Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 06:32, курсовая работа
Необходимостью выбора какого-либо одного из нескольких возможных вариантов
действий. Выработка и принятие решения - узловая процедура в деятельности руководителя, которая определяет весь дальнейший ход процесса управления, в особенности конечный результат управленческой деятельности.
Целью данной работы является изучение методов разработки управленческих решений.
Решение относится к числу творческих операций в технологии управленческих работ. С одной стороны, по содержанию - это логико-мыслительная деятельность, выполняемая преимущественно руководящим персоналом. С другой стороны, решение - это эмоционально-психологический акт. Как никакой другой вид управленческой работы, решение обусловлено психофизиологическими чертами личности руководителя. Наконец решение выступает как управленческая процедура, следовательно, должна быть тщательно организована, регламентирована с помощью правовых норм.
Актуальность данной темы подтверждается тем, что эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.
1.Общая характеристика предприятия__________________________________5
2. Организация процесса управления предприятием
2.1.Производственная структура предприятия _________________________7
2.1.1. Производственная структура исследуемого предприятия_______9
2.2. Организационная структура управления предприятием
2.2.1. Общая характеристика структуры управления________________10
2.2.2. Функции управления________________________________________26
2.2.3. Методы управления________________________________________29
2.2.4.Информационное обеспечение процесса управления______________33
2.3. Система контроля и учёта на предприятии__________________________37
2.4 Система оперативного управления предприятием____________________43
2.5 Стратегия предприятия, исходя из его миссии_______________________45
Заключение_________________________________________________________48
Литература__________________________________________________________49
предприятия) [7, 36].
Несмотря на отсутствие единого подхода к классификации функций, большинство
авторов выделяют общие, специальные и конкретные функции управления.
При рассмотрении процесса управления были выделены его основные этапы,
которые в той или иной степени присутствуют в деятельности каждого
руководителя независимо от его места в управленческой иерархии и свойств
объекта управления. Этими этапами являются прогнозирование, планирование,
организация, координация, стимулирование, учёт и контроль, анализ [8, 170].
Все эти этапы объединяются общими функциями управления.
Поскольку в своей деятельности любая организация использует различные ресурсы,
то имеет смысл говорить об управлении этими ресурсами. По виду деятельности
работников аппарата управления, связанной с использованием ресурсов
предприятия, могут выделяться конкретные функции управления. Наиболее
часто встречаются следующие конкретные функции: управление финансами;
управление недвижимостью; управление материальными ресурсами; управление
персоналом и пр.
Поскольку в работе предприятия можно выделить различные сферы или области
деятельности (например, такие, как основное и вспомогательное производство,
охрана окружающей среды, сбыт продукции и пр.), то имеет смысл говорить об
управлении каждой сферой деятельности.
Функции управления, выделенные по этому критерию, называются специальными
функциями управления.
Функциональная задача управления - это определённый этап (планирование,
организация и т.д.) управления определённым ресурсом (финансы, персонал и
пр.) в определенной сфере деятельности.
Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и
основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление,
производство, НИОКР, маркетинг).
Общее управление предприятия состоит в его структуризации, организации
деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе
результатов деятельности.
При управлении производством решаются задачи экономики производства
(издержки, цены) и планирования производства продукции. К задачам
планирования производства относят:
· выбор технологического процесса;
· планирование программы производства;
· планирование последовательности производства (оперативное
планирование);
· формирование производственных систем (систем оборудования);
· содержание и эксплуатация оборудования;
·
организация материально-
При управлении НИОКР (инновациями) реализуются следующие конкретные функции
управления:
· организация инновационного процесса;
· выбор и реализация стратегии НИОКР;
·
оптимальное распределение
· внедрение результатов НИОКР;
· защита результатов НИОКР.
Реализация функций в области маркетинга включает:
· организацию сбора и обработки маркетинговой информации;
· выбор целевых рынков и их сегментирование;
· применение маркетинговых решений по продукту;
· выбор и взаимодействие с каналами товародвижения;
· продвижение товара;
· выбор и реализация ценовой политики;
· планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности.
Финансовое управление предприятием включает:
· приобретение финансовых средств;
· использование финансовых средств;
· управление ликвидностью;
· структурирование капитала и имущества;
· управление платежными средствами и проведение платежного оборота;
· финансовое планирование и финансовый контроль.
Таким образом, конкретные функции управления фирмой можно рассматривать как
системные компоненты ее менеджмента.
В ООО ресторане “Buono Chibo” общие функции управления осуществляют
следующие подразделения: экономический отдел.
Конкретные функции управления: инженерно-эксплуатационный отдел, отдел
снабжения.
Специальные функции: зал обслуживания, цеха.
2.2.3. Методы управления
К главным
методам воздействия можно
математические,
социально-психологические и
Экономические методы
своей основе экономические отношения и экономические интересы людей.
Экономические интересы делятся на четыре большие группы: интересы
государства, интересы отрасли, интересы коллектива (организации), интересы
личности.
Между этими интересами существуют противоречия. Искусство руководителя -
разрешать данные противоречия, находить приемлемые компромиссы.
Возможные экономические рычаги управления: себестоимость (затраты),
производительность труда, фондоотдача, цена, заработная плата.
Один из важнейших экономических рычагов управления - заработная плата
работников.
Экономико-математические
экстремумов
аналогичных оптимизационных
но и для других.
Социально-психологические
и общественное (групповое) сознание и психологию, основывающиеся на
общественно-значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании.
Социальные процессы идут на четырёх уровнях:
Всего общества (государства), коллектива, рабочей группы, индивида (личности).
Основные факторы, определяющие ход социальных процессов: демографические
факторы, возраст, этническая принадлежность, 4уровень образования и
квалификация, размер рабочей группы, психологический климат.
Организационно-
поведения как осознанная необходимость человека трудиться в определённой
организации, чувство долга. В систему этих методов входят:
1. Правовые нормы и акты.
2.
Методы организационного
3. Распорядительные методы, использующиеся в процессе оперативного
управления.
Можно применить следующие способы улучшения управления производством:
1.Организационно-
оптимизации структуры производства.
2.Социально-психологические:
для оптимизации действия
можно использовать т.н. систему “ кафетерия”, в которой сотрудник получает
возможность выбрать из общего перечня предлагаемых предприятием те, которые
для него наиболее предпочтительнее. Возможность партисипативного управления.
Воздействие на основе
ключевыми для достижения организационной эффективности. Метод управления
на
основе лидерства в коллективе позволяет быстро решать наиболее срочные задачи и
оперативно
реагировать в неожиданных
преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или
организацией своих целей. Лидерство в основном строится на отношениях типа
«лидер - последователи», а не «начальник - подчиненный». Не всякий менеджер
может быть лидером; в коллективе может появиться и неформальный лидер.
Автоматизированные методы
электронно-вычислительные, телекоммуникационные средства и сети в системе
управления организацией, ее связей с внешней средой и реализации основных
функций менеджмента: анализа, прогнозирования, планирования, оптимизации и
принятия решений, учета, контроля, мониторинга. Построение автоматизированной
системы управления организацией (АСУО) включает в себя следующие восемь
составляющих: разработку модели организации, информационного обеспечения АСУО,
математического обеспечения АСУО, лингвистического обеспечения АСУО,
программного обеспечения АСУО, сетевого обеспечения АСУО, технического
обеспечения АСУО, организационного обеспечения АСУО, методического обеспечения
АСУО.
Цели функционирования АСУО:
· минимизация времени на коммуникационные процессы в организации,
повышение оперативности управления;
· учет и контроль производственных процессов, что снижает общие издержки;
· обеспечение оптимального планирования, оптимального распределения
ресурсов и управление запасами;
· составление расписаний движений ресурсов в организации и т.д.
Телекоммуникационную технику и сети используют также в финансовых расчетах,
работе с поставщиками, клиентами (бизнес в Интернете, электронные магазины),
партнерами.
В программно-целевых методах управления используется специальная матрица
программно-целевого управления.
Мероприятия Исполнители
1. Организационно-экономические
2. Научно-технические
3. Технико-технологические
4. Экологические
Схема 2.
Проблемы:
· необходима координация исполнения программ по срокам, исполнителям и
целям;
· необходимо правильное распределение прав, ответственности и
ресурсного обеспечения.
Проблемно-ориентированные
нештатных ситуациях (экономические кризисы, потери рынков сбыта, стихийные
бедствия, аварии, чрезвычайные ситуации). При этом:
· выделяются сложные критические ситуации – проблемы, которые могут
возникнуть в будущем и которые необходимо быстро решить;
· для каждой ситуации разрабатываются возможные сценарии (схемы,
алгоритмы) развития событий, делается оптимистический и пессимистический
прогнозы;
· разрабатываются сценарии ответных действий на возможные нештатные
ситуации; основная цель – минимизация потерь и быстрейшее спасение самого
ценного.
В таких ситуациях основной критический ресурс – это время. Умение оперативно
управлять временем в критических ситуациях выходит на первый план. Часто для
этой цели проводятся специальные тренировки, сборы, тренинги, которые
позволяют скоординировать действия подразделений и руководства в нештатных
ситуациях, выявить и проанализировать ошибки в ответных действиях.
ООО ресторан “Buono Chibo” делает упор на два метода управления:
экономические и социально-психологические. Выбор в пользу этих методов сделан
по причине небольшого размера организации и особенностей работающего
коллектива. Именно в следствие верного и совместного труда всего персонала
предприятие является прибыльным.
2.2.4. Информационное обеспечение процесса управления.
Передача информации о положении и деятельности фирмы на высший уровень
управления и взаимный обмен информацией между подразделениями фирмы
осуществляется
на базе современной электронно-
применением различных информационных решений [2, 132].
В менеджменте к информации предъявляются определённые требования: краткость,
чёткость формулировок, своевременность поступлений, точность и достоверность,
правильный отбор первичных сведений, непрерывность сбора сведений [3, 72].
Для современных предприятий характерно применение высокоэффективных систем
информации, основанных на использовании новейших технических средств
автоматизированной обработки информации, объединённых в единую сеть.
Управленческая информационная система состоит из компонентов обработки
информации, внутренних и внешних каналов её передачи, собственно информации.
Информационные
системы последовательно
производственного процесса, информации и организации путём применения
технических средств сбора, накопления, обработки и передачи информации в
сочетании с использованием аналитических методов математической статистики и
моделей прогнозно-аналитических расчётов. Весь информационный процесс
Информация о работе Методы разработки управленческих решений