Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 08:58, реферат
Для того, чтобы была возможна диагностика, необходимо наличие достаточно обширных знаний об объекте ( в данном случае, о конфликте, в частности, об организационном конфликте), но таких знаний еще пока недостаточно, поэтому в этой области многие специалисты ориентируются не на диагностику, а на исследование.
- выявить основные противоречия
между конфликтующими
С того момента, когда конфликтологи обратились к практическим вопросам регулирования конфликтов, в основном и возникла задача диагностики, и именно тогда они обратились собственно к диагностике реальных конфликтных ситуаций. И здесь доминируют скорее методы опроса.
3. Опросные методы.
Диагностические методики:
3.1 Диагностика
конфликтов на личностном
Большинство методик построены в рамках предметной позитивной методологии (очевидно, связано это с тем, что большинство из них основываются на методах, взятых у соц. психологии – тесты, социометрия).
Ерина С.И. Шкала диагностики ролевого конфликта у руководителей первичного производственного коллектива.
Выявляется наличие
психологического конфликта у
руководителей, степень его
Предметом изучения в этом классе методик является также стратегии поведения участников конфликта:
Тест Т. Томаса направлен на выявление репертуара поведенческих тенденций в противоречивых ситуациях. Человеку предлагается 30 пар суждений, каждое из которых отражает одну из возможных стратегий стратегий поведения. Испытуемый выбирает из каждой пары то, которое он считает более соответствующим его типичному поведению. В результате можно определить, в какой степени в репертуаре человека представлены стратегии соперничества, сотрудничества, избегания, уступок или поиска компромисса. Формулировки суждений "очищены" от ситуативного контекста и потому дают возможность диагностировать именно личностные тенденции к преимущественному использованию тех или иных стратегий.
Подобный опросник, нацеленный на изучение стратегий, избираемых руководителем в конфликтных ситуациях, разработан Ершовым А.А. Он выделяет у руководителей первичных организаций 4 основные сферы ценностных ориентаций, которые актуализируются в конфликтных ситуациях:
Методика состоит из 12 конфликтных ситуаций, для каждой из которых предлагаются четыре варианта решений. соответствующих четырем возможным ориентация.
Проективные тесты для
определения стратегий поведени
Тест Ф.Розенцвейга. Он состоит из картинок, описывающих некий инцидент между персонажами, причем испытуемому предлагается идентифицировать себя с одним из них. Слова партнера на рисунке содержат некое обвинение (явное или скрытое) в адрес респондента или препятствуют удовлетворению его потребностей. Ответы испытуемого категоризируются в соответствии со специальной схемой и это позволяет определить, как человек обычно реагирует на фрустрирующую ситуацию: поиском виноватого вовне, самообвинением или как-то иначе.
На базе этого теста был разработан тест "Деловые ситуации" (20 рисунков), изображающих конфликтные ситуации в организации.
Использование психологических тестов для определения уровня конфликтности личности:
Опросник А.Басса и А.Дарки. (1957 г.) Предназначен для определения индивдиуального уровня агрессивности личности. Агрессия рассматривается авторами как комплексный феномен, проявляющийся в различных формах агрессивных и враждебных реакций: физической, косвенной, вербальной агрессии раздражительности, обиде и т.п. Опросник дает возможность определить индивидуальные индексы агрессивности и враждебности.
Опросник Кеттелла.
Опросник Г.Айзенка.
Определение уровня тревожности по опроснику Спилберга.
Общей проблемой применения всех этих методик для диагностики конкретных конфликтов в организациях является то, что поскольку они создавались психологами и на основе психологических методик и тестов, то заложенное в них понятие нормы (где оно есть вообще), имеет либо отношение к психологической норме – границы проявления того или иного признака в генеральной совокупности, либо это задание нормы в рамках ценностно-нормативного подхода, когда понятие нормы закладывается автором концепции.
3.2 Диагностика конфликтов на межличностном уровне.
Чаще всего для этого используется традиционный метод социометрии (как правило, в виде опроса):
Лебедев А.Н. Методика прогнозирования межличностных конфликтов в коллективах.
Параметры взаимных оценок, наиболее существенные в плане возникновения конфликтов:
В предложенной процедуре работники оценивают своих коллег по этим параметрам, сравнивая их между собой (ранжирование).
Недостатки методики:
Модульная методика диагностики межличностных конфликтов.
А.Я.Анцупов. А.И.Шипилов.
Основана на социометрической методике.
Два базовых модуля, позволяющих
оценить отношение к
Дополнительные модули используются в зависимости от целей изучения коллектива и позволяют оценить:
Процедура опроса предполагает заполнение каждым членом коллектива специального бланка (социометрической карточки), на которой перечисляются все члены группы.
Оценка дается по десятибалльной шкале от +5 до –5
Методика диагностики взаимоотношений в группе
Анкета представляет собой социометрическую карточку , на которой фиксируются все члены коллектива, а затем респондент делает положительные или отрицательные выборы по определенным 14 критериям.
Недостатком такого оформления социометрической карточки является то, что респондент вынужден отмечать даже тех индивидов, о которых у него нет определенного мнения.
Обработка полученной в ходе исследования информации происходит по нескольким каналам.
Во-первых, на первом этапе происходит построение социограмм, наглядно показывающих связи внутри коллектива. Социограммы позволяют выявить наличие микрогрупп в коллективе подразделения, определить лидеров, аутсайдеров, т.е. социально-психологическую структуру, так как основной акцент делается на неформальный аспект социальных связей.
Такой анализ позволяет также выделить напряженные моменты во взаимоотношениях членов коллектива, чреватые возникновением конфликтных ситуаций в настоящем и будущем.
Во-вторых, выбранная
форма социометрической карточки,
когда по сути каждый член коллектива
так или иначе определяет свое
отрицательное или
- лидерство;
- совместимость (умение
налаживать благоприятные
- надежность ( степень доверия к члену коллектива);
- профессионализм ( рейтинг как специалиста).
В результате такой обработки получаем рейтинг всех членов коллектива, на котором также четко выделяются лидеры и аутсайдеры
В-третьих, на основе полученных данных вычисляются социометрические индексы.
1.Методики, ориентированные
на предметную методологию в
блоке описания реального
Методика выявления противоречий в формальной структуре как причин возникновения конфликтов. Были выделены основные зоны возможного возникновения противоречий в организации
Категории |
Эмпирические индикаторы |
Организация рабочего места |
Формы распределения заданий между сотрудниками |
Реализация задач или ориентация на цели | |
Формы организации труда | |
Сбалансированность прав и обязанностей | |
Уровень формализации процедур | |
Отношения руководства и подчинения |
Соблюдение принципа единоначалия |
Выявление форм контроля | |
Участие в принятии решений | |
Определение степени формализации отношений | |
Информация и коммуникации |
Оценка оперативности и точности передачи информации |
Оценка основных каналов передачи информации | |
Информированность об источниках необходимых сведений | |
Оценка правильности интерпретации распоряжений руководства | |
Оценка уровня обратной связи | |
Персонал |
Оценка уровня профессиональных знаний |
Уровень информированности сотрудников о целях и задачах | |
Оценка возможности проявления инициативы сотрудниками | |
Удовлетворенность системой оплаты труда | |
Индивидуальная оценка перспектив развития карьеры | |
Культура |
Соблюдение норм трудовой дисциплины |
Выявление частоты общения с руководством подразделения | |
Отношение к изменениям | |
Наличие конфликтов в подразделении | |
Восприятие и пути разрешения конфликтов | |
Оценка уровня сплоченности коллектива |
Каждый эмпирический индикатор предполагает четыре возможные ситуации, раскрывающие его, каждой из них присвоено определенное количество баллов. Сотрудники, отвечающие на анкету, выбирают ситуации, характерные для их подразделения. Затем подсчитывается среднее значение по каждому показателю, и на этой основе строится профиль подразделения.
Формирование нормативного критерия:
норма задается на основе экспертного опроса: в качестве экспертов выступают руководители подразделения (анкетирование и интервьюирование). На базе полученных данных формируется эталонный профиль подразделения, который затем и сравнивается с реальным профилем, полученным в результате обработки анкет сотрудников.
Однако блок рассогласования - умозрителен.
2. Класс диагностических методик,
Методы получения информации: игровые методы
слабоформализованные интервью
иногда – анкетирование.
Позиционный анализ (А.И.Пригожин)
ПА – диагностическая
методика, позволяющая выявить
Суть ПА - определение тех линий, которые делят организацию на совокупность соц. групп, находящихся между собой в позиционном конфликте или имеющих различные интересы, вступающие друг с другом во взаимодействие.
Методика
диагностики межгруппового
Информация о работе Методы диагностики организационных конфликтов