Менеджмент и его и его основные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 22:07, реферат

Краткое описание

При планировании и организации работы руководитель определяет, что
конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его
мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно,
руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.
Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей организации.

Содержание

1. Мотивация ………………………………………………..2
2. Современные теории мотивации …..................................5
3. Менеджмент и его и его основные функции…………….6
4. Список использованной литературы……………………10

Вложенные файлы: 1 файл

Мотивация менеджмент.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

                       План:

 

        

  1. Мотивация ………………………………………………..2
  2. Современные теории мотивации …..................................5
  3. Менеджмент и его и его основные функции…………….6
  4. Список использованной литературы……………………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Мотивация.

При планировании и организации работы руководитель определяет, что

конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его

мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений  сделан эффективно,

руководитель  получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

Мотивация как  основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей организации. исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.

Мотив – это  побудительная причина, повод к  деятельности. Побудить к

деятельности  можно обогатив идеями, волю, знания, определив величину

вознаграждения, связав его с результатом деятельности, а также выявив

систему ценностей  человека, удовлетворяя потребность  власти в зависимости

от способности  человека влиять на других людей. Различные  теории мотивации разделяют на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы.  Чтобы понять смысл теории содержательной и процессуальной мотивации, нужно сна чала усвоить смысл    основополагающих понятий: потребности и вознаграждения.

Потребности - это  осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта. Потребности невозможно  непосредственно  наблюдать  или измерять.

Об их существовании можно судить лишь по поведению людей.

Потребности служат мотивом к действию. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями. Вознаграждение - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели), получаемые посредством самой работы. Теория мотивации представляет собой специальную область

знаний, которая  формировалась последовательно  с начала 20 века.

Содержательные  теории мотивации в первую очередь  стараются определить

потребности, побуждающие  людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы.

Согласно теории Маслоу пять основных типов потребностей физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая как доминант определяет поведение человека. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере, частично потребности нижнего уровня. Однако эта иерархическая структура не является абсолютно жесткой и строгой. Содержательные теории  мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Процессуальные теории рассматривают мотивацию

в ином плане. В  них анализируется то, как человек  распределяет усилия для

достижения  различных целей и как выбирает конкретный вид поведения.

Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.

 Имеется три основные  процессуальные теории мотивации:  теория ожиданий,

теория справедливости и  модель Портера - Лоулера.

Теория ожиданий основывается на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в большой вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей или

достижения цели. Мотивация  является функцией фактора ожидания "затраты

труда - результаты", ожидания - "результаты -вознаграждение" и валентности

(т.е. относительной степени  удовлетворения). Наиболее эффективная  мотивация достигается, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получению особо ценного вознаграждения. Мотивация ослабевает, если вероятность успеха или ценность вознаграждения оценивается людьми невысоко.

В рамках теории справедливости предполагается, что люди подвергают

субъективной оценке отношение  вознаграждения к затраченным усилиям  и

сравнивают его с тем, что, как они считают, получили другие работники за

аналогичную работу. Несправедливое, по их оценкам, вознаграждение приводит к возникновению психологического напряжения. В целом, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. Если же он считает свой труд переоцененным, то он, напротив, оставит объем затрачиваемых усилий на прежнем уровне или даже увеличит его. Получившая широкую поддержку модель Портера - Лоулера основывается на том, что мотивация является функцией потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Результативность труда работника зависит от приложенных им усилий, его характерных особенностей и возможностей, а также оценки им своей роли. Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности в том, что оно будет получено. Согласно модели Портера - Лоулера результативность труда продолжает удовлетворенность, а вовсе не наоборот, как считают сторонники теории человеческих отношений.

  1. Современные теории мотивации можно разделить на две категории: содержательные и процессуальные теории мотивации.

Основной мыслью содержательных теорий мотивации является определение внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать установленным способом. 
Представителями данной теории являются Абрахам Маслоу,  Дэвид МакКлелланд, Фредерик Герцберг. 
Процессуальные теории мотивации базируются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.  
Основные процессуальные теории: теория ожидания, теория справедливости, модель мотивации Портера-Лоулера. 
Данные теории мотивации являются взаимодополняемыми, а не взаимоисключающими, Развитие теории мотивации имело эволюционный характер, и данные теории применяются при решении задач побуждения людей к эффективному труду. 
Чтобы понять смысл теории содержательной или процессуальной  мотивации, необходимо понять смысл основополагающих понятий: потребности и вознаграждения. 
Потребность - это ощущение человеком недостатка чего-либо. До настоящего времени нет одной всеми принятой идентификации определенных потребностей. 
Потребности можно классифицировать как первичные и вторичные. 
Первичные потребности - это физиологические потребности. Они, как правило, являются врожденными (потребность в пище, воде, потребность дышать, спать и т. д.). 
Вторичные потребности по своей сути являются психологическими, например потребность в успехе, уважении, власти, потребность принадлежать кому-либо или чему-либо. 
В контексте мотивации понятие "вознаграждение" имеет более широкий смысл, чем просто деньги или удовольствие. Вознаграждением является все то, что человек считает ценным для себя. Но так как понятия ценностей у людей различны, то неодинакова и оценка вознаграждения и ее относительной ценности. Внутреннее вознаграждение приносит сам процесс работы, например чувство достижения высокого результата, значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение, возникающие в процессе совместной деятельности между коллегами, также рассматриваются как внутреннее вознаграждение. Наиболее простым способом обеспечения данного вида вознаграждения служат создание соответствующих условий работы и точная постановка задач. 
Что касается внешнего вознаграждения, то это такой тип вознаграждения, который равнозначен понятиям "поощрение" или "премирование", т. е. это вознаграждение, которое выдается самой организацией, а не возникает от самого процесса или результата деятельности. Примером внешнего вознаграждения являются заработная плата, выплата пособий и льгот, бонусов, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа (наличие личного кабинета), похвала и признание, а также дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, оплата страховки, служебный автомобиль). 
Что использовать в большей степени - внутренние или внешние вознаграждения в целях мотивации - следует определить реальные потребности работников. 
3. Менеджмент  и его и его основные функции 
Менеджмент – это особая динамическая организация управления, необходимая экономически самостоятельному хозяйственному объекту, гибкая система предприимчивого и инновационного руководства, способная чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкуренции и своевременно перестраиваться с учетом требований внешней среды.

Функцией в менеджменте  называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

Процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последователь-ность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально – экономической системы.

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это со вокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

 

Принятие

решения

Постановка

задачи

(определение

цели)

Выбор

методов управления


Анализ и  оценка

результатов

решения

Контроль за исполнением

         и корректировка

решения

Организация,

координация      

     и

корректировка

решения


 

 Функция – это, во-первых, роль, которая выполняется субъектом или объектом в определенной сфере деятельности. Можно сказать, что функция – это то, за что отвечает субъект или объект в данном случае. В ряде точных наук функцией называются отношения между объектами, когда изменение одного из них ведет к изменению другого 
   Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. 
   Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции) 
Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются специальными дисциплинами: товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, правоведение и др. 
Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции. Они являются общим условием управления социальными и социально-экономическими процессами. Основными функциями менеджмента являются: планирование, организация, мотивация, стимулирование и контроль. Кроме этого основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.

Основными функциями  менеджмента являются:

Предвидение –  прогнозирование, целеполагание, стратегическое             планирование.

Прогнозирование – это предвидение результатов  деятельности предприятия.

Целеполагание- это постановка и формирование целей  в соответствии с

потребностью  общества в производимой предприятием продукции (услугах), в  обеспечении  ресурсообеспеченности целей и реализуемости.

Цели – это  конкретные желаемые результаты, которых  стремится достичь

коллектив в  процессе своей деятельности. Цели могут быть различные: экономические, социальные, маркетинговые и др.

Социально-экономические и в особенности производственно-хозяйственные

системы являются многоцелевыми.

Основная задача менеджеров – добиться реальных конечных результатов

деятельности. Менеджеры должны правильно определить, уяснить свои цели,

поставить цели  персоналу с тем, чтобы определить и уточнить исходные

данные, выяснить сильные и слабые стороны системы  и эффективно их

использовать.

Менеджер должен постоянно контролировать цели и  результаты их достиже-ния. В процессе управления осуществляется постоянный процесс согласования и определение взаимного соответствия целей и результатов

 

 

 

 

 

 

                    

                 Список использованной литературы:

 

1. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента – М.: "Дело", 1992.

 

2. Минуберг Г., Лэмпел Д., Альстренд Б. , Школа стратегий. "Питер",

          Санкт-Петербург 2000

 

3. Гурков И. Б. "Стратегический менеджмент организации" ЗАО "Бизнес-

          школа", "Интел-Синтез", Москва 2001

 

4.  Глухов В.В. "Менеджмент", "Спецлит" Санкт-Петербург , 2000

   

5.  Котлер Ф. "Маркетинг. Менеджмент" "Питер", Санкт-Петербург 2001

   

6. КузнецоваЮ.В. ,  Подлесных В.И. "Менеджмент" ИД "Бизнес-пресса",

          Санкт-Петербург 2001

 

7.  Виноградский Н.Д., Шканова Е.Н. " Управление торговлей", -

             Москва 1989г.

 

 


Информация о работе Менеджмент и его и его основные функции