Методологические основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 07:39, доклад

Краткое описание

Возникновение управления, как такового, связано с необходимостью организовывать и координировать совместный труд людей, направленный на достижение поставленных целей, не зависимо от сферы, в которой этот труд осуществляется - военной, строительной и т.д. Функция управления этим трудом реализовывалась в основном представителями власти - государственной, военной, религиозной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ……………………………………4
2. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ…………………8
2.1 Структура системы менеджмента организации…………….……15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 36.31 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Байкальский государственный  университет экономики и права» в г. Якутске

Кафедра менеджмента

 

Специальность 036401  «Таможенное  дело»

 

 

ДОКЛАД

по дисциплине: Общий менеджмент

по теме: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

Исполнитель студент гр. ТД-11 Н.А.Вытоптова

Руководитель, А.И.Сыроватская

 

 

 

 

Якутск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

1. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ……………………………………4

2. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ…………………8

    2.1 Структура системы менеджмента организации…………….……15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью  которой он упорядочивает и подчиняет  своим интересам элементы внешней  среды - общества, живой и неживой  природы, техники.

Предметом и продуктом  труда в управлении является информация. В первом случае, как предмет, она "сырая", а поэтому не может  применяться на практике (она просто информация). А вот в результате управленческой деятельности на ее основе создается решение, т.е. информация, исходя из которой, субъект управления может предпринимать конкретные действия.

Виды управления: производственное, техническое, государственное, идеологическое, хозяйственное.

Возникновение управления, как такового, связано с необходимостью организовывать и координировать совместный труд людей, направленный на достижение поставленных целей, не зависимо от сферы, в которой этот труд осуществляется - военной, строительной и т.д. Функция  управления этим трудом реализовывалась  в основном представителями власти - государственной, военной, религиозной.

Мы можем сказать "управление природными ресурсами", но не можем  сказать "менеджмент природными ресурсами" и т.д. Т.е. понятие "управление" гораздо шире, чем понятие "менеджмент".

Индивидуум создавал блага  и услуги, предназначенные на продажу (производственная функция), самостоятельно принимал решения о путях и  формах развития своего дела, сам нес  ответственность (предпринимательская  функция), организовывал, контролировал, обеспечивал ресурсами текущую  хозяйственную деятельность (управленческая функция), сам распоряжался результатами своего труда (функция присвоения).

Управление превратилось в особый вид деятельности в связи  с усложнением экономических процессов, вовлечением в них значительной массы людей. В этих условиях понадобилось выделять специальных руководителей, управляющих, менеджеров, создавать органы управления, в задачу которых входит согласование действий отдельных участников совместной деятельности.

 

1. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ

Менеджмент (англ. management - управление, заведование, организация) - это:

- практическая деятельность  по управлению производством  или коммерцией, преследующая цели  повышения эффективности работы  и увеличения прибыли;

- теория управления, совокупность  принципов, методов, средств и  форм управления;

- в современной отечественной  практике также руководящий состав  предприятия, акционерного общества.

В последние годы понятие "менеджмент" прочно вошло в  наш обиход, стало привычным для  российской деловой жизни и нередко  используется наряду и наравне с  понятием "управление". Более того, русское слово "управление" и  английское "менеджмент" некоторые  авторы считают синонимами. В действительности содержание этих терминов несколько  различается, в связи, с чем следует подробнее остановиться на этом.

Термин "управление" традиционно  используется во всех социально-экономических, технических, биологических и других системах.

Если подходить  более строго, то понятия "менеджмент" и "управление" следует различать и по объектам воздействия. Так, если в менеджменте объектами воздействия являются люди, то в управлении объекты воздействия - это и производственные, товарно-материальные и иные ресурсы, а также производственные, торгово-технологические и иные процессы.

По этой причине следовало  бы в отношении финансового, налогового, инвестиционного, инновационного, операционного, производственного, информационного  и других видов менеджмента употреблять  термин "управление".

Следует также заметить, что если термин "менеджмент" употребляется  применительно к предпринимательским  структурам, то для других целей  за рубежом используются иные термины, например: government administration - государственное управление и public administration - общественное управление. В наших условиях для этого следует употреблять термины "организация", "управление" и "администрирование". Тем не менее государственные, общественные и иные организации также должны использовать некоторые принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат, высокой эффективности функционирования и государственного регулирования. Для более глубокого уяснения сущности понятия "менеджмент" следует уточнить некоторые входящие в него положения, прежде всего целевое содержание.

Так, целью менеджмента  как науки, является разработка теории управления, научных подходов, принципов  и методов, обеспечивающих устойчивое, надежное, перспективное и эффективное  функционирование систем управления.

В связи с этим можно  также заметить, что менеджмент - это наука комплексная, охватывающая психологические, технические, экономические, социальные и другие аспекты. Поэтому ее можно отнести к типу интегральных, многоаспектных, междисциплинарных наук, развивающихся на стыке и в переплетении общественных, естественных и технических наук. В этом подтверждается вывод, что менеджмент - фундаментальное понятие науки.

Цели и задачи менеджмента  непрерывно усложняются по мере роста  масштабов и развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые намеченные цели оцениваются  на рынке.

В современном менеджменте  существуют различные способы решения  задач: конкретные методы решения задач  управления, моделирование управленческих процессов, информационное и техническое  обеспечение принятия решений и  др. В России теоретическая и прикладная статистика, экономико-математические модели решения задач, инженерных расчетов и т.п. разработаны достаточно хорошо. Менее развита автоматизация  процессов обработки информации, управления производством, принятия решений. Однако эффективность управления зависит  не только от способов решения задач, но в огромной степени и от хозяйственного механизма и системы государственного регулирования. Поэтому многие модели управления (стратегического и оперативного), успешно используемые за рубежом, не всегда могут быть эффективно применены  в России, что объясняется разной степенью зрелости рыночных отношений.

Менеджмент как бы пронизывает всю организацию, затрагивая практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также выделить его отдельные виды. Например, производственный менеджмент - это комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкретном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно-правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.

Финансовый менеджмент - это комплексная система обеспечения  устойчивости, надежности и эффективности  управления финансами. Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных  подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей  эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров. Инновационный  менеджмент - это комплексная система  управления инвестициями, вкладываемыми  собственниками в развитие всех видов  инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор  направлений инноваций, оптимизацию  инвестиций, разные аспекты управления персоналом.

Торговый менеджмент представляет собой процесс управления всеми  остальными аспектами деятельности торгового предприятия. Он призван  формировать наиболее рациональные управленческие решения по вопросам развития конкретного торгового  предприятия, координировать различные  направления его деятельности и  обеспечивать высокую эффективность  конечных результатов этой деятельности.

Помимо приведенных видов  специального менеджмента в настоящее  время разрабатываются другие виды: менеджмент социальной сферы, банковский, налоговый, организационный, международный  и др.

Циклический характер общественного  развития, необходимость принятия решений  в условиях кризиса явились серьезной  мотивацией развития теории и практики менеджмента. Опыт передовых стран  Запада показывает, что менеджмент выполняет поставленные задачи, и  огромная роль в повышении его  эффективности принадлежит использованию  достижений научно-технического прогресса.

 

2. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (МЕНЕДЖМЕНТА)

В общем виде управление представляет собой определенный тип  взаимодействия двух объектов, один из которых при этом находится в  позиции субъекта управления, а другой - в позиции объекта управления. Для этого взаимодействия характерно то, что:

• субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (команды управления), которые содержат информацию о том, как должен функционировать  объект управления;

• объект управления получает данные импульсы и действует в  соответствии с ними и с учетом сложившейся ситуации (рис.2.1).

Управляющая и управляемая  подсистемы системы управления

Субъект управления - это  звено или часть системы управления, являющиеся источником воздействия  на объект управления. Управление может  осуществляться единолично менеджером, коллегиально группой руководителей  или коллективно собранием акционеров. В зависимости от этого и субъект  управления будет различным. В первом случае в качестве субъекта выступает  менеджер, индивидуум, в остальных - группа лиц, подразделение, орган управления.

В качестве объекта управления выступают работник, группа лиц, трудовой коллектив. Объектами управления могут  быть также: ресурсы, процессы, результаты, все виды человеческой деятельности.

Организации в процессе своей  деятельности используют материальные, трудовые, финансовые, информационные, технологические и другие ресурсы. Соответственно в качестве объектов управления - ресурсов могут выступать:

- товарные запасы;

- финансовые ресурсы;

- информационный массив;

- персонал организации.

В любой организации протекает  множество процессов, начиная с  процесса управления и до производственного  процесса. Важнейшими частями производственного  процесса являются снабжение, производство и сбыт продукции. В соответствии с этим в качестве объектов управления - процессов могут выступать:

- производственный процесс;

- торгово-технологический  процесс;

- маркетинговая деятельность  предприятия;

- материально-техническое  снабжение предприятия и т.д.

К результатам (выходам системы) относят: прибыль, рентабельность, объемы производства и реализации продукции, затраты, качество продукции и т.д. Соответственно в качестве объектов управления - результатов могут служить:

- качество производимых  товаров или оказываемых услуг;

- результаты управленческой  или производственной деятельности;

- производительность труда;

- производственные или  управленческие затраты и т.д.

Следует заметить, что отечественные  авторы управление нередко определяют как воздействие субъекта на объект, т.е. его сводят в значительной мере к деятельности субъекта управления. При этом управление рассматривается  как одностороннее действие, направленное на объект, что приводит к неверным выводам о сущности управления. В  результате подмены диалектической взаимосвязи, единства субъекта и объекта  их субординационным расположением  за пределами рассмотрения остается, в частности, движущее начало управления - противоречие между субъектом и  объектом. Поэтому как бы полно  ни учитывались возможность и  готовность объекта управления выполнять  управленческие команды, если они рассматриваются  только как основа для поиска наиболее эффективных управленческих воздействий, оценка возможностей управления будет  не адекватной фактическим возможностям осуществления управления. Следовательно, нельзя рассматривать управление исключительно  с позиций субъекта управления.

В то же время для взаимодействия субъекта с объектом управления необходимо, чтобы между ними существовали отношения, которые имеют комплексный характер. При этом на определенных уровнях  управления доминируют те или иные виды отношений. Наиболее распространены отношения управления, основанные на экономических отношениях. Для управления наиболее принципиальными являются два типа отношений: отношения, возникающие  при разделении и кооперации труда  в процессе совместной деятельности ассоциированных собственников, и  отношения найма (возмездные отношения), возникающие между собственниками и пользователями средств производства.

Управление является реальным, если имеются, с одной стороны, потребность  и возможность субъекта управления управлять, а с другой - потребность  и возможность объекта управления выполнять управленческие команды.

Управленческая деятельность субъекта приобретает определенную направленность в зависимости от того, какие цели он при этом преследует. Если цели управления совпадают с  целями, преследуемыми субъектом  в процессе управленческой деятельности, он ориентирован на эффективное управление. Возможность субъекта управления осуществлять управление обусловлена, во-первых, организационно-техническими аспектами (наличием у работников необходимых каналов связи и передачи информации, требуемой техники управления и т.п.), во - вторых, наличием у субъекта управления рычагов воздействия на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять команды, т.е. возможностью и готовностью объекта управления выполнять управленческие команды.

Информация о работе Методологические основы менеджмента