Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 14:03, реферат
Наиболее мощное влияние на представления руководителей о природе трудовой мотивации персонала оказали идеи, высказанные Фредериком Тейлором в начале XX века. Тейлор утверждал, что самым большим несчастьем, от которого страдают как хозяева фабрик и заводов, так и рабочие, является недостаток рвения, отсутствие желания трудиться с полной отдачей, сознательно медленная работа с целью снизить дневную выработку, "солдатская работа".
Наиболее мощное влияние
на представления руководителей
о природе трудовой мотивации
персонала оказали идеи, высказанные
Фредериком Тейлором в начале XX века.
Тейлор утверждал, что самым большим
несчастьем, от которого страдают как
хозяева фабрик и заводов, так
и рабочие, является недостаток рвения,
отсутствие желания трудиться с
полной отдачей, сознательно медленная
работа с целью снизить дневную
выработку, "солдатская работа". Тейлор
ставил перед собой высокие цели:
"Уничтожение "прохладцы" и
различных причин медлительности в
работе, - писал он, - должно настолько
понизить издержки производства в промышленности,
что как наш внутренний, так
и наш внешний рынок
"Общая тенденция к
медленной работе, - отмечал Тейлор,
- значительно усиливается в
Примечание. Отец научного менеджмента Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 - 1915)
Фредерик Тейлор, создатель научного менеджмента, был человеком, полностью захваченным идеей контроля, одержимым постоянной потребностью управлять каждым аспектом своей жизни. Как его работа, так и домашние дела и отдых регламентировались детально прописанными программами и графиками, которым он жестко следовал.
Эти черты характера проявлялись у Тейлора с раннего возраста. Воспитываясь в хорошо обеспеченной семье, жившей по строгим пуританским правилам (усердный труд, дисциплина и умение управлять своими эмоциями), Фредерик быстро научился жестко регламентировать свою жизнь и самого себя. Друзьядетства описывали дотошный ("научный") подход, который он привносил в их игры. Еще будучи ребенком, Тейлор настаивал на том, чтобы все подчинялось четким правилам. До начала игры в бейсбол он часто настаивал на необходимости точного соблюдения размеров площадки, даже если большая часть солнечного утра уходила на то, чтобы убедиться, что все размеры до дюйма соответствуют требованиям. Игра в крокет также была объектом тщательного анализа: Тейлор анализировал углы ударов, высчитывал силу удара, преимущества и недостатки слабых и сильных ударов.
Для него было обычным наблюдать за своими действиями, измерять время, потраченное на различные движения, и считать свои шаги. Во время загородных прогулок юный Фред постоянно экспериментировал, чтобы определить, как преодолеть максимальное расстояние с минимальными потерями энергии, или каков наиболее простой способ перепрыгнуть ограду, или какой должна быть идеальная длина прогулочной трости. Юношей, перед тем как идти на танцы, он составлял списки привлекательных и непривлекательных девушек, чтобы уделить одинаковое время каждой.
Упорство, настойчивость и рациональный подход принесли свои плоды не только в науке управления. Тейлор добился больших успехов и в спорте: он был чемпионом США по теннису в парном разряде.
Переоценить вклад Тейлора в науку управления трудно. Питер Друкер говорил, что весь современный менеджмент стоит, как на скале, на тех идеях, которые были заложены Тейлором.
Надпись на могиле Тейлора проста и лаконична: "Отец научного менеджмента".
Если говорить словами Тейлора, суть его теории в том, что: "В прошлом на первом месте стоял человек. В будущем будет стоять система".
В чем же состоит система "научного управления"?
Вот пять шагов для выработки научного фундамента, предложенные Тейлором.
1. Выберите 10 или 15 отдельных
рабочих (лучше всего в таком
же количестве отдельных
2. Подвергните внимательному
изучению весь тот ряд
3. Зарегистрируйте с
4. Устраните все неправильные движения, медленные движения и ненужные движения.
5. Затем объедините все
выбранные наилучшие и
В целом Тейлору удалось
достичь устойчивого роста
Принципы научного управления по Тейлору предполагают следующие направления работ:
1. Выявление наиболее
2. Установление нормативов,
определяющих требования к
3. Обучение работников рациональным приемам работы.
4. Отбор наиболее подходящих
работников. Тейлор выделял три
основных критерия, по которым
он отбирал нужных ему
5. Усовершенствование орудий труда.
6. Создание наилучших условий труда.
7. Четкая и понятная
связь размера оплаты и
8. Система учета количества выполненной работы.
9. Предоставление работникам
полной информации о том, что
от них требуется, и о
10. Установление хороших
отношений между
Система научной организации
труда помимо идеи рационального
выполнения работ в значительной
степени направлена на повышение
трудовой мотивации работника. Эта
задача решалась, с одной стороны,
через учет мотивации при отборе
работников (поиск работников, заинтересованных
в повышении заработка, готовых
для этого работать интенсивнее),
а с другой - за счет более четкой
увязки результатов труда и
В качестве главных мотиваторов в рамках этой модели выступают два фактора:
- деньги, которые работник получает за свою работу;
- понимание работником
того, как результаты его труда
связаны с получаемой
Самым показательным примером применения теории Тейлора на практике был завод Генри Форда. Строительство завода Форда в Хайлэнд Парк (1914) велось в соответствии с проектом, фундамент которого образовали такие "камни", как предсказуемость, рационализация и порядок, "который устраняет все вопросы о том, как выполнять работу, кто будет ее делать и когда она должна быть сделана. Следовательно, рациональная фабрика - это фабрика, которая работает как механизм". Люди в этом механизме не являются чем-то отличным от станков и прочих механизмов. (Вообще, надо заметить, что Тейлор относился к простым рабочим не слишком хорошо. Он говорил, что даже лучшие рабочие, занятые на переноске чугунных болванок, "настолько тупы и флегматичны, что по складу своего ума напоминали скорее буйволов, чем какое-либо другое животное".)
Нововведения на новом заводе Г. Форда позволили инженерам улучшить контроль. Самым очевидным изменением, конечно, было постоянное движение и его скорость - не только скорость сборочной линии, но и скорость передвижения каждого человека или объекта. Когда рабочие переходили с одного места на другое, их заставляли двигаться быстрее. Рабочих, переносивших детали, принуждали ускорить движение. И каждый рабочий на сборочной линии работал так быстро, как того требовал конвейер. От рабочих не просто требовали производства определенного объема продукции, у них фактически не было другого выбора, как только работать в том темпе, который диктовала машина. В 1914 г. на заводах Г. Форда были введены должности мастеров, которых рабочие называли "погонялами", поскольку в их обязанности входило заставлять рабочих не снижать темпов работы.
Работа на заводе, организованном
в соответствии с принципами "научного
управления", воспринималась рабочими
как гораздо более утомительная
и однообразная, что, впрочем, не противоречило
планам менеджмента, еще в 1912 г. стремившегося
к исключительно высокой
Сам Тейлор поставил перед
собой непростую задачу - найти
универсальную формулу
Хотя подходы Тейлора
приводили к значительному
Другим отрицательным последствием "научного подхода к управлению" явились отрицательные эмоции, переживаемые работниками, для которых "научная организация труда" означала выполнение простейших операций вроде единственного действия - нажимания ногой на рычаг пресса или окунания детали в чан с краской. От того, что эти операции выполнялись самым оптимальным способом, рабочему, которому приходилось производить такое действие изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год, веселее или интереснее не становилось.
Было замечено, что по мере
профессионального роста у
Существует общее согласие по поводу того, что высокоспециализированные и стандартизированные работы были очень эффективны и вели к высокой степени контроля над работниками. Вплоть до нашего времени редко кто ставит под сомнение эргономический подход к организации труда. Можно реально выявить и увидеть экономию издержек за счет эргономического подхода, однако рука об руку с экономией следуют и побочные эффекты в виде снижения качества, повышения уровня прогулов, текучести кадров и снижения удовлетворенности персонала.
Однако система Тейлора
не умерла и не умрет. Главное в
его системе - стремление к максимально
возможной рациональности, нахождение
самых оптимальных методов