Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 14:02, статья
90-е гг. в истории среднего профессионального образования ознаменованы введением новых учебных планов и программ, которые в то время были названы планами нового поколения (1989 г.). Жизнь этих документов оказалась не столь продолжительной, как прежних, но они успели дать толчок целому ряду идей и направлений, многие из которых перешли в эру государственных образовательных стандартов СПО.
«МЕНЕДЖМЕНТ»
КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА:
ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ И
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
В.И.Сетков,
директор Пермского
строительного
колледжа
90-е
гг. в истории среднего
Это было правильное решение, поскольку руководитель – профессия массовая: число руководящих работников в экономике и управлении составляет до 20 % от общего числа работающих а народном хозяйстве, что больше, чем в таких отраслях, как машиностроение, транспорт, строительство и др. Поэтому возможно и необходимо обучение управленческому груду в учебном заведении, на курсах повышения квалификации, путем самообразования и т.д.
С 1997 г. в ГОС СПО на смену «Основам управленческой деятельности» пришла новая дисциплина «Основы менеджмента», которая в новых стандартах, внедряемых с 2002/03 учебного года, присутствует во всех специальностях и специализациях промышленного направления, во всяком случае тех, для которых стандарты разрабатывает Минобразование РФ (до 60 часов для базового уровня подготовки).
Впервые примерный учебный план по «Основам управленческой деятельности» был опубликован в журнале «Среднее профессиональное образование» (№ 6, 1990). Публикация примерной программы предполагала ее широкое обсуждение. И это было хорошей традицией, когда преподавателям давалась возможность через печатные органы сделать предложения по улучшению учебных планов и программ по той или иной дисциплине.
Сегодня, к сожалению, нет хорошего учебника по менеджменту для студентов средних профессиональных учебных заведений. Много такой литературы для вузов, есть и для ссузов, но главным образом для экономических или правоведческих специальностей. А вот для студентов колледжей и техникумов промышленного (производственного) направления – нет. Видимо, не следует создавать учебники по менеджменту отдельно для машиностроительных, транспортных, строительных, горных и других специальностей по целому ряду причин. Но для группы специальностей, скажем, промышленного направления написание такого учебника вполне оправдано.
При таком подходе предъявляются особые требования к программе по менеджменту, которая должна пройти широкое обсуждение. Здесь все важно: и перечень вопросов, и порядок их изложения, и глубина описания, и соотношение теоретических основ и практических знаний и навыков и т.д. Так как это очень небольшой курс – от 32 до 60 часов, то здесь возникает много трудностей.
Автор
этих строк предлагает обсудить в
качестве проекта такой программы
следующий план учебника, который определился
за более чем 10-летний период преподавания
«Основ управленческой деятельности»
и «Основ менеджмента».
Автор считает вполне правильным название
этого курса – «Основы общего менеджмента».
Слово «общий» употребляют тогда, когда
говорят об управлении деятельностью
организации в целом (или ее самостоятельных
хозяйственных подразделений). Курс должен
быть кратким.
Менеджмент организации
должен быть в центре внимания, а он состоит
из двух больших частей: управление деятельностью
и управление людьми. Управление
экономической деятельностью
– это планирование, экономическая
постановка производственных задач, контроль
за выполнением заданий и т.п. Управление
людьми как персоналом – это обеспечение
сотрудничества между членами коллектива,
обучение, информирование, мотивация работников
и т.д. Эти две части и составляют основу
менеджмента.
Другой важной составной частью учебника должны стать сведения о труде менеджера, состоящие из общих положений и перечня трудовых операций, которые приходится ему выполнять. В классической литературе по менеджменту многие из этих вопросов излагаются в таких темах и разделах, как психологические основы управления, технологии менеджмента, самоменеджмент и т.д. Исходя из того, что адресатом учебника является молодой человек, не искушенный в проблемах управления, такое отступление от традиционного изложения материала допустимо. Автор сознает, что вопросы, изложенные в информационно-коммуникационном инструментарии менеджера, дублируют вопросы, излагаемые в дисциплине «Язык как средство общения». Они могут излагаться сокращенно, а приведены для целостного подхода к описанию трудовых операций менеджера.
Автор
допускает, что примерные учебные
планы по основам менеджмента
уже разработаны или еще
ОСНОВЫ ОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА
(краткий
курс)
Введение
1. Менеджмент и менеджер
1.1. Экономика и управление
1.2. Управление и менеджмент
1.3. Менеджмент и бизнес
1.4. Менеджмент и маркетинг
1.5. Менеджмент: расширение понятия
1.6. Менеджмент и менеджер
1.7. Менеджер: расширение
понятия
2. Основы теории менеджмента
3. Основы менеджмента организации
3.1 Общие положения
3.1.1. Организация как объект менеджмента
3.1.2. Классификация организаций
3.1.3. Организационная структура
3.1.4. Функции управления организацией
3.1.5. Эффективность менеджмента организации
3.1.6. Основные фазы жизни организации
3.1.7. Организационная культура управления
3.2. Управление деятельностью
4. Труд менеджера
4.1. Личность менеджера
4.1.9. Эффективность труда менеджера
4.3. Инструментарий менеджера: информационно-коммуникационный
Информация о работе «Менеджмент» как учебная дисциплина: опыт преподавания и взгляд в будущее