Методы отбора персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Задачей данной работы является:
выявление роли отбора в принятии на должность
изучение процесса отбора
анализ принципов отбора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
Глава1. ПРИЕМ И ОТБОР ПЕРСОНАЛА.
1.1. Источники организации найма персонала…………………………………………………4
1.2. Отбор кандидатов и факторы, влияющие на него ………………………………………...7
1.3. Критерии отбора …………………………………………………………………………….9
1.4. Методика конкурсного набора персонала в организацию………………………………11
Глава 2. МЕТОДЫ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА.
2.1. Общий обзор методов……………………………………………………………………...20
2.2 Предварительная отборочная беседа………………………………………………………21
2.3.Заполнение бланка заявления и автобиографической анкеты.…………………………..22
2.4. Беседа по найму…………………………………………………………………………….23
2.5. Тесты по найму……………………………………………………………………………..29
2.6. Проверки рекомендаций и послужного списка…………………………………………..32
2.7. Медицинский осмотр.……………………………………………………………………...32
2.8. Достоверность и обоснованность методов отбора……………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

отбор песонала черновик.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

    Конкурсный  набор наиболее широко применим в  настоящее время, потому что обладает рядом явных преимуществ: позволяет  привлекать большое количество кандидатов, повышает объективность решения  о приёме на работу, поднимает престиж должности.

    Далее следует отбор кандидатов. Конечное решение при отборе обычно формируется  на нескольких этапах, которые следует  пройти претендентам. На каждом этапе  отсеивается часть претендентов или же они отказываются от процедуры, принимая другие предложения. Схематически процедура отбора персонала выглядит так:

    Таблица 512.

    Процедура процесса отбора персонала.

    Кандидаты на занятие должности      

                                    |-------------------------------------------------------------------------          О

    Предварительная отборочная беседа

                                    |-------------------------------------------------------------------------        

    Заполнение  бланка заявления и анкеты претендента  на должность

                                   |--------------------------------------------------------------------------          Т

         Беседа по найму

                                   |--------------------------------------------------------------------------          К

                  Тестирование

                                   |--------------------------------------------------------------------------         

    Проверка  рекомендаций и послужного списка

                                   |--------------------------------------------------------------------------          А

    Медицинский осмотр

                                   |--------------------------------------------------------------------------          З

    Принятие  предложения о приёме 

    Как видно, данная процедура включает в  себя несколько методов отбора(тестирование, беседа, проверка рекомендаций и т.д.). В процессе отбора могут использоваться все имеющиеся методы, а могут лишь несколько, это зависит от количества претендентов на должность, рода выполняемой работы, престижа фирмы и т.д. Рассмотрим эти методы подробнее в следующей главе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. МЕТОДЫ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА. 

    2.1. Общий обзор методов.

    В прошлом отбор персонала на Западе (а на некоторых предприятиях Казахстана и сегодня) считался достаточно простым делом. Начальник лично беседовал с желающими и принимал решение, руководствуясь своей интуицией (или рекомендацией вышестоящего начальства). Однако, начиная с 60-х годов ХХ века, создавались различные формы и методы этой процедуры, повышалась её эффективность и освобождение от субъективных оценок. Эти методы можно сравнить со ступенчатой системой. На каждой из этих ступеней часть претендентов отсеивается, другие отказываются сами.  Конечно, многие организации реализуют эту процедуру в различном объёме, исключая или добавляя какие-либо методы, поскольку это очень дорогостоящее дело, требующее много времени. В Таблице 6 показано применение различных методов отбора в зависимости от источников набора.

    Таблица 613 .

Методы  отбора, используемые при найме и  продвижении по службе.

          Доля  общего числа обследованных, %
    Метод отбора Процедуры для  кандидатов из вне Процедуры для  кандидатов на повышение
    Проверка  рекомендаций и послужного списка

    Отбор без беседы

    Тест  на качество работы и навыки

    Медицинский осмотр

    Схематическая беседа

    Изучение  кандидатур агентством вне предприятия 

    Тест  на знание специфики работы

    Тест  на умственные способности 

    Заполнение  бланка заявления 

    Тест  на личные качества

    Изучение  кандидатур в центре по оценке работников

    Тест  на физические способности

    Тест  на детекторе лжи (либо письменный тест на честность)

    Другие

    97 

    81

    75 

    52

    47

    26 

    22 

    20 

    11 

    9

    6 

    6 

    6 
 

    3

    67 

    70

    40 

    8

    32

    3 

    15 

    10 

    7 

    4

    7 

    4 

    1 
 

    2

    Примечание. Общее число обследованных - 437 человек. 

    2.2 Предварительная  отборочная беседа. 

      Эта работа проводится по-разному в различных фирмах. Для некоторых видов деятельности предпочтительно, чтобы кандидаты приходили непосредственно в отдел кадров или на место работы. В этих случаях беседу проводит специалист по персоналу или линейный менеджер. При этом выясняются только лишь самые общие данные о кандидате (например, образование, внешний вид, определяющие личностные качества). Уже после этого удачливые заявители проходят следующие стадии отбора. Беседа может проходить и по телефону, если прибытие кандидата затруднено (например, он живёт в другом городе). В этом случае, перед беседой фирма получает заявление о желании работать здесь и письмо. Письма, посылаемые вместе с заявлением о работе, должны быть напечатаны на хорошей бумаге, быть не более одной страницы и включать в себя следующие пункты (в порядке убывания значимости):

  • Какую должность Вы хотели бы занимать;
  • Ваши специфические цели работы на данном месте;
  • Конечные цели Вашей карьеры;
  • Причина, по которой Вы ищете работу;
  • Указание на то, что Вам хорошо известно то место, куда Вы желаете быть направлены.

    Наиболее  важными пунктами, на которые обычно обращают внимание при предварительной  отборочной беседе, являются: адрес,  профилирующее направление в  учебном заведении, оконченные учебные  заведения, цель поступления на работу, время пребывания на предыдущих местах работы, желаемая зарплата, цель карьеры, ограничения по здоровью, общее состояние здоровья, оценки в университете, военная служба, членство в организациях, ближайшая возможная дата выхода на работу.14 

    2.3. Заполнение бланка  заявления и автобиографической  анкеты. 

    Претенденты, прошедшие предварительную отборочную беседу, должны заполнить бланк заявления и анкету. Ту же последовательность используют вербовщики. Число пунктов анкеты должно быть минимальным, и они должны запрашивать информацию, более всего влияющую на производительность труда претендента. Вопросы могут относиться к прошлой работе и складу ума, чтобы на их основе можно было провести психометрическую оценку претендента. Пункты анкеты должны быть сформулированы в нейтральном стиле и предполагать любые возможные ответы, включая возможность отказа в ответе.

    Анкетирование является первым этапом процедуры оценки и отбора претендентов. Назначение метода двоякое. Наряду с решением задач отсева менее подходящих кандидатов определяется круг факторов, нуждающихся в особо пристальном изучении на основе последующих методов, а также источники, из которых можно получить необходимую информацию. Любое ее искажение в анкете является основанием для увольнения работника в любой момент, когда это выяснится (в текст анкеты обычно включается соответствующее указание).

    Анализ  анкетных данных в сочетании с  другими методами отбора выявляет следующую  информацию: 1) соответствие образования заявителя минимальным квалификационным требованиям; 2) соответствие практического опыта характеру должности; 3) наличие ограничений иного рода на выполнение должностных обязанностей; 4) готовность к принятию дополнительных нагрузок (сверхурочно, в командировках); 5) круг лиц, которые могут рекомендовать работника, помочь в наведении справок и получении дополнительной информации.

    Содержание  анкеты в американских фирмах устанавливается самим нанимателем. Оно варьирует в зависимости от контингента персонала, на который рассчитана анкета, и общей схемы отбора персонала. При отборе на должности управляющих применяют более подробные анкеты, чем при найме конторских служащих.

Возможны и  специальные виды анкет. Например, иногда применяют особые бланки для студентов высших учебных заведений, с которыми ведется работа по оргнабору. Поскольку трудовой стаж студентов невелик, обращают пристальное внимание на учебу, экономические способности и интересы претендента. В анкете запрашивается информация об учебных заведениях, специальности, объеме (в часах) профилирующих курсов (каждого в отдельности), второй специальности. Запрашиваются данные об академической успеваемости претендента, начиная со школы: место в классе по успеваемости, средний балл, балл успеваемости в колледже по дисциплинам специальности. В анкете требуется указать баллы по управленческим и юридическим дисциплинам, количество учебных часов, прослушанных по бухучету и анализу хозяйственной. деятельности, подробные сведения об этих курсах.

  Одна  из задач анкетирования заключается  в том. чтобы определить личностные качества и обстоятельства, которые могут помочь в работе кандидата в случае приема на работу. Часто анкеты содержат данные о числе отработанных (за год) дней у последнего нанимателя, продолжительности пропусков работы по причине болезни и т.д. Обращается особое внимание на факторы, указывающие потенциальную возможность раннего увольнения работника. В анкете запрашивается точная формулировка причин увольнения в прошлом. Устанавливается частота смены работы. Собираются общие сведения об источниках мотивации и делаются предположения о факторах, препятствующих работе, которые перепроверяются и уточняются, становятся предметом тщательного изучения при наведении справок и собеседовании с работником. Претендент обязан также указать недостатки здоровья, возможный перечень которых нередко приводится в анкете. Многие фирмы сами проводят подробные медицинские освидетельствования в целях отсева кандидатур, вызывающих сомнение.

  Круг  вопросов, на которые стремится получить ответ фирма, нанимая работника определенной профессии и квалификации, примерно задан. Однако конкретная форма и степень детализации анкеты могут быть разными. В одних случаях кадровые службы и руководство фирмы полагаются на анкету, в других уточняют нужные сведения в процессе собеседования с работником и проверяя у прежних работодателей и знакомых претендента. Компоновка и графическое оформление анкет также варьируют.15

    2.4 Беседа по найму. 

    Собеседования или беседа по найму до сих пор являются наиболее широко применяемым методом отбора кадров. Принимая на работу новых сотрудников, организация располагает обычно лишь документальными данными о нём. В этом случае большое значение приобретает беседа представителей организации с претендентом. Даже работников неуправленческого состава редко принимают на работу хотя бы без одного собеседования. Его лучше всего проводить будущему непосредственному управляющему претендующего на должность работника. Отбор руководителя высокого ранга может потребовать десятков собеседований, занимающих несколько месяцев.

    Собеседование предназначено для выяснения  некоторых деловых качеств кандидата  и личного знакомства с ним. Прежде всего должно быть выяснено знание специалистом того дела, за которое он берётся. Конкретное содержание проверки на знание дела определяется описанием рабочего места. Проверяется, насколько претендент понимает предстоящую работу (функции, технологии), знает технические средства, которыми ему предстоит пользоваться.

    Некоторые общие рекомендации эффективного проведения беседы сводятся к следующему:

  • Установление взаимопонимания с кандидатом и предоставление возможности ему чувствовать себя свободно.
  • Концентрация внимания в ходе всего собеседования на  требованиях к работе.
  • Недопустимость оценки по первому впечатлению.  Необходимость получения всей информации о человеке.
  • Подготовка комплекта структурированных вопросов, которые будут задаваться всем кандидатам, а также достаточная гибкость, чтобы исследовать и другие возникающие вопросы.16

    Различают беседы формализованные (строго по схеме), слабо формализованные и неформализованные. В ходе любой из них происходит обмен информацией, обычно в форме  вопросов и ответов. Цель практически  любого вида беседы - знакомство с претендентом. Однако эти три вида беседы значительно отличаются по подходам. В ходе беседы формализованного типа проводящий её человек не отклоняется от имеющегося у него стандартного списка вопросов и отмечает ответы кандидата на специальном бланке. Такой подход, как правило, не позволяет получить достаточно широкого представления о заявителе, так как не даёт возможности приспособить ход беседы к ответам претендента.17

Информация о работе Методы отбора персонала