Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:23, курсовая работа
Задачей данной работы является:
выявление роли отбора в принятии на должность
изучение процесса отбора
анализ принципов отбора.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
Глава1. ПРИЕМ И ОТБОР ПЕРСОНАЛА.
1.1. Источники организации найма персонала…………………………………………………4
1.2. Отбор кандидатов и факторы, влияющие на него ………………………………………...7
1.3. Критерии отбора …………………………………………………………………………….9
1.4. Методика конкурсного набора персонала в организацию………………………………11
Глава 2. МЕТОДЫ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА.
2.1. Общий обзор методов……………………………………………………………………...20
2.2 Предварительная отборочная беседа………………………………………………………21
2.3.Заполнение бланка заявления и автобиографической анкеты.…………………………..22
2.4. Беседа по найму…………………………………………………………………………….23
2.5. Тесты по найму……………………………………………………………………………..29
2.6. Проверки рекомендаций и послужного списка…………………………………………..32
2.7. Медицинский осмотр.……………………………………………………………………...32
2.8. Достоверность и обоснованность методов отбора……………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..36
Конкурсный набор наиболее широко применим в настоящее время, потому что обладает рядом явных преимуществ: позволяет привлекать большое количество кандидатов, повышает объективность решения о приёме на работу, поднимает престиж должности.
Далее следует отбор кандидатов. Конечное решение при отборе обычно формируется на нескольких этапах, которые следует пройти претендентам. На каждом этапе отсеивается часть претендентов или же они отказываются от процедуры, принимая другие предложения. Схематически процедура отбора персонала выглядит так:
Таблица 512.
Процедура процесса отбора персонала.
Кандидаты на занятие должности
Предварительная отборочная беседа
Заполнение бланка заявления и анкеты претендента на должность
|-----------------------------
Беседа по найму
Тестирование
Проверка рекомендаций и послужного списка
Медицинский осмотр
Принятие
предложения о приёме
Как
видно, данная процедура включает в
себя несколько методов отбора(
Глава
2. МЕТОДЫ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА.
2.1. Общий обзор методов.
В прошлом отбор персонала на Западе (а на некоторых предприятиях Казахстана и сегодня) считался достаточно простым делом. Начальник лично беседовал с желающими и принимал решение, руководствуясь своей интуицией (или рекомендацией вышестоящего начальства). Однако, начиная с 60-х годов ХХ века, создавались различные формы и методы этой процедуры, повышалась её эффективность и освобождение от субъективных оценок. Эти методы можно сравнить со ступенчатой системой. На каждой из этих ступеней часть претендентов отсеивается, другие отказываются сами. Конечно, многие организации реализуют эту процедуру в различном объёме, исключая или добавляя какие-либо методы, поскольку это очень дорогостоящее дело, требующее много времени. В Таблице 6 показано применение различных методов отбора в зависимости от источников набора.
Таблица 613 .
Методы отбора, используемые при найме и продвижении по службе.
|
Примечание.
Общее число обследованных - 437 человек.
2.2
Предварительная
отборочная беседа.
Эта работа проводится по-разному в различных фирмах. Для некоторых видов деятельности предпочтительно, чтобы кандидаты приходили непосредственно в отдел кадров или на место работы. В этих случаях беседу проводит специалист по персоналу или линейный менеджер. При этом выясняются только лишь самые общие данные о кандидате (например, образование, внешний вид, определяющие личностные качества). Уже после этого удачливые заявители проходят следующие стадии отбора. Беседа может проходить и по телефону, если прибытие кандидата затруднено (например, он живёт в другом городе). В этом случае, перед беседой фирма получает заявление о желании работать здесь и письмо. Письма, посылаемые вместе с заявлением о работе, должны быть напечатаны на хорошей бумаге, быть не более одной страницы и включать в себя следующие пункты (в порядке убывания значимости):
Наиболее
важными пунктами, на которые обычно
обращают внимание при предварительной
отборочной беседе, являются: адрес,
профилирующее направление в
учебном заведении, оконченные учебные
заведения, цель поступления на работу,
время пребывания на предыдущих местах
работы, желаемая зарплата, цель карьеры,
ограничения по здоровью, общее состояние
здоровья, оценки в университете, военная
служба, членство в организациях, ближайшая
возможная дата выхода на работу.14
2.3.
Заполнение бланка
заявления и
Претенденты,
прошедшие предварительную
Анкетирование является первым этапом процедуры оценки и отбора претендентов. Назначение метода двоякое. Наряду с решением задач отсева менее подходящих кандидатов определяется круг факторов, нуждающихся в особо пристальном изучении на основе последующих методов, а также источники, из которых можно получить необходимую информацию. Любое ее искажение в анкете является основанием для увольнения работника в любой момент, когда это выяснится (в текст анкеты обычно включается соответствующее указание).
Анализ анкетных данных в сочетании с другими методами отбора выявляет следующую информацию: 1) соответствие образования заявителя минимальным квалификационным требованиям; 2) соответствие практического опыта характеру должности; 3) наличие ограничений иного рода на выполнение должностных обязанностей; 4) готовность к принятию дополнительных нагрузок (сверхурочно, в командировках); 5) круг лиц, которые могут рекомендовать работника, помочь в наведении справок и получении дополнительной информации.
Содержание анкеты в американских фирмах устанавливается самим нанимателем. Оно варьирует в зависимости от контингента персонала, на который рассчитана анкета, и общей схемы отбора персонала. При отборе на должности управляющих применяют более подробные анкеты, чем при найме конторских служащих.
Возможны и специальные виды анкет. Например, иногда применяют особые бланки для студентов высших учебных заведений, с которыми ведется работа по оргнабору. Поскольку трудовой стаж студентов невелик, обращают пристальное внимание на учебу, экономические способности и интересы претендента. В анкете запрашивается информация об учебных заведениях, специальности, объеме (в часах) профилирующих курсов (каждого в отдельности), второй специальности. Запрашиваются данные об академической успеваемости претендента, начиная со школы: место в классе по успеваемости, средний балл, балл успеваемости в колледже по дисциплинам специальности. В анкете требуется указать баллы по управленческим и юридическим дисциплинам, количество учебных часов, прослушанных по бухучету и анализу хозяйственной. деятельности, подробные сведения об этих курсах.
Одна
из задач анкетирования
Круг вопросов, на которые стремится получить ответ фирма, нанимая работника определенной профессии и квалификации, примерно задан. Однако конкретная форма и степень детализации анкеты могут быть разными. В одних случаях кадровые службы и руководство фирмы полагаются на анкету, в других уточняют нужные сведения в процессе собеседования с работником и проверяя у прежних работодателей и знакомых претендента. Компоновка и графическое оформление анкет также варьируют.15
2.4
Беседа по найму.
Собеседования или беседа по найму до сих пор являются наиболее широко применяемым методом отбора кадров. Принимая на работу новых сотрудников, организация располагает обычно лишь документальными данными о нём. В этом случае большое значение приобретает беседа представителей организации с претендентом. Даже работников неуправленческого состава редко принимают на работу хотя бы без одного собеседования. Его лучше всего проводить будущему непосредственному управляющему претендующего на должность работника. Отбор руководителя высокого ранга может потребовать десятков собеседований, занимающих несколько месяцев.
Собеседование
предназначено для выяснения
некоторых деловых качеств
Некоторые общие рекомендации эффективного проведения беседы сводятся к следующему:
Различают
беседы формализованные (строго по схеме),
слабо формализованные и