Методы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 17:56, реферат

Краткое описание

Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.

Вложенные файлы: 1 файл

Методы принятия управленческих решений.docx

— 28.95 Кб (Скачать файл)

 «Методы принятия управленческих решений» - одна из спорных и актуальных тем в теории управления.

Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.

На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро, и многие люди пытались решить ее, но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.

И только во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Появились крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами.

Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений - одна из составных частей любой управленческой функции.

 

 

 

 

1. Методы принятия управленческих  решений

 

1.1. Сущность управленческих решений

 

Почти все каждодневные решения мы принимаем без систематического продумывания, другие решения, например, куда отправиться жить после окончания университета, или какой стиль жизни удовлетворил бы нас - после размышлений, длящихся дни, месяцы, годы.

Однако в управлении принятие решений - более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Частный выбор индивида сказывается в основном на жизни его собственной и немногих связанных с ним людей. Управленческие решения могут влиять на судьбы многих людей, по меньшей мере, каждого из тех, кто работает с принявшим решение руководителем, и, возможно каждого в организации. Один менеджер может штрафовать работника за малейшую провинность, штрафовать тех, кто занимается на работе общественной деятельностью. Другой руководитель может решить, что излишняя строгость в этих вопросах грозит стать причиной моральных проблем, результатом которых будет рост числа прогулов, текучести кадров и, возможно, ухудшение обслуживания потребителей, снижение производительности и качества продукции. Отказываясь от административных наказаний, руководитель решает, что будет больше проку от прямого, но твердого разговора с работником. Однако со временем повторяющиеся случаи опоздания на работу и снижения активности по причине бурной общественной деятельности могут заставить руководителя все же принять решение об увольнении работника. Если организация велика и влиятельна, решения ее высших руководителей могут определяющим образом изменять местное окружение.

Ответственность за принятие важных организационных решений - тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Однако руководители любого ранга имеют дело с собственностью, принадлежащей другим людям, и через нее влияют на их жизнь. Если руководитель решает уволить подчиненного, последний может сильно пострадать. Если плохого работника не остановить, может пострадать организация, что отрицательно скажется на ее владельцах и всех сотрудниках. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений. Прежде чем понять, как руководитель может действовать более рационально, и систематизировано, необходимо подробнее ознакомиться с всеобщностью принятия решений, его связью с процессом управления и некоторыми характеристиками организационных решений.

 

1.2. Методология и методы принятия  решений

 

Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.

Для того чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только  в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике:

·        методологию управленческого решения;

·        методы разработки управленческих решений;

·        организацию разработки управленческого решения;

·        оценку качества управленческих решений.

Методы разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих  решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.

Организация разработки управленческого решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе  разработки решения.

Объект принятия управленческого решения - многогранная деятельность предприятия независимо от его формы собственности. В частности, объектом  принятия решения являются следующие виды деятельности:

·        техническое развитие;

·        организация основного и вспомогательного производства;

·        маркетинговая деятельность;

·        экономическое и финансовое развитие;

·        организация заработной платы и премирования;

·        социальное развитие;

·        управление;

·        бухгалтерская деятельность;

·        кадровое обеспечение;

·        прочие виды деятельности.

Решение - результат выбора из множества вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на  основе разработанного проекта или плана работы.

Принятие решений присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей или всего народа определенного государства. С экономической и управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.

Все принимаемые в любой сфере деятельности решения можно условно классифицировать и подразделить на решения: по стратегии предприятия; прибыли; продажам; вопросам, оказывающим влияние на образование прибыли.

Принятие решения, как правило, сопряжено с выбором направления действия, и если решение принимается легко, без специальной проработки альтернатив, то хорошее решение принять трудно. Хорошее решение накладывает на менеджера большую социальную нагрузку и зависит от психологической подготовленности менеджера, его опыта, личностных качеств.

Принятию решения предшествуют несколько этапов:

·        возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;

·        выбор критериев, по которым будет принято решение;

·        разработка и формулировка альтернатив;

·        выбор оптимальной альтернативы из их множеств;

·        утверждение (принятие) решения;

·        организация работ по реализации решения - обратная связь

Применительно к управлению все решения можно классифицировать как:

·        общие;

·        организационные;

·        запрограммированные;

·        незапрограммированные;

·        рациональные;

·        нерациональные;

·        вероятностные;

·        решения в условиях неопределенности;

·        интуитивные;

·        на основе компромисса;

·        альтернативные.

Управленческое решение устанавливает переход оттого, что имеется, к тому, что должно быть проделано за определенный период. В процессе подготовки решения выявляются проблемы, уточняются цели, ведется вариантная проработка решений, выбор лучшего варианта и завершается его утверждение.

 

 

 

 

 

 

 

2. Механизм принятия управленческих решений

 

Технология менеджмента имеет следующий механизм:

1. Общее руководство  принятия решений.

2. Правила  принятия решений.

3. Планы в  принятии решений.

4. Принятие  двусторонних решений руководителями  одного уровня на основе индивидуального  взаимодействия.

5. Целевые  группы и их роль в принятии  решений (групповое взаимодействие  на равных уровнях).

6. Матричный  тип взаимодействия. Первые три  составляющие обеспечивают вертикальную  взаимосвязь между уровнями управления, последние три-горизонтальную связь в координации принимаемых решений.

Фирма может использовать как простой, так и сложный механизм взаимодействия в менеджменте, что зависит от сложности принимаемых решений и возможностей их реализации.

1) Общее руководство  принятием решений предполагает, что процесс принятия решений  находится в руках одного линейного (общего) руководителя, который подчинен  в свою очередь вышестоящему  руководителю. Здесь создается иерархия  в принятии решений по линейным  должностям. Каждый руководитель решает свои проблемы со своим непосредственным руководителем, а не с вышестоящим руководителями, минуя своего непосредственного руководителя. Руководители функциональных подразделений оказывают помощь линейным руководителям в качестве экспертов и отчитываются перед ними, по не наделяются правами и ответственность, которые имеет линейный руководитель. Общий руководитель до принятия решения обычно принимает предложения и выслушивает мнение не только непосредственных подчиненных, но и отдельных работников, которые обычно высказывают его при заключении коллективных договоров, в которых интересы работников представляют профсоюзы.

2) Правила  принятия решений или нормативы, обычно разрабатываются и издаются  самими фирмами. В них формулируются  действия, необходимые для реализации  принятых решений в определенных  условиях. Эти правила имеют целью  осуществление координации между  различными подразделениями и  делятся на оперативные, стратегические, организационные.

Оперативные правила обычно формируются в среднем управляющем звене в виде различных инструкций.

Стратегические правила, или деловая политика включает такие виды решений, как определение типа выпускаемых изделий и услуг, вида заказчиков, организация сбытовой сети, способов установления цен, условий и гарантий при продаже изделий фирмы и др.

3) Планы являются  средством координации деятельности  различных подразделений при  принятии управленческих решений. В планах определяются имеющиеся  ресурсы, необходимые для достижения  намеченных целей в рамках  конкретного периода. Планы охватывают  деятельность производственных  отделений, поэтому принятие управленческих  решений осуществляется в рамках  своих планов. Преимущество планов перед правилами состоит в том, что они являются более гибкими и их легче приспособить к изменившимися условиям.

Вариант плана обсуждается руководителем производственного отделения с вышестоящим руководителем (вице-президентом), после чего по окончательному варианту принимаются решение, которое становится обязательным к исполнению. Результаты выполнения плана периодически оцениваются руководителем производственного отделения. По итогам оценки принимаются решения о необходимости внесения корректив в плановые показатели или применения конкретных мер.

4) Принятие  двусторонних решений руководителями  одного уровня на основе индивидуального  взаимодействия осуществляется  без согласования со своими  общими руководителями. Для целей  координации довольно часто выделяются  специальные лица в находящихся  на одном уровне управленческой  структуры производственных отделениях. В некоторых фирмах функции  координатора выполняет руководитель проекта, отвечающий за осуществление конкретного комплекса работ и получающий полномочия принятия соответствующих решений. Довольно часто в производственных отделениях в качестве координаторов для принятия решений назначаются руководители, отвечающие за выпуск конкретного изделия. Чаще всего это относится к разработке новых изделий или разработке и выпуску изделий, части и компоненты которых, изготавливаются в разных производственных отделениях. Координатор-руководитель имеет право обсуждать проекты принимаемых решений с руководителями других производственных отделений и функциональных подразделений, но он не имеет административной власти, какую получают линейные руководители.

5) Целевые  группы действуют на основе  группового взаимодействия и  принимают решения, касающиеся конкретных  вопросов совместной деятельности  для достижения установленных  целей. Целевые группы могут создаваться  на временной или на постоянной  основе и иметь в своем составе  представителей разных функциональных  подразделений и специализированных  производственных отделений. Во  главе группы, создаваемой иногда  в форме комитета или комиссии, назначается руководитель (председатель), который наделяется правом принимать  решения без согласования с  высшим руководством фирмы или  общим руководителем. Вместе с  тем члены группы продолжают  находиться в подчинении у  своего руководителя.

6) В матричных  структурах, в отличие от двух  предыдущих горизонтальных механизмов, руководителю проекта предоставляются  линейные права, аналогичные тем, которые даются руководителям  функциональных подразделений. Возникает  сетевая структура, позволяющая  принимать решения во все более  усложняющихся условиях, касающихся  все более сложных проблем.

 

 

 

 

Подводя итог своей работе, можно сделать следующие выводы:

Принятие управленческих решений является очень важным фактором в деятельности любой современной фирмы. Без правильного принятия управленческих решений, эффективного руководства вряд ли возможно экономическое процветание фирмы.

На характер принимаемых решений огромное влияние оказывает степень полноты и достоверной информации, которой располагает менеджер. Принятие решений является самым важным делом в работе менеджера. Поэтому учиться принимать решения нужно еще в процессе обучения, а не тогда, когда от руководителя уже зависит судьба предприятия. К тому сейчас можно учиться не только на собственных ошибках, но и на опыте других людей и организаций.

Информация о работе Методы принятия управленческих решений