяет лучше контролировать необходимое количество выпускаемой продукции. Система «Канбан» является информационной системой, позволяющей оперативно регулировать количество продукции на различных стадиях производства. Иногда систему «Канбан» отождествляют с системой «Точно вовремя», но система «канбан» является лишь частью системы «точно вовремя» и средством ее реализации.
Метод выравнивания производства по объему, известный как «точная настройка» производства с помощью системы «канбан», является наиболее важным условием минимизации потерь времени рабочих и простоев оборудования.
Во избежание больших отклонений в количестве необходимых деталей на всех этапах производства, а также получаемых от внешних поставщиков, необходимо свести к минимуму колебания выпуска продукции на конечной линии сборки. Поэтому со сборочного конвейера должны сходить минимальные партии каждой модели автомобиля, реализуя идеал штучного производства и доставки. Иными словами, различные типы автомобилей будут собираться один за другим в соответствии с дневным объемом производства каждого типа. Линия сборки будет также получать с предшествующих участков необходимые детали малыми партиями.
Реальное производство обнаруживает конфликт между необходимостью разнообразить продукцию и сбалансированностью производства. Если не требуется разнообразия продукции, то специализированное оборудование для массового производства обычно является мощным средством снижения издержек. Однако на «Тойота» производятся автомобили с различными комбинациями кузовов, шин, дополнительных приспособлений в широкой цветовой гамме. Примером может служить выпуск трех или четырех тысяч видов модификаций и комплектаций модели «Корона». Чтобы обеспечить производство при таком разнообразии продукции, необходимо иметь универсальное, или гибкое, оборудование.
Метод выравнивания по объему разнообразной продукции производства заключается в безостановочном приспособлении к изменению спроса потребителей за счет постепенного изменения частоты выпуска партий продукции без изменения их размера.
Активизация рабочих делает систему «Тойота» по-настоящему жизненной. Каждый рабочий имеет возможность выдвигать предложения и предлагать усовершенствования на собраниях кружков качества, которые проводятся под руководством мастера на регулярной основе. Предложения рассматриваются инженерами, технологами, управленцами и максимально внедряются в производственный процесс. Предусмотрена система мер материального и морального поощрения активных рабочих.