3. Процесс принятия решения
Независимо от подхода, которому
решает следовать человек, принимающий
решения, существуют определенные шаги,
которые он проходит в процессе принятия
решений. Как показано в табл. 10.1, процесс
может быть разбит на шесть шагов:
определение проблемы;
установка целей;
разработка альтернативных
решений;
выбор альтернативы;
осуществление решения;
оценка результатов.
Разберем каждый из этих шагов
поочередно.
Таблица 1. – Шаги процесса принятия
решения.
ИНТУИТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ
Чисто интуитивное решение
- это выбор, сделанный только на основе
ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее
решение, не занимается при этом сознательным
взвешиванием "за" и "против"
по каждой альтернативе и не нуждается
даже в понимании ситуации. Просто человек
делает выбор.
Ответственность за принятие
важных организационных решений - тяжелое
моральное бремя, что особенно ярко проявляется
на высших уровнях управления. Однако
руководители любого ранга имеют дело
с собственностью, принадлежащей другим
людям, и через нее влияют на их жизнь.
Если руководитель решает уволить подчиненного,
последний может сильно пострадать. Если
плохого работника не остановить, может
пострадать организация, что отрицательно
скажется на ее владельцах и всех сотрудниках.
Поэтому руководитель, как правило, не
может принимать непродуманных решений.
Прежде чем понять, как руководитель может
действовать более рационально, и систематизировано,
необходимо подробнее познакомимся с
всеобщностью принятия решений, его органической
взаимосвязью с процессом управления
и некоторыми характеристиками организационных
решений. Поскольку организованным действиям
присущи сложности, а управленческие решения
принимаются людьми и влияют на них, при
принятии решений необходимо учитывать
целый ряд разнообразных факторов.
Опишем лишь некоторые важнейшие
моменты, от которых непосредственно зависит,
как принимаются решения и насколько эффективными
они будут.
Личные оценки руководителя.
Личные оценки содержат субъективное
ранжирование важности, качества или блага.
В отношении принятия решений
оценки выступают в качестве компаса,
указывающего человеку желательное направление,
когда приходится выбирать между альтернативами
действий.
Каждый человек обладает своей
системой ценностей, которая определяет
его действия и влияет на принимаемые
решения. Например, вы можете считать неправильным
придерживать информацию, с помощью которой
коллега мог бы улучшить проект, над которым
он трудится. Несмотря даже на то, что этот
работник может быть вашим главным конкурентом
на пути должностного продвижения, ценность,
которую вы придаете лояльности и открытости,
заставляет вас принять решение о передаче
информации коллеге. С другой стороны,
вы можете решить уволить работника, который
все время работает плохо. Хотя вы придаете
большое значение лояльности, ваше представление
о равенстве подсказывает, что нужно уволить
плохого работника, потому что он не дает
организации столько же, сколько другие.
Исследования подтверждают,
что ценностные ориентации влияют на способ,
которым принимаются решения. Одно из
первых исследований, посвященных ценностям
американских управляющих, показало -
в их системе ценностей заметен явный
перекос в сторону экономики, политики
и науки в противовес социальным, религиозным
и эстетическим аспектам.
ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ. Решение принимается
в условиях определенности, когда руководитель
в точности знает результат каждого из
альтернативных вариантов выбора.
Сравнительно немногие организационные
или персональные решения принимаются
в условиях определенности. Однако они
имеют место и зачастую элементы более
крупных решений можно рассматривать
как определенные. Авторы и исследователи
экономико-математических методов называют
ситуации с наличием определенности детерминистскими.
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ. Решение
принимается в условиях неопределенности,
когда невозможно оценить вероятность
потенциальных результатов. Это должно
иметь место, когда требующие учета факторы
настолько новы и сложны, что насчет них
невозможно получить достаточно релевантной
информации. В итоге вероятность определенного
последствия невозможно предсказать с
достаточной степенью достоверности.
Неопределенность характерна для некоторых
решений, которые приходится принимать
в быстро меняющихся обстоятельствах.
Наивысшим потенциалом неопределенности
обладает социально культурная, политическая
и наукоемкая среда.
Сталкиваясь с неопределенностью,
руководитель может использовать две
основные возможности. Во-первых, попытаться
получить дополнительную релевантную
информацию и еще раз проанализировать
проблему. Этим часто удается уменьшить
новизну и сложность проблемы. Руководитель
сочетает эту дополнительную информацию
и анализ с накопленным опытом, способностью
к суждению или интуицией, чтобы придать
ряду результатов субъективную или предполагаемую
вероятность.
ВРЕМЯ И ИЗМЕНЯЮЩАЯСЯ СРЕДА.
Ход времени обычно обусловливает изменения
ситуации. Если они значительны, ситуация
может преобразиться настолько, что критерии
для принятия решения станут недействительными.
Поэтому решения следует принимать и воплощать
в жизнь, пока информация и допущения,
на которых основаны решения, остаются
релевантными и точными. Часто это затруднительно,
поскольку время между принятием решения
и началом действия велико.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РАЗВИТИЯ.
Вначале мы, сделали
различие между данными и информацией,
указав, что информация - это данные, просеянные
для конкретных людей, проблем, целей и
ситуаций.
Информация необходима для
рационального решения проблем. Порой,
однако, необходимая для принятия хорошего
решения информация недоступна или стоит
слишком дорого. Поэтому, самое правильное
для руководителя - отложить принятие
решения. Здесь, правда, сделано допущение,
что время не является критическим фактором,
и потери от задержки будут более чем перекрыты
выгодой от принятия более качественного
решения на основе дополнительной информации.
Выгода и издержки по большей части субъективно
оцениваются руководителем, что, в особенности,
относится к оценке руководителем стоимости
собственного времени и ожидаемых в результате
принятия решения улучшений.
РЕШЕНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА СУЖДЕНИЯХ
Такие решения иногда кажутся
интуитивными, поскольку логика их не
очевидна. Решение, основанное на суждении
- это выбор, обусловленный знаниями или
накопленным опытом. Человек использует
знание о том, что случалось в сходных
ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать
результат альтернативных вариантов выбора
в существующей ситуации. Опираясь на
здравый смысл, он выбирает альтернативу,
которая принесла успех в прошлом. Когда,
к примеру, вы делаете выбор что изучать
-программу обучения управлению или программу
обучения бухгалтерскому учету, вы скорее
всего принимаете решение на основе суждения,
исходя из опыта вводных курсов по каждому
предмету. Если вы получили балл "А"
по нескольким программам менеджмента
и только "С" - по программам бухгалтерского
учета, вы, вероятно, предпочтете совершенствоваться
дальше в менеджменте.
Многие из факторов, затрудняющих
межличностные и внутриорганизационные
коммуникации, влияют на принятие решений.
Например, руководители часто по-разному
воспринимают существование и серьезность
проблемы. Они могут также по-разному воспринимать
ограничения и альтернативы. Это ведет
к несогласию и конфликтам в процессе
принятия решения.
Руководители могут быть настолько
перегружены информацией и текущей работой,
что будут не в состоянии воспринять открывающиеся
возможности. Послужной список каждого
может показать, как они воспринимают
и реагируют на проблемы. Согласно одному
исследованию, руководители дают разное
определение одной и той же проблемы в
зависимости от отделов, которые возглавляют.
Руководитель может чувствовать, что вышестоящий
начальник будет раздражен, если ему сообщить
о реальной или потенциальной проблеме.
Как указано выше, от способа обмена руководителя
с подчиненными информацией в значительной
мере зависит поведение последних. Подобным
образом может иметь место точка зрения,
по которой "проблемы - это плохо",
ибо гораздо важнее "хорошо выглядеть".
Люди могут усваивать такую позицию от
своих коллег.
Руководитель может отвергнуть
тот или иной курс действий в силу личных
пристрастий или лояльности по отношению
к кому-то. Он может решить не прекращать
сомнительные инвестиции или проект, поскольку
поддерживал их на протяжении долгого
времени. В результате ему будет трудно
объективно оценить текущее состояние
освоения капиталовложений или проекта.
Подобным образом, менеджер может решить
поддержать или не поддержать определенный
проект, поскольку руководитель этого
проекта ранее не поддержал выдвинутый
менеджером проект. Короче говоря, установлено,
что многочисленные психологические факторы
и личностные особенности сказываются
на процессе принятия решений.
ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ РЕШЕНИЙ.
В организации все решения некоторым образом
взаимосвязаны. Важное единичное решение
почти наверняка может потребовать сотен
решений менее значительных.
Если, к примеру, организация
решает перевести штаб-квартиру в другой
штат, она должна также принять решения
о том, как компенсировать перемещение
работникам, кто определит - покупать или
не покупать новую мебель, кого нанимать
на новые должности и вакансии в результате
перебазирования, заставят ли законы о
налогообложении в другом штате менять
процедуры бухгалтерского учета и т.д.
Крупные решения имеют последствия
для организации в целом, а не только для
сегмента, непосредственно затрагиваемого
тем или иным решением. Если производственная
фирма решает приобрести новое и более
производительное оборудование для завода,
она должна также найти способ увеличения
сбыта продукций. Таким образом, закупка
нового оборудования должна отразиться
не только на производственном отделе,
но также решающим образом - на отделах
сбыта и маркетинга.
4.Практическое использование технологии
принятия решения
К сожалению, в России служба менеджмента
практически не развита, управленческие
решения принимаются, как правило, руководителями
предприятий на основе их личного опыта,
то есть сугубо субъективно. Обратная
связь - контроль за выполнением решений
практически отсутствует. Но, как ни странно,
чаще всего принятие правильного управленческого
решения подчиняется всем описанным в
работе процессам, и вне зависимости от
знаний принимающих решение, проходит
через все три стадии, но гораздо более
сложным путем. Вот реальная ситуация,
наглядно демонстрирующая технологию
принятия решения.
В некотором
вологодском банке сложилась очень запутанная
процедура отправки клиентских платежей
электронной почтой. На самом деле, электронная
связь с Центральным Банком только начала
внедряться. Методических рекомендаций
со стороны ЦБ России также не существовало.
Банк участвовал в эксперименте. В то же
время, использование технологии электронных
платежей сулило серьезные преимущества
по скорости прохождения платежей клиентов
банка. Ситуация усложнялась тем, что у
банка было несколько корреспондентских
счетов в других коммерческих банках.
Принятие решения о направлении средств
клиентов и контроль за состоянием корсчетов
возлагались на Управляющего банком, который
был занят и другими проблемами.
На
лицо - проблема, ее непонимание со стороны
руководства и полное отсутствие готовых
вариантов решения. В технологическом
процессе участвовали четыре звена: операционисты
бухгалтерии, принимающие клиентские
платежи, бухгалтер корреспондентских
отношений, заместитель главного бухгалтера
и Управляющий. Цепочка принятия решения
была сильно запутана и не поддавалась
формализации.
Как часто и бывает, признание проблемы
произошло на эмоциональном уровне руководителем,
когда возникла очередная нештатная ситуация.
В банке не было менеджера - тогда это было
не принято, решать проблему самому руководителю
было достаточно трудно, поэтому проблему
«перевесили» на отдел автоматизации.
Отдел автоматизации в силу своих профессиональных
качеств выполнил первую стадию принятия
управленческого решения: был осуществлен
сбор всей информации, касающейся данной
проблемы, проанализированы пути выхода
из нее, были изучены методы, использованные
другими банками - участниками эксперимента.
В результате, на стол руководителя легли
несколько вариантов решения проблемы.
К чести руководителя, он не стал принимать
единоличное решение, а собрал всех специалистов
отделов, связанных с данной проблемой.
На совместном совещании (почти метод
экспертной оценки) было выработано приемлемое
для всех решение.