Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 22:00, курсовая работа
На Западе сегодня деловая карьера является объектом управления. Она сводится к совокупности мероприятий, осуществляемых кадровыми службами и консалтинговыми фирмами, позволяющих работникам раскрыть свои способности и применить их наиболее выгодным для себя и организации способом. Их необходимость связана с тем, что большинство сотрудников, как показывают исследования, обычно относится к своей карьере пассивно, предпочитая, чтобы этими вопросами занимались их руководители. Поэтому во многих западных фирмах обязательным является планирование деловой карьеры, т.е. определение путей, ведущих к достижению ее цели.
На последнем - пенсионном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби.
Планирование карьеры — одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов.
Это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека, с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста.
Перечень профессиональных
и должностных позиций в
Планированием карьеры в организации могут заниматься менеджер по персоналу, сам сотрудник, его непосредственный руководитель (линейный менеджер). Основные мероприятия по планированию карьеры, специфичные для разных субъектов планирования, представлены ниже в таблице 1:
Таблица 1
|
Продвижение по службе определяется не только личными качествами работника (образование, квалификация, отношение к работе, система внутренних мотиваций), но и объективными, в частности:
Среди объективных условий карьеры:
В зависимости от объективных условий внутриорганизационная карьера может быть перспективной или тупиковой — у сотрудника может быть либо длинная карьерная линия, либо очень короткая. Менеджер по персоналу уже при приеме кандидата должен спроектировать возможную карьеру и обсудить ее с кандидатом исходя из индивидуальных особенностей и специфики мотивации. Одна и та же карьерная линия для разных сотрудников может быть и привлекательной, и неинтересной, что существенным образом скажется на эффективности их дальнейшей деятельности.
Планирование карьеры
в идеале начинается с найма сотрудника
на работу. Уже в этот момент менеджер
по персоналу способен определить,
насколько карьерные
Развитие карьеры —
это действия, направленные на повышение
конкурентоспособности
Под конкурентоспособностью работника следует понимать свойство человеческого капитала, характеризующее степень удовлетворения рыночной потребности в труде.
Успешная программа развития
карьеры позволяет формировать
и последовательно осуществлять
усилия, противодействующие «моральному
и физическому износу»
Итак, для того чтобы процесс
развития карьеры был непрерывным,
необходимо проведение сознательных социально-экономических
изменений, способствующих переходу настоящего
состояния человеческого
Реализация модели непрерывного развития карьеры имеет хорошие шансы на успех в том случае, если, во-первых, высшее руководство организации поддерживает программу развития своего персонала; во-вторых, программа развития карьеры разработана для достижения целей организации; в-третьих, развитию карьеры персонала присущи долгосрочный характер и итеративность.4
3. Характеристика технологий развития карьеры
Обучение и повышение
квалификации персонала призвано не
только передавать работникам необходимые
знания и развивать у них
Повышение квалификации –
обучение после получения основного
образования, направленное на последовательное
поддержание и
Для этого создаются различные
целевые курсы, школы передовых
приемов, а вне организации –
специальные институты и
Конкретные цели повышения квалификации работниками:
Повышение квалификации кадров должно быть комплексным по охвату, дифференцированным по отдельным категориям работников, индивидуализированным, непрерывным, ориентированным на перспективные профессии.
Обучение рабочих
Обучение вне рабочего
места более эффективно, имеет
большую теоретическую
Работа с резервом кадров для выдвижения на руководящие должности является одним из важнейших направлений в деятельности руководителей.
Кадровый резерв — это потенциально активная и подготовленная часть персонала организации, способная замещать вышестоящие должности, а также часть персонала, проходящая планомерную подготовку для занятия рабочих мест более высокой квалификации. Наличие резерва кадров позволяет обеспечить замещение вакантных должностей в случае смерти, болезни, отпуска, командировки и увольнения работников. Формирование резерва кадров осуществляется на основе профессионального отбора кадров, результатов аттестации персонала, философии организации, изучения личных дел сотрудников, штатного расписания, планов карьеры работников.
Наличие резерва позволяет заранее на плановой, по научно и практически обоснованной программе готовить кандидатов на вновь создаваемые и подлежащие замещению вакантные должности, эффективно организовать обучение и стажировку специалистов, включенных в резерв, рационально их использовать на различных направлениях и уровнях в системе управления.
По своему качественному
и количественному составу
Формирование резерва
проводится на основе выводов аттестационных
комиссий, базирующихся на объективной
всесторонней оценке информации о деловых
и личностных качествах кандидатов
на руководящие должности. При этом
в основу выводов таких комиссий
должен быть положен, в свого очередь,
анализ конкретных результатов профессиональной
деятельности специалистов, достигнутых
на различных этапах их работы в
системе управления. Особое внимание
при этом уделяется уровню профессиональной
и общеобразовательной
Работа с сотрудниками, включенными в состав резерва, проводится по плану, в котором предусматриваются конкретные мероприятия по приобретению необходимых теоретических, экономических и управленческих знаний, глубокому усвоению характера работ, по выработке у работника умения и навыков руководства на уровне современных требований.
Планирование кадрового
резерва имеет целью
Консультирование по вопросам
карьеры (КВК) — важный вид психологического
вмешательства, сосредоточенного на отдельных
функциях, таких как планирование
карьеры, принятие карьерных решений,
корректировка карьеры и
Карьерограмма - инструмент управления карьерой; описание оптимального развития сотрудника для занятия им желаемой позиции в организации. Карьерограмма дает представление о том, какой путь должен пройти специалист, какие знания, навыки получить.
Для начала нужно определиться,
чего именно Вы хотите: понять, какая
сфера деятельности вам подходит,
или получить профессиональный совет,
как расширить русло уже
В первом случае придется иметь дело с профориентацией — т.е. выяснение способностей, интересов, пригодности (определиться с полем деятельности желательно еще в школе).
Второй случай и есть собственно консультация по карьере (в кадровом агентстве или у специалиста по работе с персоналом на Вашем предприятии).
Как правило, делается профессиональное и личностное тестирование.
Информация о работе Методы, принципы и условия управления карьерой