Методы профессионального обучения персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в проведении исследований и изучении методов профессионального обучения персонала.
Традиционно различают два основных метода обучения персонала:
-Обучение без отрыва от производства (обучение с использованием внутренних ресурсов);
-Обучение с отрывом от работы в специализированных учебных заведениях, центрах подготовки кадров (с использованием внешних ресурсов).

Содержание

• Введение
• Глава 1 Основные понятия профессионального обучения персонала
o 1.1 Понятие и сущность обучения персонала
o 1.2 Виды обучения персонала
• 1.3 Характеристика профессионального обучения
o 1.4 Направления профессионального обучения
• Глава 2 Основные методы профессионального обучения персонала
o 2.1 Методы обучения персонала на рабочем месте
o 2.3 Методы профессионального обучения вне рабочего места
o 2.3 Методы повышения профессионального мастерства менеджеров
o 2.4 Сравнение методов обучения в зависимости от степени включенности в него слушателя
• Заключение
• Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 1.docx

— 50.68 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

Тема: Методы профессионального  обучения персонала

Содержание

  • Введение
  • Глава 1 Основные понятия профессионального обучения персонала
    • 1.1 Понятие и сущность обучения персонала
    • 1.2 Виды обучения персонала
  • 1.3 Характеристика профессионального обучения
    • 1.4 Направления профессионального обучения
  • Глава 2 Основные методы профессионального обучения персонала
    • 2.1 Методы обучения персонала на рабочем месте
    • 2.3 Методы профессионального обучения вне рабочего места
    • 2.3 Методы повышения профессионального мастерства менеджеров
    • 2.4 Сравнение методов обучения в зависимости от степени включенности в него слушателя
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Профессиональное обучение определяется как процесс подготовки персонала организации к успешному  выполнению стоящих перед ним  задач, т.е. совершенствование стандартных  компетенций. Вместе с тем современное  профессиональное обучение ориентируется  не только на задачи сегодняшнего дня, но и на будущие потребности организации. Профессиональное обучение является важнейшей  частью профессионального развития персонала.

Последние годы вопрос о  профессиональном обучении персонала  организаций является очень актуальным. В динамично развивающихся организациях обучение персонала используется для  развития бизнес-практики организации, выступает как инструмент преобразований, обслуживает потребности менеджмента в управлении изменениями.

Цель данной курсовой работы заключается в проведении исследований и изучении методов профессионального  обучения персонала.

Традиционно различают два  основных метода обучения персонала:

-Обучение без отрыва  от производства (обучение с использованием  внутренних ресурсов);

-Обучение с отрывом  от работы в специализированных  учебных заведениях, центрах подготовки  кадров (с использованием внешних  ресурсов).

Оба метода имеют свои преимущества и недостатки.

Таким образом данная курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:

-Изучение и анализ  методов профессионального обучения  персонала;

-Анализ достоинств и  недостатков методов обучения;

-Сравнение методов обучения  в зависимости от степени включенности  в него слушателя.

В данной работе объектом исследования является обучение персонала организации. Предметом курсовой работы выступают  методы профессионального обучения персонала организации.

Важнейшее условие успешного  развития любой организации - профессиональное развитие человеческих ресурсов - особенно актуально в современном мире, в котором проблема обновления приобретенных  знаний и навыков стоит особенно остро. Сегодняшний сотрудник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой, способностью адаптироваться к непрерывным  изменениям внешней среды.

Назрела необходимость профессионального  обучения персонала, т.е. создания условий  для полного раскрытия потенциала сотрудников, их способности вносить  ощутимый вклад в деятельность своей  организации. Речь идет прежде всего о предоставлении сотрудникам равных возможностей в получении достойных заработков, в продвижении по службе, в профессиональном росте и т.д.

Крупные западные фирмы инвестируют  все больше средств в профессиональное обучение персонала, понимая, что внешний рынок труда и система образования не успевают приспособиться к столь быстрому росту потребности в конкретных кадрах.

Глава 1 Основные понятия профессионального обучения персонала

1.1 Понятие и  сущность обучения персонала

Процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, профессионально-технических  училищах, техникумах, колледжах, лицеях, вузах. Вторичное обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах  повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и семинарах, в организациях и т.п. Целью обучения является получение образования.

Образование - процесс и  результат усвоения систематизированных  знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Уровень  образования обусловливается требованиями производства, научно-техническим и  культурным уровнем, а также общественными  отношениями. Образование делится  на два вида: общее и профессиональное. Образование должно осуществляться непрерывно.

Непрерывное образование - процесс  и принцип формирования личности, предусматривающий создание таких  систем образования, которые открыты  для людей любого возраста и поколения  и сопровождают человека в течение  всей его жизни, способствуют постоянному  его развитию, вовлекают его в  непрерывный процесс овладения  знаниями, умениями, навыками и способами  поведения (общения). Непрерывное образование  предусматривает не только повышение  квалификации, но и переподготовку для изменяющихся условий и стимулирование постоянного самообразования.

«Профессиональное образование  как процесс - это одно из звеньев  единой системы непрерывного образования, а как результат - подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дипломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного заведения» Кибанов А.Я. Управление персоналом организации, - М.: ИНФРА-М, 2007. - 410 с..

В дальнейшем речь пойдет о  профессиональном образовании персонала, которое осуществляется посредством  его обучения.

«Обучение персонала - основной путь получения профессионального  образования. Это целенаправленно  организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения  знаниями, умениями, навыками и способами  общения под руководством опытных  преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.» Кибанов А.Я. Управление персоналом организации, - М.: ИНФРА-М, 2007. - 411 с..

Следует различать три  вида обучения.

Подготовка кадров - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения.

Повышение квалификации кадров - обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.

Переподготовка кадров - обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и  способов общения в связи с  овладением новой профессией или  изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции  обучения квалифицированных кадров.

1)Концепция специализированного  обучения ориентирована на сегодняшний  день или ближайшее будущее  и имеет отношение к соответствующему  рабочему месту. Такое обучение  эффективно относительно непродолжительный  отрезок времени, но, с точки  зрения работника, способствует  сохранению рабочего места, а  также укрепляет чувство собственного  достоинства.

2)Концепция многопрофильного  обучения является эффективной  с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную  и внепроизводственную мобильность  работника. Однако последнее обстоятельство  представляет собой известный  риск для организации, где работает  сотрудник, поскольку он имеет  возможность выбора и поэтому  менее привязан к соответствующему  рабочему месту.

3)Концепция обучения, ориентированного  на личность, имеет целью развитие  человеческих качеств, заложенных  природой или приобретенных им  в практической деятельности. Эта  концепция относится в первую  очередь к персоналу, имеющему  склонность к научным исследованиям  и обладающему талантом руководителя, педагога, политика, актера и т.п.

Таким образом, предметом  обучения являются:

-Знания - теоретические,  методические и практические, необходимые  работнику для выполнения своих  обязанностей на рабочем месте;

-Умения - способность выполнять  обязанности, закрепленные за  работником на конкретном рабочем  месте;

-Навыки - высокая степень  умения применять полученные  знания на практике, навыки предполагают  такую меру освоения работы, когда  вырабатывается сознательный самоконтроль;

-Способы общения (поведения) - форма жизнедеятельности личности, совокупность действий и поступков  индивида в процессе общения  с окружающей действительностью,  выработка поведения, соответствующего  требованиям, предъявляемым рабочим  местом, социальные отношения, коммуникабельность.

1.2 Виды обучения  персонала

Характеристика видов  обучения представлена в табл. 1.1. Отдельные  виды обучения не следует рассматривать  в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию  между этими видами обучения.

Потребности в обучении квалифицированных  кадров необходимо рассматривать дифференцированно, т.е. по целевым группам или целевым  лицам, с тем чтобы качественно составить программу профессионального обучения для конкретного работника. Для отдельных целевых групп выделяются главные задачи (табл. 1.2).

Обучение может осуществляться на рабочем месте и вне рабочего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное  обучение).

«Критериями выбора вида обучения являются: с одной стороны, доходы (повышение квалификации приводит к  росту экономических результатов  работы), с другой - внушительные расходы. Если доходы от профессионального обучения трудно поддаются расчетам, то относительно легко подсчитываются расходы» Кибанов А.Я. Управление персоналом организации, - М.: ИНФРА-М, 2007. - 412 с..

Внепроизводственная профессиональная подготовка связана со значительными  изменяющимися расходами, внутрипроизводственная - со значительными, но фиксированными расходами, поскольку в сфере  обучения занято определенное количество человек и имеется соответствующая  инфраструктура. Следует отметить, что обучение квалифицированных  кадров на своем производстве имеет  преимущества: методика обучения составляется с учетом специфики предприятия, передача знаний осуществляется простым  наглядным способом, результат легко  контролируется. Внепроизводственное  обучение квалифицированных кадров проводится, опытными преподавателями, однако потребности предприятия  при этом не всегда в достаточной  степени учитываются.

Таблица 1.1

Характеристика  видов обучения кадров

 

Вид обучения

Характеристика вида обучения

 

1. Профессиональная подготовка  кадров

1.1.Профессиональная начальная  подготовка

1.2.Профессиональная специализированная  подготовка

Приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается  законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь). Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бакалавров). Предназначена для получения специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией (например, специалист, магистр)

 

2.Профессиональное совершенствование  (повышение квалификации)

2.1.Совершенствование профессиональных  знаний и способностей

2.2.Профессиональное совершенствование

с целью продвижения по службе

Расширение знаний, умений, навыков и способов общения с  целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального  роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт)

Приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, их актуализация и углубление. Обучаются  специалисты (горизонтальная мобильность)

Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мобильность)

 

3. Профессиональная переподготовка (переквалификация)

Получение знаний, умений, навыков  и овладение способами обучения (поведения) для освоения новой профессии  и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые  в производстве работники или  безработные, имеющие практический опыт)

 
     

 

Таблица 1.2

Задачи обучения для отдельных целевых групп

 

Целевая группа

Главные задачи обучения

 

1. Учащаяся молодежь

Теоретическая начальная  подготовка вне сферы деятельности в сочетании с практической подготовкой по специальности на рабочем месте (так называемая двойственная система образования: профессиональная школа -- производство)

 

2.Специалисты с опытом  работы

Повышение квалификации для  углубления специальных знаний по специальности

 

3.Руководители с опытом  работы

Отработка поведения на случай возникновения конфликтных ситуаций, ведение переговоров, методика принятия решений, выработка сдержанности и  т.п.

 
     

Информация о работе Методы профессионального обучения персонала