Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:41, реферат
Методы менеджмента можно определить как совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Важной задачей методов управления является обеспечение высокой эффективности работы организации, слаженности, максимальной активности каждого члена коллектива.
1. Введение 3
2. Общенаучные методы 5
3. Конкретные (специфические) методы 8
3.1 Методы управления функциональными подсистемами 8
3.1.1 Основные понятия системы управления персоналом 9
3.1.2 Классификация и роль и роль методов управления персоналом 10
3.2 Методы выполнения функций менеджмента 15
3.3 Методы принятия управленческих решений 16
4. Заключение 19
Список использованной литературы
Метод номинальной групповой техники построен на принципе ограничений межличностных коммуникаций, поэтому все члены группы, собравшиеся для принятия решения, на начальном этапе излагают в письменном виде свои предложения самостоятельно и независимо от других. Затем каждый участник докладывает суть своего проекта; представленные варианты рассматриваются членами группы (без обсуждения и критики), и только после этого каждый член группы, опять-таки независимо от остальных, в письменном виде представляет ранговые оценки рассмотренных идей. Проект, получивший наивысшую оценку, принимается за основу решения. Особенностью данной техники и ее достоинством является то, что, несмотря на совместную работу членов группы, она не ограничивает индивидуального мышления и предоставляет каждому участнику возможность обосновать свой вариант решения.
Метод Дельфи чаще всего используется в тех случаях, когда сбор группы невозможен (например, если в состав участников решения проблемы включены специалисты из различных филиалов и подразделений организации, географически отдаленные друг от друга и от центрального аппарата управления). Более того, в соответствии с этой методикой членам группы не разрешается встречаться и обмениваться мнениями по поводу решаемой проблемы. Ее разработка осуществляется в следующей последовательности.
1. Членам группы предлагается ответить на детально сформулированный перечень вопросов по рассматриваемой проблеме.
2. Каждый член группы отвечает на вопросы независимо и анонимно.
3. Результаты ответов собираются в центре и на их основании составляется интегральный документ, содержащий все предлагаемые варианты решений.
4. Каждый член группы получает копию, этого материала.
5. Ознакомление с предложениями других участников может изменить мнение по поводу возможных вариантов решения проблемы.
6. Шаги 4 и 5 повторяются столько раз, сколько необходимо для достижения согласованного решения.
Как и при использовании номинальной групповой техники, здесь обеспечивается независимость мнения отдельных членов группы. Однако затраты времени на разработку решений существенно растут, а количество рассматриваемых альтернатив сужается. Эти недостатки следует учитывать при выборе метода Дельфы для групповой разработки управленческих решений.
Среди методов, стимулирующих разработку новых идей и решений, назовем еще один, получивший довольно широкое распространение, в том числе и в нашей стране. Это метод мозговой атаки, суть которого заключается в предоставлении, каждому участнику группы права высказывать самые различные идеи, по поводу вариантов решения проблемы вне зависимости от их обоснованности, осуществимости и даже логичности. Принцип метода -- чем больше разных предложений, тем лучше. С информацией о характере проблемы и проблемной ситуации члены группы знакомятся заранее. Все предложения выслушиваются без критики и оценки, а их анализ производится централизованно после завершения процесса заслушивания вариантов на основе сделанных записей. В результате формируется список, в котором все представленные предложения структурируются по определенным параметрам-ограничениям, а также по их результативности, т. е. по ожидаемой степени достижения поставленной цели.
На этапе выбора решения необходимо прежде всего определить методы формирования критериев выбора. Наиболее полно они разработаны для хорошо структурированных (запрограммированных) решений, где возможно использование методов количественного анализа и электронной обработки данных. Применение экономико-математических методов к решению управленческих проблем позволяет использовать в качестве критерия выбора целевую функцию, которую обычно надо максимизировать или минимизировать. Такой выбор называют оптимизационным. Примерами оптимизационных критериев являются: максимизация прибыли, доходов, производительности, эффективности; минимизация затрат, потерь от брака или простоев и т. д. Выбор оптимального решения осуществляется путем сравнения количественного значения целевой функции по всем возможным вариантам; самым лучшим решением считается то, которое обеспечивает максимум или минимум целевого критерия.
В управленческой практике условия для принятия оптимальных решений существуют редко. Процесс протекает в условиях неопределенности, субъект решения не всегда может объективно установить критерии оценки, приоритеты в их значимости, тем более, что и сами значения не могут рассматриваться как неизменные. Информация также ограничена, что не позволяет использовать в процессе принятия решений все возможные варианты и оценки.
Поэтому на практике нередко используется модель, позволяющая принимать не оптимальное, а удовлетворительное решение, которое считается «достаточно хорошим», так как отвечает поставленным ограничениям и обеспечивает улучшение проблемной ситуации. Упрощенная модель описывает наиболее значимые черты проблемы без охвата всей ее сложности, использует ограниченное число критериев (чаще всего те, которые уже испытаны и в прошлом давали неплохие результаты).
После завершения процедуры выбора решений, отвечающих критериям, производится оценка возможных последствий их реализации. Она должна быть многосторонней, т. е. охватывать экономическую, социальную, техническую, политическую и организационную сферы, на функционирование которых могут оказать воздействие выбранные решения.
Только на основании такого анализа производится окончательный выбор предпочтительного решения, причем он не всегда в точности соответствует оптимальному варианту, полученному по критериальному отбору.
Этап организации выполнения решения начинается после его принятия и утверждения. Методом доведения принятого решения до исполнителей чаще всего является составление плана реализации, которым предусматривается система мер, обеспечивающих успешное достижение поставленных целей. Одним из механизмов планирования на этом этапе может быть так называемое дерево решений, позволяющее путем декомпозиции выбранного варианта представить всю совокупность целей и задач, необходимых для его реализации.
Они и должны составлять содержательную основу плана реализации решений. Важнейшая задача руководителя на этом этапе процесса -- преодоление объективных и субъективных препятствий и создание нормальных условий для выполнения запланированных действий. Наряду с методами прямого воздействия (приказ, распоряжение, указание) используются методы материального стимулирования, проводятся встречи работников с руководством, разъясняется суть принятых решений. Все они направлены на преодоление сопротивления нововведениям, на изменение взглядов и отношения к плану действий, а также на повышение заинтересованности работников в получении запланированного результата, т.е. в решении проблемы, стоящей перед организацией.
Большое
значение имеет разработка и использование
методов контроля выполнения работ, связанных
с реализацией решения, так как с их помощью
можно не только выявить отклонения от
намеченного плана действий, но и обнаружить
недостатки самого решения, требующие
своевременной корректировки.
Заключение
В ходе написания реферата я поняла, что методы менеджмента позволяют успешно регулировать действия персонала, эффективно управлять всем производством. Потому что работа персонала имеет одно из первостепенных значений в эффективности производства в целом.
Руководителю любого предприятия необходимо знать, как умело и уместно использовать соответствующие методы управления. И если умелость подразумевает практическое овладение соответствующими навыками, то под уместностью понимают адекватность используемых методов управления.
В этом смысле известные на сегодня методы управления могут быть объединены в три подгруппы:
методы управления функциональными подсистемами организации;
методы выполнения функций менеджмента;
методы подготовки и принятия управленческих решений;
Нет
единой модели управления персоналом.
В каждой системе есть свои эффективнейшие
принципы и недостатки. На международном
уровне постоянно происходит поиск наиболее
эффективных путей управления - так например,
на ряде зарубежных предприятий был создан
"американо-японский" гибрид, содержащий
в себе основные идеи американского и
японского управления персоналом. Так
называемая "модель Z", сочетающая
в себе систему индивидуальных ценностей
(личная активность и инициатива, престиж,
самоутверждение, независимость) с групповыми
формами взаимодействия.
Список использованной литературы: | |
1. | Большаков А., Менеджмен: учеб. пособие - СПб.: Питер, 2000 |
2. | Веснин В.Р., Менеджмент в вопросах и ответах: учеб. пособие. - М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 |
3. | Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономист, 2006 |
4. | Глухов В.В., Менеджмент: учебник для вузов. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007 |
5. | Егоршин А.П., Управление персоналом - Н.Новгород.: НИМБ, 2001 |
6. | Кибанов А.Я., Основы управления персоналом - М.: ИНФРА, 2003 |
7. | Королевский М.И., Поиск и отбор персонала: учеб. пособие - М.: Интел-Синтез, 1999 |
8. | Нессонов Г.Г., Управление персоналом коммерческой организации - М.: Триада, 2004 |
9. | Общий менеджмент. Дайджест учебного курса/под ред. А.К. Казанцева. - М.: ИНФРА-М, 1999 |